Загрузка

Словарь Вихлицкого : мария

(Евр. Мариам)

а) (Мф 1:16, Мф 1:18, Мф 1:20; Мф 2:11; Мф 13:55; Мк 6:3; Лк 1:27, Лк 1:34, Лк 1:38, Лк 1:39, Лк 1:41, Лк 1:46, Лк 1:56; Лк 2:5, Лк 2:16, Лк 2:19, Лк 2:34; Деян 1:14) — из Назарета, обрученная Иосифу из дома Давидова, обретшая благоволение у Бога и родившая во плоти Сына Божия и Спасителя Иисуса Христа (Лк 1:26-31);

б) (Мф 27:56, Мф 27:61; Мф 28:1; Мк 15:40, Мк 15:47; Мк 16:1, Мк 16:9; Лк 8:2; Лк 24:10; Ин 19:25; Ин 20:1, Ин 20:11, Ин 20:16, Ин 20:18) — Магдалина (из Магдалы), из которой Иисус изгнал семь бесов и которая первой (вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии) была у гроба Спасителя в день Его воскресения;

в) (Мф 27:56, Мф 27:61; Мф 28:1; Мк 15:40, Мк 15:47; Мк 16:1; Лк 24:10) — другая Мария или Мария, мать Иакова и Иосии, которая упоминается постоянно вместе с Марией Магдалиной и которая, очевидно, также следовала за Христом в Его последние дни. Из сравнения Мф 27:56; Мк 15:40 и Ин 19:55, где упоминается одна и та же группа женщин, можно заключить, что она же есть и Мария Клеопова, сестра матери Иисуса. (Следует упомянуть также о мнении некоторых толкователей, что Мария Клеопова есть отдельное лицо, если в Ин 19:25 имеется в виду четыре женщины: мать Иисуса, сестра Ее, Мария Клеопова и Мария Магдалина);

г) (Ин 19:25) — Клеопова (см. предыдущ., а также Клеопа);

д) (Лк 10:39, Лк 10:42; Ин 11:1, Ин 11:2, Ин 11:19, Ин 11:20, Ин 11:28, Ин 11:31, Ин 11:32, Ин 11:45; Ин 12:3) — сестра Марфы и Лазаря из Вифании, в доме которых Иисус несколько раз останавливался и которых любил (Ин 11:5). Возможно, она была хозяйкой (старшей) в доме (Ин 11:1, Ин 11:45), хотя сестра ее Марфа производила больше хлопот и разговоров;

е) (Деян 12:12) — мать Иоанна, называемого Марком (евангелиста), у которой был дом в Иерусалиме, где собирались верующие. Из Кол 4:10 можно заключить, что она была сестрой Варнавы.
Слово Мария найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Мария, греч. и лат. форма др.-евр. имени Мирьям (в Синодальном переводе — Мариамь, см. Исх 15:20):

1) мать Иисуса Христа. Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии. Она покорилась воле Господней (Лк 1:26–38; → Иисус Христос, II,Б,2). Из Назарета М. отправилась к своей родственнице → Елисавете, у которой пробыла три месяца. Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (Лк 1:39–56). Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см. Втор 22:23–27). Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М. как жену (Мф 1:18–25). Указ имп. Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М. Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота. Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (Лк 2:1–7). Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч. ангелом (Лк 2:21). Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (Лк 2:22–24; ср. Лев 12). Как в ночь Рождества — через пастухов, так и в храме — через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синодальном переводе — «волхвов»), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (Лк 2:8–20,25–38; Мф 2:1–12). Смерт. угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М. с ребенком бежать в Египет (Мф 2:13–15). В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (Мф 2:19–23; Лк 2:39).

Жизнь М. от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку — Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, которому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (Мк 6:3; → Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл. семейства. Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им. И хотя М. еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их «в сердце своем» (Лк 2:41–51).

К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум (Ин 2:12; Мф 4:13). Оказалось, что ни М., ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (Мк 3:21,31). М. было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о «Его часе» (Ин 2:3–5); братья в своем непонимании не верили Ему (Ин 7:5). Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (Лк 11:27,28; Лк 14:26). Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (Мк 3:33–35). Только в повествовании о распятии вновь упоминается М., когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (Ин 19:25–27). В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М. находилась среди Его учеников (Деян 1:14). Здесь исполнилось ее обещание: «Се, раба Господня» (Лк 1:38). Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;

2) М. Магдалина, происходившая, согласно своему прозвищу, из города → Магдалы. Иисус изгнал из нее семь бесов (Лк 8:2; Мк 16:9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Лк 8:3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Мф 27:55,56), участвовали в погребении Иисуса (Мф 27:61; Мк 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Мк 16:1–5; Ин 20:1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Ин 20:2,11–18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (Лк 7:36–50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется «грешницей»;

3) М. из Вифании была сестрой → Марфы и → Лазаря. По природе своей она была сдержанней, чем Марфа (Ин 11:20,28,29). М. быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (Лк 10:38–42). Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению. Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М. (Мф 26:6–13; Мк 14:3–9; Ин 12:3–8);

4) М. Клеопова — женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы. М. — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56). Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (Лк 24:10). В Мф 27:61; Мф 28 она именуется «другая Мария». Если → Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (Мф 10:3; см. парал. места), тогда один из сыновей М. — ап. Иаков;

5) мать Иоанна Марка (Деян 12:12). Она, очевидно, была состоят. женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы. Согласно Кол 4:10, она — тетка (по смыслу Синод. пер. — сестра) Варнавы;

6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви. Павел просит при-ветствовать ее (в Синодальном переводе — Мариамь, Рим 16:6).

Люди в Библии :

МАРИЯ БОГОМАТЕРЬ (с еврейского: Мариам — возвышенная, превознесённая) — Дева Мария из Назарета, жена Иосифа, мать Господа Иисуса Христа (Матф. 1:16; Марк. 3:31; Лук. 1:26-56; Иоан. 19:25; Деян. 1:12-14). После распятия и воскресения Иисуса она жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Иоан. 19:27).

МАРИЯ МАГДАЛИНА — одна из благочестивых жён, всюду сопровождавших Иисуса Христа во время Его земной жизни; происходила из Галилейского города Магдалы; была исцелена Господом от злых духов; была первой, кому явился воскресший Спаситель (Матф. 27:56, 61; Марк. 15:40, 41; Иоан. 19:25; Лук. 8:2 и др.).

МАРИЯ, СЕСТРА ЛАЗАРЯ — сестра Марфы и Лазаря, воскрешённого Господом, помазавшая ноги Иисуса нардовым миром и отёршая их своими волосами (Иоан. 11:1-2, 31-32; 12:3; Лук. 10:39, 42).

МАРИЯ КЛЕОПОВА — жена Клеопы или Алфея, сестра Матери Господа, мать Иакова — меньшего и Иосии, которая вместе с другими благочестивыми жёнами сопутствовала Господу во время Его земной жизни (Матф. 27:56; Марк. 15:40; Лук. 24:4-11; Иоан. 19:25).

МАРИЯ, МАТЬ МАРКА — благочестивая последовательница Иисуса Христа, в доме которой, в Иерусалиме, происходили христианские собрания. Туда после освобождения Ангелом из темницы пришёл ап. Пётр (Деян. 12:12).

Известные люди с именемМарияМария Гатчинская — православная святая, схимонахиня.Мария Египетская — христианская святая.Мария (Скобцова) (1891—1945) — русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, монахиня, участница французского Сопротивления.Мария (1363—1401) — королева Сицилии и герцогиня Афинская с 1377 года, дочь короля Федериго III от его первого брака (с Констанцией Арагонской).Мария (?—пос. 1310) — принцесса Киликийского армянского царства.Мария (1371—1395) — королева Венгрии.Мария I Тюдор (1516—1558) — королева Англии (1553—1558), также известная как Мария Кровавая.Мария Николаевна (1899—1918) — третья дочь российского императора Николая II.Мария Темрюковна (ум. 1569) — вторая жена Ивана Грозного.Мария Фёдоровна Нагая (ум. 1612) — русская царица, последняя жена Ивана Грозного.Мария Ярославна (1418—1484) — великая княгиня московская, супруга Василия II Тёмного.
Словарь собственных имен :

Мария (Μεριάμ, Maria – См. Мариам; V. и L: Maрia; Марíа, Maріа́мь):

Словарь Нюстрема :
евр. Мирьям.

1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мф 1:18, Лк 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лк 1:26), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39) и прославила там Бога. (46). Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мф 1:24, Мф 2:1, Лк 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мф 2:13), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (Мф 2:23). После этих сообщении в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лк 2:42); на браке в Кане Галилейской (Ин 2:3); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мф 12:46, Мк 3:21, Лк 8:19); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Ин 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян 1:14).

Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав. «Братья Иисуса». Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:27). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян 12:12, Деян 12:16). Из Кол 4:10 некоторые заключают, что эта Мария была сестрой Варнавы, а из Деян 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян 4:36 и дал.).

3) Мария, жена Клеопы. У Ин 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Матфея, состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мф 27:56), и у Марка — Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Мк 15:40). Из этого вытекает, что Мария Клеопова и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса.

Эту Марию видим в первый раз при распятии; затем видем ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лк 24:10, Лк 24:23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мф 13:35 братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Ин 19:25 возможны 4 лица, а именно: 1. Мать Иисуса, 2. Сестра Матери Его, 3. Мария Клеопова 4. Мария Магдалина.

4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, Мария избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лк 10:38). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; Мария же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Ин 11:20, Ин 11:28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Ин 12:1). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лк 7:36, где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром.

5) Мария Магдалина, т.е. Мария из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лк 8:2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мф 27:56, Мф 27:61, Мф 28:1, Мк 15:40, Мк 15:47, Мк 16:1, Лк 24:10, Ин 19:25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна Ему (Лк 8:2). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Ин 20:1, Мк 16:9).

6) Мария (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим 16:6).

Слово мария в симфонии
В Библии слово "мария" упоминается в 30 стихах.
Другие формы слова : марии, марию, мария.

Мф 13 : 55
не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Мф 27 : 56
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Мф 27 : 61
Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
Мф 28 : 1
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
Мк 15 : 40
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
Мк 15 : 47
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Мк 16 : 1
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
Лк 1 : 27
к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Лк 1 : 30
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
Лк 1 : 34
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Лк 1 : 38
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк 1 : 39
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
Лк 1 : 46
И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
Лк 1 : 56
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Лк 2 : 19
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Лк 8 : 2
и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
Лк 10 : 39
у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Лк 10 : 42
а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Лк 24 : 10
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
Ин 11 : 1
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.