Загрузка

Словарь Вихлицкого : меродах

А) (Ис 39:1) — см. Беродах Баладан;

б) (Иер 50:2) — одно из вавилонских божеств, посвященное войне (как римский Юпитер). Это имя встречается в именах многих персидских царей (см. предыдущ. и Евилмеродах).
Слово Меродах найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Меродах, др.-евр. форма имени вавил. бога Мардука (Иер 50:2). → Вил.

Люди в Библии :

МЕРОДАХ — название одного Вавилонского божества, представлявшего собой планету Марс (Иер. 50:2).

Словарь собственных имен :

Меродах (מרֹאדַךְ ,מְרֹדַךְ; Μαιρωδάχ; Merodach; Мерѡда́хъ; L: Merodach): Иер.50:2. – Божество Вавилонское. Вил и Меродах представляются у пророка, как главные божества Вавилонские, составлявшие силу и опору Вавилонского государства. Иные Вила и Меродаха принимают за различные названия одного и того же божества, так как и у пророка, по-видимому, говорится о них как об одном божестве (Keil и Del. на Иер. р. 500). Но другие различают их. Бел или Вил – то же, что планета Юпитер, у греков – царь неба и земли; Меродах – то же, что планета Марс, у греков божество войны (Ges. р. 614. F. 1. р. 782. Herz. IX р. 365). О почитании сего божества вавилонянами и ассириянами свидетельствуют самые имена царей ассирийских и вавилонских, соединяющиеся с именем Меродаха, каковы наприм .Евильмеродах (Иер.52:31), Меродах Валадан (Исх.39:1), Sisi-Mordak, Mesese-Mordak и др. (Ges. p. 614. F. 1. p. 782. Zell. 2. p. 118). Но касательно этимологии и значения имени Меродах ничего нельзя сказать с определенной точностью. Иные производят и объясняют его от санскритского «Martak или Martadaka», санскр. марта – смертный,человек, и придаточного ах (ַך) – пожиратель, потребитель = потребитель смертных; другие от персидского «merd» (муж) с придаточным прилагательным окончанием «ach», отсюда mirdich = мужественный, могучий, сильный. Ближе к халдейскому языку производят от Халд. מְרַד и Евр. מָרַד – быть мятежным, возмутительным, также храбрым, воинственным; отсюда מְרֹד с придаточным прилагательным окончанием ach (ַך) = воинственный муж, также – возмутитель, мятежник, губитель, истребитель. Последнее это объяснение очень идет к Марсу, как божеству войны, и может быть тожественно с именем Нимрод (נִמְרֹד), который почитается основателем Ассирийского царства и называется в Свящ. Писании сильным ловцом или звероловом пред Господом (Быт.10:9). Корень слова Нимрод лежит в том же מְרַד или מָרַד. Будучи ·сильным звероловом, он образовал или удержал за собой царство, которое составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, что, конечно, не могло быть без особенного его искусства, воинской силы и преобладания. Гезен. р. 614. Furst 1, р. 782–783. 784–785. Herz. IX. р. 365. Zell. 2. р. 118.

Словарь Никифорова :
(Слово неопределенного значения; Иер 50:2) — название одного Вавилонского божества, представлявшего собою, как думают, планету Марс. Имя Меродах на древних памятниках часто читается Бел-Меродах.
Словарь Нюстрема :
(Иер 50:2), вавилонский идол; на ассирийских памятниках назван Мардук; соответствует Юпитеру у римлян.