Загрузка

Словарь Вихлицкого : массифа

(Сторожевая башня)

а) (Нав 11:3) — земля на севере Палестины у южной оконечности Антиливана (к ней же относится и долина Мицфа, ст. 18); (см. долины)

б) (Суд 10:17; Суд 11:11, Суд 11:29, Суд 11:34) — см. Рамоф.а;

в) (Суд 20:1, Суд 20:3; Суд 21:1, Суд 21:5, Суд 21:8; 1Цар 7:5-7, 1Цар 7:11, 1Цар 7:16; 1Цар 10:17; 4Цар 25:23, 4Цар 25:25; Иер 40:6, Иер 40:8, Иер 40:10, Иер 40:12, Иер 40:13, Иер 40:15; Иер 41:1, Иер 41:3, Иер 41:6, Иер 41:10, Иер 41:14; Ос 5:1) — город (или место) в уделе Вениаминовом, на высоте, рядом с Гаваоном, где находилась скиния (ср. Суд 20:26, Суд 20:27; Суд 21:2; 1Пар 16:39) и где собирались израильтяне пред Господа во времена судей и Самуила (в Нав 18:26 назван Мицфе, в 3Цар 15:22 — Мицпа, а в Неем 3:7, Неем 3:15, Неем 3:19 — Мицфа). После разрушения храма Навуходоносором здесь, по-видимому, была возобновлена скиния (Иер 41:5);

г) (1Цар 22:3) — город в земле моавитской на восток от Мертвого моря.
Слово Массифа найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Массифа [еврейское Мицпа, «место наблюдения», «место стражи»]:

1) город в уделе колена Вениамина (Нав 18:26; в Синодальном переводе — Мицфе), где колена Израилевы собрались, чтобы сразиться с вениамитянами (Суд 20:1,3; Суд 21:1,8). Здесь Самуил судил народ (1Цар 7:16) и созывал всех израильтян (1Цар 7:5–7), здесь был избран царем Саул (1Цар 10:17–25). Опасаясь агрессии со стороны Северного царства, царь Аса сделал М. погран. крепостью (3Цар 15:22; в Синодальном переводе — Мицпа; Иер 41:9,10). Из Ос 5:1, однако, видно, что в эпоху пр. Осии М. принадлежала Северному царству. После разрушения Иерусалима этот город стал местом пребыванием Годолии, иуд. наместника, поставленного вавилонянами (4Цар 25:23; Иер 40:6; Иер 41:1). После того как иудеи были в 586 г. до Р.Х. угнаны в плен, город опустел, но после их возвращения был снова заселен (Неем 3:7,19; в Синодальном переводе — Мицфа). Раскопки, проводившиеся в Телль-эн-Насбе, располож. в 12 км сев. Иерусалима, дали основание исследователям отождествлять М. с данным местом. Археологами была обнаружена стена длиной 600 м и толщиной 4–6 м. Выстроенная на массивном основании, достигающем в высоту 6 м (см. 3Цар 15:22), эта стена окружает площадь размером прим. в 3 га. Здесь был найден оттиск печати с именем Иезании (ср. 4Цар 25:23; → Иазания, 2);

2) город в Шефеле («долина», «низменность»; в Синодальном переводе — «на низменных местах», Нав 15:33; Мицфе, Нав 15:38). Точное местоположение города неизвестно. Согласно Евсевию, М. находилась сев. Бет-Губрина (греч. Элеутерополис) по направлению к Иерусалиму. Идентифицируется с Телль-эс-Сафи;

3) город в Моаве (1Цар 22:3); согласно А.Музилю, на этом месте, юго-зап. Мадабы, расположен совр. Руйум-эль-Мешрефеш;

4) долина (в Синодальном переводе — «земля») близ горы Ермон (в Синодальном переводе Нав 11 — Массифа; та же местность в Нав 11 названа Мицфой);

5) Иаков дал название М. (в Синодальном переводе — Мицпа) холму из камней, который он вместе с Лаваном воздвиг на границе земель Арама и Ханаана. Другие названия этого холма — Иегар-Сагадуфа и др.-евр. Галаад (Быт 31:45–49); см. также Быт 31 и Быт 32:2,22. На этом месте, вероятно, впоследствии возник город, который в Суд 10:17; Суд 11:11,34 именуется М., а в Суд 11 — М. Галаадской. Этот город был родиной → Иеффая. В Нав 13 н назван Рамат-Мицпа («высота Мицпы», или «высота наблюдения»; в Синодальном переводе — Рамаф-Мицфа) и упоминается как погран. город на сев. окраине колена Гадова. Ему, видимо, идентичен Рамоф в Галааде (Втор 4:43), называемый иногда просто Рамоф или Рама (4Цар 8:29; 2Пар 22:6), левитский город-убежище в колене Гадовом (Нав 21:38), ставший впоследствии местом пребывания одного из наместников («приставников») Соломона (3Цар 4:13). Этот город известен в истории как крепость на границе Израиля и Сирии, не раз переходившая из рук в руки (3Цар 22:3,4; 4Цар 8:28).

Словарь собственных имен :

Массифа, Масфа, Мицфа, Мицфе (מִצְפֶּה ,מִצְפָּה – от еврейского צָפָה означает действие стража, поставленного на высоте для наблюдение происходящего в окрестностях и предупреждения нечаянностей, отсюда – наблюдение, надзирание, стражба, отсюда сторожевая башня, возвышенное место, откуда можно видеть и наблюдать окрестности; Μασσηφάθ, Μασσηφά, Μασφά, ὅρασις, σκοπία; Maspha, Masphe, Masepha, Mesphe, Masphath; слав. видѣніе, Масфа́, Массифа́, стражбища, Массифаѳъ, стражба; L: Warte, Mizpa, Mizpe, Mispath, Maspha):

Словарь Никифорова :
Иначе МАСФА, МИЦФА, МИЦФЕ (сторожевая башня) — название, прилагаемое ко многим возвышенным и выдающимся по высоте местностям: Быт 31:44-49 — левитский город в земле Галаадской, по ту сторону Иордана. На месте оного Иаков и Лаван заключили между собою союз. Город назывался также Иалаадом, Иегар-Сагадуфа, и Мицца (да надзирает Господь). Эта местность называется в Св. Писании также Массифою (Суд 10:17, Суд 11:10-29, 1Мак 5:35), Масфою. Во времена Судей здесь Израильтяне расположились станом против Аммоннитян, и здесь жил Иеффай. Из дальнейшей истории Евреев видно, что здесь Иосафат и Ахав сражались с Сирийцами (3Цар 22) и здесь же был помазан на царство Ииуй, одним из учеников Елисея (4Цар 9:6). Во времена Маккавейские, город Масфа был взят Иудою Маккавеем, который сжег его и истребил в нем весь мужеский пол. 1Цар 22:3-5 — Массифа Моавитская, на восточной стороне Мертвого моря, где Давид для безопасности оставил на время своих родителей на попечение царя Моавитского. Нав 11:3 — земля Массифа находилась на с. Палестины, на ю.-з. от Антиливана, при подошве г. Ермона, и была занята Евеями. До этой местности И. Навин преследовал Хананеев, после поражения их при водах Мерамских. К этой местности принадлежала и долина Мицфа (Нав 11:8). Нав 15:38 — город в низменностях колена Иудина, по Евсевию, на с. от Елефтерополя к Иерусалиму. Быть может, это нынешний Тель-ес-Сафийе. Нав 18:26 — Мицфе, или Массифа, г. колена Вениаминова, лежащий не далеко от Рамы и Гаваона, место народных собраний во времена Судей и при Самуиле. Здесь жил пр. Самуил и судил Израиля; здесь Саул был избран на царство (1Цар 10:17-25). Он был укреплен царем Асою. После того г. Массифа был местопребыванием Годолии, которого Навуходоносор поставил здесь правителем после покорения Иудеи (Иер 40:6-13). По возвращении из плена г. Мицфа был возобновлен (Неем 3:19). Некоторые отождествляют библейский г. Массифу с нынешним г. Scopus на с.-в. от Иерусалима (Чис 21:12-20).
Словарь Нюстрема :
1) Город в Галааде (Ос 5:1) — родина судьи Иеффая (Суд 10:17, Суд 11:11, Суд 11:29, Суд 11:34). Срав. «Рама».

2) Город в Моаве (1Цар 22:3).

3) Долина у подножия Ермона (Нав 11:3, Нав 11:8).

4) см. «Мицфа 2».