Словарь Вихлицкого : коринф
Коринф, один из важнейших городов Греции, столица рим. провинции Ахаии и резиденция проконсула (Деян 18:12). К. был расположен на перешейке, соединяющем Сев. Грецию с полуостровом Пелопоннес. Через порт Лехей в Коринфском заливе К. был связан с Ионическим морем, а через портовый город Кенхреи (Деян 18:18) в Эгинском заливе — с Эгейским морем. Таким образом, К. стоял на пересечении важнейших торг. путей, связывавших Испанию, Италию, Сицилию с Малой Азией и Египтом. Малые суда и грузы с кораблей переправляли и сухопутным путем через перешеек для дальнейшего следования. Таким образомудавалось избежать опасного морского путешествия вокруг Пелопоннесского полуострова. К. являлся городом мирового значения; на его улицах можно было встретить сотни купцов и ремесленников из Рима, Греции, Палестины, Сирии, Египта. Население К. было неоднородным, две трети его составляли рабы. После того как в 146 г. до Р.Х. город разрушили римляне, он был заново отстроен только при Юлии Цезаре в 44 г. до Р.Х.
В К., как и в большинстве крупных порт. городов, нормы обществ. морали были невысоки. Безнравственность коринфян вошла в поговорку. Глагол коринтиадзестай означал «вести беспутную жизнь», «сводничать». «Коринфскими девицами» называли женщин предосудит. поведения. К этому добавлялась и храмовая проституция — своего рода некий результат оживленной торговли с востоком, — являвшаяся составной частью культа Афродиты. По преданию, этому служению посвятила себя тысяча «жриц», которые жили в К. в маленьких домах, окруженных садами из роз. Не было недостатка и в культах вост. божеств — Исиды, Мелькарта, Кибелы, Сераписа, — завезенных сюда финикийцами. Из посланий ап. Павла можно понять, как пагубно это окружение влияло на членов молодой Церкви (1Кор 6:9–11,18).
Павел дважды посещал этот город, оставаясь в нем продолжит. время (Деян 18:1–18; Деян 20:2,3); во время своего второго пребывания здесь он написал Послание к Римлянам (ср. Рим 16:23; 1Кор 1:14; 2Тим 4:20). Амер. археологи определили, что древний город располагался на двух террасах у подножия крепостного холма Акрокоринфа, высота которого составляла 600 м. Археологами были обнаружены остатки многочисл. храмов, здания, где вершил суд наместник (Деян 18:12), а также ряды мясного рынка [макеллон, от лат. macellum; 1Кор 10:25], располагавшиеся вблизи рыночной площади (агоры). На одной из дверных перемычек была обнаружена надпись: «Синагога евреев», возможно, та самая, что упомянута в Деян 18:4. В другой надписи встречается имя → Ераст (→ Послания к коринфянам).
Коринф, Коринфяне (Κόρινθος, Κορίνθιοι; Corinthus, Corinthii; L: Corinth, Corinther): Деян.18:1, 8. 19:1. 1Кор.1:2. 2Кор.1:1, 6:11. – Древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахаии; лежал в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морями, между заливами – Коринфским с запада и Сароникским с востока; лежал при подошве горы, на которой возвышалась крепость, города – Ακροкоринф. Начало его восходит к баснословным временам. Он построен Эолийцем Сизифом, сыном Эола, одним из шести глав племен греческих, за 1400 лет до Р. Хр., и назывался Ефира по имени дочери Океана. Перемена названия по имени некоего царя Коринфа находится в связи с разделением владычества между Сикионом и Коринфом, и падает на время похода аргонавтов. Он составлял сначала самостоятельное государство: триста лет владычествовали в нем цари эолийского племени. Потом поселившиеся здесь дорийцы положили конец владычеству эолян, и отселе происходили здесь разные перемены во внутреннем управлении. Во время Пелопонесской войны Коринф является в союзе со Спартой против Афин. По изгнании македонян, Коринф в 243 году сделался главой Ахейского союза, и потом в 146-м году до Р. Хр. он был взят и разрушен римским Консулом Муммием и целое столетие лежал в запустении. Но в 46-м году до Р. Хр. Юлий Кесарь снова восстановил его и основал здесь римскую колонию. Хотя новый Коринф не так был велик, как древний, но он вскоре достиг цветущего состояния и снова был главным городом Ахаии. Теперь здесь было местопребывание проконсула. Находясь между двумя морями – Эгейским и Ионическим, он имел две пристани – Лехейскую на западном берегу, служившую для стоянки кораблей Италийских, Сицилийских, Испанских и других, и Кенхрейскую – на восточном берегу, для кораблей Египта, Сирии, Финикии, Малой Азии и пр. Так. образ, как прежде, так и теперь он был средоточием для торговли и взаимных отношений между востоком и западом. С возвышением торговли возвышалось и внешнее благосостояние, и вместе с этим возвышались и науки и искусства. Здесь были многие училища и гимназия; здесь много было софистов, и особенно процветали художества – пластическое искусство и архитектура, плодом коих были великолепные храмы, дворцы, театры и другие публичные здания, которые частью восстановлены были из прежних остатков, частью вновь построены и украшали город, и особенно храмами украшен был рынок и путь к Акрополю вел мимо капищ, алтарей, жертвенников, статуй и кумиров; на самой вершине крепости возвышался храм Афродиты или Венеры, украшенный ее изображением, одетой в броню. С возвышением благосостояния, несмотря на ученость и образование, умножались среди коринфян и пороки. Особенно между ними господствовали: роскошь и страсть к чувственным наслаждениям, невоздержание и распутство. Отсюда вошло даже в пословицу выражение «жить по-коринфски», т. е. жить роскошно, невоздержно, распущенно. Этому много содействовало господствовавшее здесь служение Венере. При ее храме жило более тысячи жриц, предававшихся распутству в честь богини. Роскошная и распущенная жизнь необходимо более действовала на возвышение искусств, нежели наук. Тогда как в новом Коринфе не было известно никакого ученого мужа, искусствами Коринф славился. Из всех греческих городов он особенно отличался духом изобретательности и вкусом изящества и художественности. Ему обязано зодчество своими богатейшими и красивейшими формами (колонны коринфского ордена), и нигде в другом месте не было такого богатства в художественных произведениях, как в Коринфе; сюда относятся коринфского изделия статуи, вазы и разная домашняя утварь из глины и коринфской меди, которая имела особенную ценность. Herz. VIII. р. 30–31. Zell. 1. р. 833–834. Начало христианства в Коринфе положено было ап. Павлом. Во время 2-го апостольского своего путешествие он прибыл сюда в 53-м году из Афин, и остановился у одного христианина из иудеев, по имени Акилы, который незадолго пред тем, вследствие гонения имп. Клавдия, переселился сюда из Рима вместе с женою своею, занимаясь деланием палаток. Ап. остановился у него, потому что занимался тем же ремеслом. Но, занимаясь ремеслом своим, апостол не опускал главного своего долга – проповеди Евангелия. Каждую субботу синогога коринфская оглашалась его проповедью (Деян.18:1–4). И он являлся сюда не с высоким словом человеческой мудрости, а со словом о Кресте, проповедуя иудеям и эллинам И. Христа, и притом распятого, и сам пребывая у них в немощи, страхе и трепете (1Кор.2:1–5). Сначала проповедь его, по враждебной нерасположенности иудеев, не имела успеха. Тогда апостол обратился к язычникам, избрав местом своего жительства дом некоего благочестивого язычника, именем Иуста, находившийся подле синагоги. Это возбудило ревность в иудеях. Сам начальник синагоги, Крисп, крестился со всем своим домом, и из язычников обратилось немалое число. Тогда Господь явился апостолу и сказал: «Говори и не умолкай, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян.18:9–10); и апостол проповедовал там полтора года, и силой его учения и чудес Церковь Коринфская так была утверждена и благоустроена, что апостол после называл ее печатью своего апостольства (1Кор.9:2). Так положено было начало христианства в Коринфе. Но не оставались в покое и враждебные иудеи, и хотя проконсул не принял их обвинение на апостола, но апостол нашел нужным оставить Коринф. Дело его продолжал здесь Аполлос, иудейский ученый из Александрии (см. Аполл). Но с течением времени после Павла в Церкви Коринфской возникли разные недуги и беспорядки – то от свободы мышления и распущенности жизни коринфян, то от разногласия касательно достоинства учителей и истины их учения, так что в этом отношении Церковь Коринфская разделилась на разные партии; к этому присоединялись разные злоупотребления христианскою свободой и некоторые сомнения и недоразумения, в которых коринфяне ожидали разрешения от апостола. Узнав подробно об всем этом частью из письма к нему коринфян, а более от доставивших письмо коринфян и домашних благочестивой коринфянки Хлои (1Кор.1:11, 16:17–18), апостол написал к ним послание, в котором сначала обличает их за их разделения, раздоры и несогласия, и за увлечение их человеческой мудростью, давая им видеть истинную мудрость во Христе, а в себе и других апостолах – только служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (гл. 1Кор.1–4). Потом обличает их за появление среди них ужасного распутства и за их равнодушие к этому; запрещает судиться у иноверных, дает советы касательно супружества и безбрачной жизни, касательно употребления в пищу идоложертвенных и касат. хр. свободы относительно пищи (1Кор.5–10); далее научает благочинному поведению в церкви во время богослужения и на вечерях любви; учить правильному пониманию духовных дарований и правильному ими пользованию; утверждает истину воскресения мертвых, разрешая при этом недоумение касательно способа воскресения и качества тел по воскресении; наконец, преподает правила касательно сбора милостыни для христиан иерусалимских и заключает послание приветствиями (1Кор.11–16). Отправивши это послание из Ефеса, апостол в то же время послал туда Тита, чтобы от него узнать, какое действие произведет на коринфян его послание, и обещал и сам придти в Коринф. Между тем обстоятельства изменились, в Ефесе произошли неприятности; апостол должен был удалиться в Македонию, и это задерживало его прибытие к коринфянам, и он, задерживаемый обстоятельствами, сильно беспокоился о них, не имея о них известия. Наконец он утешен был в Филиппах прибытием сюда Тита. Тит донес апостолу, что послание его имело благоприятное действие, что они приняли его с любовью и страхом (2Кор.7:13, 15), изъявляли свою готовность и усердие к пожертвованиям для христиан иерусалимских, плакали о грехах своих, извинялись в оскорблении апостола, негодовали на преступника, требуя отлучения его от общества, и с ревностью защищали апостола (2Кор.7:7, 11); но вместе с этим присовокупил, что замедление апостола в прибытии к ним подало повод некоторым лжеучителям распространять о нем неблагоприятные отзывы, унижая его пред другими апостолами, что он не самовидец Христа, что он не имеет и личных достоинств апостола: он обещал прийти к ним, и не пришел (2Кор.1:17); он один повсюду собирает оброки (2Кор.12:16–17); он строг только заочно, в посланиях, а в личном присутствии слаб и малодушен (2Кор.10:9–11). Такие клеветы, распространяемые в Коринфе, куда со всех сторон стекалось множество народа, могли иметь вредные последствие для успехов его проповеди, и вот он находил необходимым послать им другое послание. В этом послании он объясняет причины замедления своего прихода к ним (1:15–16, 23, 2:1 и дал.), и для чего он писал так строго к ним, и дает наставление о прощении отлученного от Церкви кровосмесника (гл. 2Кор.2). Потом излагает преимущества Нового Завета и его служителей пред ветхозаветным (гл. 2Кор.3), утверждая это истиной, чистотой и неподдельностью своего учения, терпением в трудах своих, твердостью и постоянством в вере и надежде, все относя к Богу, увещавая их к постоянству в вере, удалению от общения с неверными, и к чистоте жизни. Затем поощряет их к усердию в собрании милостыни для христиан иерусалимских (гл. 2Кор.8, 9). Наконец, апостол защищает проповеданную им истину Евангельскую и свое апостольское достоинство против различных клевет на него ложных учителей (гл. 2Кор.10–13). Характер этого послания по преимуществу есть апологетический. См. Иван. Рук. из чтен. Ап. посл. и Откр. Изд. 2. 1875 г. стр. 181–187 и далее р. 246–249. Zell. 1. р. 834–841. Впоследствии времени Церковь Коринфская процветала, и Коринф был митрополией Ахаии и всей Греции; но потом Коринф нередко опустошаем был визиготфами и другими варварскими народами, и попеременно переходил в руки французов, венециан и турок. В 1821 году, с освобождением Греции, вошел в состав нового Греческого государства. Развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет более 4,000 жителей. Иван. Руков, стр. 184.
От прежнего Коринфа, который некогда имел 300 000 жителей, теперь остались лишь незначительные остатки. Из Афин an. Павел пришел в Коринф, где проповедывал 1 1/2 года (Деян 18:1 и дал.). Коринфская церковь, по причине своих разделений и безнравственности причинила Павлу много огорчений; это побудило его написать им три послания, из которых два сохранились, а третье (1Кор 5:9) утеряно. Павел еще один или два раза посетил Коринф — что видно из 1Кор 16:7 2Кор 13.2, Деян 20:2 и дал. и из 1Кор 16:5 2Кор 12.14, 2Кор 13.1.