Словарь Вихлицкого : кедр
Кедр (Cedrus libani; евр. эрэз). К. ливанский относится к хвойным деревьям (Coniferae). Это вечнозеленое растение достигает выс. 40 м, а толщина его ствола — до 4 м. Хвойный покров К. похож на покров лиственницы. Его яйцевидные шишки размером до 10 см снабжены черенками и растут на ветках вертикально вверх. Когда-то Ливан был покрыт кедровыми лесами, но сегодня можно видеть лишь жалкие остатки в трех местностях; вблизи Бешерре насчитывается ок. 300 деревьев. К. часто упоминается в Библии (Чис 24:6; Суд 9:15; Пс 28:5; Пс 147 и др.). Он считается благороднейшим деревом (3Цар 5:13; 4Цар 14:9) — это символ силы и власти, но в то же время может олицетворять гордость и заносчивость (Пс 91:13; Ис 2:13; Иез 17:22–24; Иез 31:1–18). Иногда эти деревья называют К. Божьими (Пс 79:11) или древами Господа (Пс 103:16). Кедровая древесина имеет коричневый цвет, она очень прочна, ее не точат насекомые, поэтому она высоко ценится как строит. материал, это превосходное топливо, поскольку сгорает, почти не выделяя дыма и оставляя мало золы.
Кедровое дерево предписывалось для принесения определ. жертв очищения (Лев 14:4,49; Чис 19:6; → Жертва, V,5 в-д). Из душистой смолы этого дерева с древнейших времен получают кедровое масло. Финикийцы поставляли → Давиду кедровые бревна для строительства дворца (2Цар 5:11), Соломону — для строительства храма (3Цар 5:10) и дворца (3Цар 7:1–12), который называли «домом из дерева Ливанского» из-за того, что при его сооружении и отделке использовалось много кедрового дерева. Строит. лес, как впоследствии и при строительстве второго храма, перевозили по Средиземному морю (2Пар 2:15; Езд 3:7). Сами финикийцы использовали стволы К. для изготовления корабельных мачт (Иез 27:5). Ассирийцы и вавилоняне нередко привозили стволы К. из воен. походов в качестве добычи (Ис 14:8; Ис 37:24), которая, видимо, считалась достаточно значительной, т.к. о ней упоминается в оставл. царями надписях. Под «кедром» в Ис 60:13, вероятно, подразумевается одна из разновидностей → кипариса.
Кедр (אֶרֶן – от אָרַן быть плотным, крепким – кедр называется так от своей крепости и плотности; Κέδρος; Cedrus; Кедръ; L: Ceder): Лев.14:4. Чис.24:6. Суд.9:15. Иов.40:12. Пс.28:5, 79:11. Песн.1:16, 5:15. 2Цар.5:11, 7:2, 7. 3Цар.4:33, 6:9 и дал. 3Цар.7:2, 10:27. 1Пар.14:1, 17:1. 2Пар.2:3, 8, 9:27. Ис.2:13, 9:10. 14:8, 37:24, 41:19, 44:14, 60:13. Иер.22:7, 14. Иез.17:3, 12. 27:5, 31:3 и дал. Ам.2:9, Зах.11:1. Сир.24:14, 50:14. и пр. и пр. – Высокое, стройное, ветвистое, крепкое и долговечное дерево, принадлежащее к семейству хвойных, игольчатых деревьев, и более по виду подходящее к лиственнице. Самые большие из них имеют от 11 до 13 сажен вышины и от пяти до шести сажен в обхвате. Ветви таких толстых дерев раскидываются на 16-ть сажен. Рост их медлен, особенно в первые годы. Подобно сосне и ели, кедр не перестает роста дотоле, пока не потеряет своей мягкой верхушки (Иез.17:3, 31:3); с потерей верхушки он начинает толстеть и удлиннять свои ветви. Ветви его расположены вокруг ствола так же, как и у ели. Они у верхушки коротки и тонки, но чем ближе к корню, тем становятся длиннее и толще. Нижние ветви кедра, по своей толщине, равняются иногда главному стволу его, и разветвляясь на множество боковых отпрысков, дают широкую тень. Хвоя или иглы, покрывающие ветви и верхушку кедра, в 11/2 дюйма длины, мелки, тонки, почти четырехугольные, вечно зеленеющие, темного цвета; на старых ветвях они расположены кучками по 20-ти в одном гнезде, а на молодых побегах растут поодиночке. На 50-м году своего возраста кедры начинают приносить плоды или шишки, по наружности очень похожие на сосновые. Они растут по концам ветвей кучками, по три и по четыре вместе, яйцеобразны, острыми концами обращены вверх, держатся крепко на коре серо-бурого или темно-коричневого цвета, и издают приятный запах, так как и все дерево. Кедры размножаются и возобновляются только семенами, падающими на свежую землю к корням старых дерев. Из естественных щелей, или искусственно сделанных надрезов на коре дерева, отделяется белая смола, похожая и видом и запахом на меккский бальзам. Смола эта, по мнению древних, противодействовала естественному разложению и гниению, и потому ею натирали листья папируса, и также тела умерших, дабы сохранить их от тления. – Кедры росли в Палестине и в соседних с нею странах. Не только Ливан, но и Кармил, Тавр, Аман, и вообще вся малая Азия, могут почитать кедр своим естественным произведением. Самое дерево кедра, желтоватое, с буро-красными подосками, по своей чрезвычайной твердости, плотности, тяжести, приятному запаху и долговечности, имеет особенную ценность. Оно употреблялось, для дорогих ящиков, для сохранения в них драгоценных одежд шелковых и узорчатых материй (Иез.27:24); из них выделывали идолов (Ис.44:13–14); их употребляли для обшивки горниц домов (Иер.22:14. Соф.2:14), и вообще для великолепных зданий. Из кедрового дерева большей частью были построены дворцы Давида и Соломона и самый Храм Соломонов (2Цар.5:11, 7:2, 7. 3Цар.5:6, 8–9, 7:2. 1Пар.14:1, 17:1, 22:4. 2Пар.2:3, 8 и дал. Песн.1:17). И при строении 2-го храма Иерусалимского употреблялся кедровый лес (1Ездр.3:7). Из кедра делались мачты корабельные (Иез.27:5). Как противодействие гниению и символ крепости и продолжение жизни и здоровья, кедровое дерево употреблялось, в соединении с другими веществами, при очистительных жертвах (Лев.14:4, 6. Чис.19:6, 9). Резное кедровое дерево не только в православных церквях востока, но и в арабских и коптских церквях употребляется не только для иконостасов, но и для украшения стен. Из всех видов кедра издревле преимущественно славился кедр ливанский. Он рос единственно на Ливанских горах (Суд.9:15. 3Цар.4:33. 2Пар.2:8–9. 1Ездр.3:7. Пс.28:5, 71:16. Ис.2:13. Ос.14:6. Захар. 11:1). Там, по выражению Псалмопевца, он насажден самим Богом (Пс.103:16), рос в огромном количестве, и сам собою, естественно, без всякого пособия со стороны искусства человеческого, и достигал самых великих размеров, каких не имел никакой другой кедр и никакое другое дерево. «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, каштаны не были величиною с ветви его; ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» (Иез.31:7–9). От ароматной смолы его самый воздух на Ливане распространял приятнейший запах (Песн.4:11. Ос.14:7). Но с древних времен в Ливанских лесах производились большие порубки кедровых дерев, так как они по своей прочности употреблялись и для строение домов и для других потребностей. Особенно большая порубка была во времена Соломона, когда строился Храм Соломонов и дворцы Соломона. Порубки эти продолжались три года и в больших размерах рабочими тирскими и израильскими (2Пар.2:3, 8–10, 16. 3Цар.5:6, 10, 13–14, 6:9, 15–18, 7:2, 7–8, 12, 10:17, 21, 27). Не щадили ливанских кедров и внешние враги (4Цар.19:23). И второй Храм Иерусалимский строился из кедров ливанских (1Ездр.3:7. 2Ездр.5:53). Если присоединить к этому те перемены и потрясения, которым подвергалась страна эта в последующее время, то от халдеев и персов, то от царей египетских и сирийских, которые своим угнетением и хищничеством разоряли страну эту, то от римлян и персов, долго споривших между собой за обладание ею, то от племен аравийских, соединившихся под знаменем Магомета и от междоусобий калифов, то от продолжительных войн во времена Крестовых походов, то от опустошений Тамерлана и татар, то, наконец, от турок – настоящих властителей страны, их междоусобий, их своеволия, дикости и варварства: то не будет ничего удивительного, что ныне Ливан не имеет тех величественных кедровых лесов, какими, славился он в прежнее время, во времена Давида и Соломона. Из древних лесов ныне сохраняется одна только кедровая роща при деревне Бширрай, в долине, открытой только с запада, а с прочих сторон окруженной самыми высокими горами. В ней насчитывают ныне от 3-х до 4-х сот кедров, из коих большая часть принадлежит к подросткам, другие – более или менее значительного возраста – от 400 и до 800 лет, и только немногие – от 10-ти до 12-ти дерев – принадлежат древнейшему временя, за тысячу лет. Вуркгарт, один из самых добросовестных английских путешественников в 1812 году, пишет: «Я считал самые старые из уцелевших дерев, их было 12, другие пятьдесят – толщины посредственной, и более трех сот низких и молодых. У древнейших по нескольку стволов выходит из одного корня; на них начертано множество имен путешественников» (Разум. Обоз. растен. упом. в Св. П. 1871 г. стр. 158–159). Надобно заметить, впрочем, что хотя долгое время упомянутую рощу считали единственным остатком древних кедров Ливана; но Зеетцен, Еренберг и американские миссионеры находили их и в других местах Ливана в достаточном количестве (Herz. 2. р. 612–613). В Св. Писании кедры, по их отличительным свойствам, часто представляются символом и образом всего особенно величественного, неизменно прочного, крепкого, сильного, красивого и славного Кедр служит образом праведников. «Праведник цветет, как пальма, пишет Псалмопевец, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Пс.91:13–16). Кедру уподобляются цари в их могуществе, силе, славе и влиянии не только на свой народ, но и на другие, соседние. «Кому ты равняешься в величии своем? – говорил Бог чрез пророка фараону, царю Египетскому. – Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его. Оттого высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались и сучья становились длинными от множества вод. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих; ибо корень его был у великих вод. Ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» (Иез.31:2–8). Но Господь сокрушает и самые кедры ливанские (Пс.28:5). Так все величие земное ничтожно пред величием Божиим (Ис.2:12–17). С величием, красотой, благоуханием и славой Ливана сравнивается в Св. Писании состояние обращения, помилования и возрождение Израиля (Ос.14:6–8). Ges. р. 96. Zell. 1. р. 195. Herz. 2. р. 612–613. Разум. Обозр. раст., упом. в Св. Пис. 1871 г. М. р. 152–161.
Насажден Богом. Пс 103:16. Ис 41:19.
Насажден Богом на прославление Бога. Пс 148:9.
Ливан прославился кедрами Суд 9:15. Пс 91:13.
Растет особенно на берегах рек. Чис 24:6.
Ввезены Соломоном в большом количестве. 3Цар 10:27.
Высок. Ис 37:24. Иез 17:22. Ам 2:9.
Ветви раскидыстые. Пс 79:10, 11.
Благоуханный. Песн 4:11.
Красивый. Пс 79:11, 12. Иез 17:23.
Прочный. Ис 9:10.
Вероятно самое первое дерево. 3Цар 4:33.
Предмет обширной торговли. 3Цар 5:10, 11; Езд 3:7.
Употреблялся для постройки храмов. 3Цар 5:5, 3Цар 5:6, 3Цар 6:9, 3Цар 6:10.
Употреблялся для постройки дворцов. 2Цар 5:11; 3Цар 7:2, 3.
Употреблялся для мачт кораблей. Иез 27:5.
Употреблялся на изготовление ящиков для платья. Иез 27:24.
Употреблялся для очищения прокаженных. Лев 14:4−7, Лев 14:49−52.
Употреблялся для приготовления очистительной воды. Чис 19:6.
Употреблялся для изготовления идолов. Ис 44:14.
Орлы гнездятся на кедрах Иер 22:23. Иез 17:3.
Истребление кедров — образ наказания. Иер 22:7.
Истребление кедров — образ силы Божией. Пс 28:5.
В переносном смысле:
О величии, силе и славе Христа. Песн 5:15. Иез 17:22, 23.
О красоте и славе Израиля. Чис 24:6.
О праведниках в силе их. Пс 91:13.
О сильных народах. Иез 31:3. Ам 2:9.
О надменных правителях. Ис 2:13, Ис 10:33, Ис 10:34.
1) Царь деревьев в Святой земле. «Кедр на Ливане с красивыми ветвями и тенистою листвою; и высокий ростом» (Иез 31:3). Кедр (pinus cedrus) принадлежит к семейству хвойных деревьев, и похож на лиственницу. Ветви и ствол его более растут вширь, нежели в вышину, он не так гибок, как наши сосны, и достигает в вышину более 30 метров. Кедр со своими широко раскинутыми ветвями представляет красивое дерево и дает густую тень. Длинные иглы, которые растут пучками более 20 штук вместе, не опадают зимою. Красноватые шишки, короче, но толще сосновых шишек, растут кверху, подобно елочным свечам, на блестящих ветвях кофейного цвета. Прочная древесина светло-желтого цвета, испускает приятный запах; черви ее не точат, отчего она и считалась драгоценным материалом для построек. Давид употреблял кедровое дерево для роскошных построек (2Цар 7:2); а также и Соломон (3 Пс 7:2 и дал.). Особенно много пошло кедра на внутреннюю отделку (3Цар 8:9, Езд 3:7); столбы, крыши и т.д. (3Цар 6:9, 3Цар 7:3-7, Песн 1:16, Иер 22:14) первого и второго храма.
Из кедра делались также истуканы (Ис 44:14 и дал.). Могучие стволы этого дерева употреблялись богатыми жителями Тира для мачт (Иез 27:5). Кедровое масло употреблялось для бальзамирования трупов как средство против гниения. Густая смола, которая вытекала из ствола и шишек, имела сильный запах — «благоухание Ливана» (Песн 4:11, Ос 14:7). Благодаря этому свойству, кедровое дерево употреблялось при некоторых обрядах очищения (Лев 14:4, Чис 19:6); на символическом языке Библии кедр обозначает: знатность, силу и долголетие (4Цар 14:9, Пс 91:13, Ис 21:13, Иез 17:3, Иез 17:22, Иез 31:3).
Кедры в древние времена росли в значительном количестве на Ливане. Оттуда Хирам доставил Соломону огромное количество этого материала, в котором тот нуждался. По 10 000 дровосеков работали на Ливане ежемесячно и слуги Хирама перевозили бревна к морю, где их связывали в плоты и таким образом доставляли в Яффу, откуда они перевозились сухим путем в Иерусалим (3Цар 5:8). Кедрового дерева во время Соломона в Иерусалиме было так много, что оно было не дороже сикомор, растущих на низменных местах (3Цар 10:27). Преемники Соломона продолжали вырубать кедры; от прославленных кедровых лесов Ливана теперь мало что осталось.
2) (Ис 44:14, евр. тирпах) — твердое дерево, из которого делались идолы; в Ос 4:13 это дерево названо теревинфом.