Словарь Вихлицкого : мессия
Мессия
I. В др.-евр. оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее «помазанник». Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму «Мессиас», а в греч. пер. — «Христос». В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах — «священник-помазанник» (в Синодальном переводе — «священник помазанный», см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх 40:13–15; 1Цар 10:1; 1Цар 16:13), поэтому глагол «помазать» часто употреблялся в значении «посвятить». Господь называл мешихай («помазанные Мои») Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15). Мидо-перситский царь Кир также был машиахом — «помазанником» Господним (Ис 45:1). Помазанником Господним, наряду с первосвященником, являлся царь Израиля. → Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь преследовал его (ср. 1Цар 24:7). → Помазание.
II. Давид был помазанником Господним в особом смысле. К его дому относилось обетование: из него должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12–16; ср. Мих 5:2–4). В своем последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1–7). Пророки, и прежде всего → Исаия, предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; Ис 11:1–10; Ис 53:1; Иер 23:5,6; Иез 34:22–24). В этих пророчествах продолжились и углубились обетования, полученные патриархами и Моисеем, а также те, что были провозглашены через Валаама (Быт 12:1–3; Быт 22:18; Быт 49:10; Чис 24:17; Втор 18:15,18). В них ясно проявились мессианские ожидания эпохи ВЗ.
III. Об ожиданиях М. свидетельствуют памятники иуд. письменности, относящиеся к эпохе между заключением ВЗ и явлением Иисуса Христа. Ко времени Его прихода эти надежды особенно оживились и усилились вследствие бедственного положения Иудеи. Ожидание Спасителя, Который призван основать царство всеобщего мира, было свойственно и другим народам Древнего Востока, но у иудеев оно выражалось с особой силой. Цари, особенно Давид и Соломон, являлись прообразами грядущего М. Пророки, напр. Исаия и Иеремия («муж скорби» среди пророков), а также священники, и особенно первосвященник (→ Мелхиседек), тоже могут рассматриваться с этой т.зр. Богослужебные обряды, важной частью которых было жертвоприношение домашних животных, также указывали на М. как на Агнца Божьего.
IV. Обетование и ожидание грядущего Избавителя, Который должен был появиться в определ. момент свящ. истории, нашли свое осуществление в жизни → Иисуса Христа. Начало этому осуществлению положило Его Рождество, а завершение наступит при Его → Втором пришествии с окончат. установлением на земле → Царства Божиего. Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) Господним, содержатся в благовещении ангела Марии (Лк 1:31–33), в собств. свидет-ве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф 26:63–64) и в исповедании Его учеников (Мф 16:16; Ин 1:41). Эта внутр. уверенность Иисуса в мессианской сущности Его посланничества и в Его полномочиях, дарованных Ему Богом Отцом, остается ядром благовествования Его церкви (Деян 9:20,22; Деян 10:36–38) и будет продолжаться вплоть до всеобщего и полного признания Его владычества в конце времен (Флп 2:9–11). → Имена Иисуса Христа.
Мессия (מָשִׁיחַ, Χριστός, Unctus, Помазанник, Gesalbte): см. Помазанник.
Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт 49:10, Быт 49:18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис 24:17). В Втор 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна — мать Самуила — первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1Цар 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс 88.36,37, 2Цар 23:3), а также первосвященником (Пс 109:4). Срав. Зах 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер 23:6). Срав. Мал 3:1. см. дал. Дан 9:24, Ис 42:1, Ис 53:1, Ис 61:1, Пс 2:6, Агг 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве.
В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Ин 3:34, Евр 1:9, Деян 4:27) — все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название — Мессия или Христос (Мф 16:16, Мф 26:63, Мк 14:61, Лк 4:17, Ин 1:41, Ин 6:69, Ин 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян 2:16, Деян 3:12 и дал.).
Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны 2Кор 1:21 помазаны от Святого (1Ин 2:20, 1Ин 2:27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.