Загрузка

Словарь Вихлицкого : моисей

(Егип. спасенный из воды) — один из величайших людей на земле, вождь и законодатель израильского народа, пророк, автор первых пяти книг Священного Писания. Он родился в Египте от Амрама и Иохаведы в колене Левиином, в роде Каафовом (Исх 6:20). Спасенный и взятый на воспитание в царский дворец дочерью фараона (Исх 2:1-10), он был научен всей египетской премудрости (Деян 7:22). А премудрость эта был велика. Египетские жрецы были хранителями многих знаний в астрономии и астрологии, естественных науках и медицине. Египет к тому времени (15 в. до РХ) уже обладал письменностью а в последующие века стал просветителем Греции и других стран Европы (известно, что Платон и некоторые другие греческие философы учились у египетских жрецов). Роскошь и богатство двора и высшей знати были неслыханными, а величием и монументальностью древнеегипетских построек люди восхищаются до сих пор (см. Египет). Эта древняя страна была пропитана идолопоклонством и славилась многобожием. Главными богами считались Аммон (Озирис) и Изида, обожествлялись почти все природ-ные силы (солнце, Нил и т.д.). Главным священным животным был Апис, но по местам почитались и другие животные (кошки, жабы и т.п.). На высоком уровне было чародейство и волхвование. Но Моисей не прельстился всем этим, бежал в Аравию и там был призван Богом вывести еврейский народ из плена (Исх 3:10). Моисей жил 120 лет (Втор 34:7). Его жизнь состоит из трех равных по времени, но сильно отличающихся по характеру частей. Сорок лет он провел во дворце (Деян 7:23), затем другие сорок лет — со стадами овец в земле мадиамской (Исх 7:7) и, наконец, последние сорок лет — во главе израильского народа. А народ этот был многочислен. Из Египта вышло 603550 мужчин старше 20 лет (Чис 1:3, Чис 1:46), следовательно, всего народу было более двух миллионов, среди которого находилось немало инородцев (Чис 11:4). В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай (Исх 19:1). Здесь Моисей получил от Бога скрижали завета с написанными на них десятью заповедями, явившимися основой всего Моисеева законодательства. Здесь же на горе Моисей получил указания о постройке скинии и устройстве богослужения. Здесь же он видел образец скинии и всех вещей в ней. Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время первого его отсутствия народ страшно согрешил — был сделан золотой телец (по египетскому образцу), перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей уничтожил этого тельца. Израильтяне до этого события и после неоднократно роптали на Моисея из-за воды, пищи и самой его власти над ними (Исх 14:11; Исх 15:24; Исх 16:2; Исх 17:2; Чис 11:1; Чис 12:1; Чис 14:2; Чис 16:1; Чис 20:3; Чис 21:5). Но несмотря на все эти великие трудности, Моисей оставался вернейшим служителем Божиим (Евр 3:5), продолжая вести свой народ, учить его и наставлять. Раздражительный и энергичный по натуре (вначале) он сделался кротчайшим человеком на земле. Моисей возвестил будущее колен Израилевых (Втор 33:1) и даже приход Самого Мессии (Втор 18:18). Но в землю обетованную он не вошел, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе. Грех их состоял в том, что они не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию (Чис 20:12), но не в том, что Моисей ударил жезлом по скале, как думают многие. Этот верный служитель не получил последующей (в обетованной земле) славы земной, но он получил больше — славу небесную. Священное Писание приоткрывает нам на мгновение занавес и мы видим его на горе Преображения, беседующим с Господом Иисусом Христом (Лк 9:30-31).
Слово Моисей найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Моисей [еврейское Моше, «выводящий», «извлекающий»], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы.

I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синодальном переводе — Иохаведа, Исх 2:7–10; Исх 6:20), которая, согласно иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения др.-евр. корня слова маша — «вытягивать», «вытаскивать» (Исх 2:10). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в др.-егип. языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.

II. М. — сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синодальном переводе — Мариамь), а старшим братом — Аарон (Исх 6:16,18,20). М. родился в Египте, согласно иуд. традиции в 1393–1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (→ Летосчисление). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных евр. мальчиков (Исх 1:22). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» (Исх 2:1–10).

III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. — реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип. мосе, а также соответствие данных его биографии др.-егип. реалиям лежат в основе евр. традиции, объяснить которую можно только историч. фактами. Нет никаких оснований рассматривать М. как мифологич. личность: без его участия начало евр. национальной истории объяснить невозможно. Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества. Если же, несмотря на это, некоторые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деятельности М., то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч. источника. Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч. фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М., при отсутствии фиксированного письм. текста. Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит. аргументы, свидетельствующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим.

Годы до исхода

83 Рождение Аарона (Исх 7:7).

80 Рождение Моисея (Исх 7:7)

40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян 7:23,29)

1 Призвание Моисея Богом (Исх 3)

Начало → казней египетских пришлось, вероятно, на пятый месяц — время разлива Нила.

Дни, месяцы и годы после исхода

10. I. 1 Отделение пасх. агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх 12:3)

14. I. 1 Пасха (Исх 12:6)

15. I. 1 Поражение первенцев (Исх 12:29)

Исход из Раамсеса (Чис 33:3)

21. I. 1 Переход через море (Исх 14)

15. II. 1 Израиль в пустыне Син (Исх 16:1)

1. III. 1 Израиль у горы Синай (Исх 19:1,2)

6. III. 1 Богоявление на Синае. Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх 20)

1. I. 2 Поставление скинии завета (Исх 40:2,17)

1.–7. I. 2 Освящение священников и жертвенника (Лев 8:33,35; Исх 29:37)

8. I. 2 Жертвоприношение Аарона. Слава Господня над скинией. Гибель Надава и Авиуда (Лев 9:1,23; Лев 10:1,2)

8.–19. I. 2 Жертвоприношения начальников (Чис 7:1,2,10)

14. I. 2 Пасха (Чис 9:1–5)

1. II. 2 Первое исчисление народа (Чис 1:1)

14. II. 2 «Вторая Пасха» (Чис 9:11)

20. II. 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Чис 10:11,12). Посещение разведчиками Ханаана «в пору созревания винограда» (Чис 13:21), т.е. в четвертом месяце (→ Календарь)

10. VII. 2 День Очищения (Лев 16:29–34) Пребывание в Кадесе, предположит. до 3-го года (Втор 1:46; Втор 2:14) 38 лет → странствования в пустыне (II,2)

I. 40 Израиль снова в Кадесе. Кончина Мариами (Чис 20:1)

1. V. 40 Кончина Аарона (Чис 33:38)

40 Переход через поток в долине Заред (Втор 2:14)

1. XI. 40 Прощальная речь Моисея (Втор 1:3–5) Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8; ср. Нав 4:19)

Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея

IV. Как приемный сын дочери фараона (Евр 11:24), М. был «научен всей мудрости Египетской» (Деян 7:22); он, несомненно, был хорошо знаком с религ. традициями и юрид. нормами Древнего Востока. Возможно, в Египте он проявил свои способности и на дипломатич. поприще (так утверждают иуд. предания). Но вся его блестящая будущность егип. вельможи (а возможно, даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М., заступившись за соплеменника-раба, убил егип. надсмотрщика. Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам. Живя там, М. женился на → Сепфоре, дочери мадиамского священника Рагуила, или → Иофора (Исх 2:11–22; Чис 10:29). Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт 25:1,2) и который, возможно, сохранял некоторые религ. традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см. Исх 18:10–12). Своему первенцу М. дал имя Гершом [евр. «пришельцем (был я) там»; в Синодальном переводе — Гирсам], выразив таким образомтоску по стране праотцев — Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (евр. «Бог — мой помощник»; в Синодальном переводе — Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх 18:3,4). Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М. достичь внутр. зрелости. И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии — освобождению Своего народа (Исх 2:23Исх 4:17). Господь открылся М. в пламенеющем терновом кусте («неопалимой купине») с именем, означающим «Вечносущий», или: «Я Есмь» («Я здесь», согласно комментарию М. Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы др.-евр. глагола гайа — «быть» или гава — «производить бытие», и, след., означает «Тот, Кто был, есть и будет» или «Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие», Исх 3:13–15; в Синодальном переводе здесь — «Сущий». Согласно иуд. традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай — «Господин мой», поэтому практич. везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос — «Господин», «Владыка», в Синодальном переводе — «Господь»). Однако Богу предстояло преодолеть в М. неготовность к столь высокой миссии, т.к. тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего. Бог дал в сотрудники М. Аарона — в качестве оратора, т.к. сам М. не отличался красноречием.

V. М. и Аарон совместно предстали пред собранием израил. старейшин (Исх 4:28–31), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх 5). Посредством целого ряда чудес и наказаний (→ Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, который, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (→ Исход). Переходом евреев через расступившееся → Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх 12:1Исх 14:1; Исх 15:1–21). Это произошло, согласно иуд. традиции, в 1313–1312 гг. до Р.Х., по мнению же совр. ученых, — ок. 1270 или ок. 1445 г. до Р.Х. (→ Летосчисление, IV,2).

VI. Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (→ Странствования в пустыне). Здесь постоянно проявлялись долготерпение М., его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу. Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал — в Мерре (Исх 15:23–24), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх 16:1–15; Исх 17:1–7). В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы. После победы над Амаликом (см. Исх 17:8–16) Иофор привел в стан израильтян семью М., которую М. на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю. Иофор дал М. мудрый совет по отправлению правосудия (см. Исх 18).

VII. Господь сошел на гору Синай, и М. присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом → Десяти заповедей, М. передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) — → Книгу Завета и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см. Исх 19:1; Исх 20:1; Исх 24:1). Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей. В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ. началах религ.-нравств., обществ., политич., экономич., семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд. традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в т.ч. указания о возведении → скинии собрания и предписания о богослужении (см. Исх 21–31). Сходя с горы, М. нес народу две → скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, → Десять заповедей). Однако, пока М. пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца. Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы. М. в гневе разбил скрижали завета, т.к. народ нарушил условие завета — не поклоняться иным богам; вслед за этим М. произвел суровый суд над отступниками. Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж. ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, «изгладить» самого Моисея из книги Господней (т.е., очевидно, М. был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх 32:31–33; ср. Мал 3:16,17). И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх 32–33). Господь написал Десятословие на новых скрижалях. Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М. вернулся к народу, лицо его «сияло лучами», потому что Бог говорил с ним. Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх 34:1; 2Кор 3:7–18). Была воздвигнута скиния завета (Исх 35–40), М. получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев 8).

VIII. На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М., стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синодальном переводе — «Ефиоплянку», Чис 12:1). Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М. Однако Бог засвидетельствовал: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис 12:8). В наказание за грех Мариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М. Под Моисеевой «женой Ефиоплянкой», очевидно, подразумевается Сепфора, а не к.-л. другая женщина (см. имена в Быт 10:6–8, часть из которых указывает на принадлежность к аравийским племенам). Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М. своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13–14). Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл. и могучим народом, который пришел бы на место согрешивших израильтян (Чис 14:12; ср. Исх 32:10). При восстании → Корея (3), → Дафана и → Авирона М. и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Чис 16). Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Чис 20:10). кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Чис 20:8,11–13). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Чис 20:23–29), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Чис 21:6–9; ср. Ин 3:14–16). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. (Чис 31).

IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор 28–30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор 34:7). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согласно некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд 1:9, тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1–4, где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом).

X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Чис 33:1–49); записывает обстоят-ва сражения с Амаликом (Исх 17:14); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх 24:4,7), он в конце жизни передает ее левитам (Втор 31:24–26). Если иметь в виду непосредств. влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см. Исх 17:14; Втор 31:19), а также образование, полученное М. в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ. истории, каким являются книги, носящие его имя. При этом спорным остается вопрос, в какой мере М. при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч. источниками. Имя М. носят и некоторые поэтич. произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх 15:1; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор 32Втор 33:1), а также Пс 89:1. Согласно иуд. преданию, он — автор Пс 90:1Пс 99 и Книги Иова. Существуют и приписываемые авторству М. → апокрифы, напр. Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (евр. оригинал которой был найден в Кумране) и др.

XI. Будучи законодателем (→ Закон), М. передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения. Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле. Будучи народным вождем и верховным судьей, М. заботился о том, чтобы Израиль жил согласно постановлениям Господним. При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий. М. отказался стать прародителем нового народа, т.к. тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ (Исх 32:32). Его деятельность была одноврем. и священнич., и пророч. Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3). Он был мужем молитвы, с которым Господь говорил «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11). Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу. После 80 лет жизни, на протяжении которых Бог духовно воспитывал и научал М., его бескорыстное и самоотверж. служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народ Божий. В НЗ М., как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М., так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин 3:14,15; Деян 3:22–24). Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М., а учение Иисуса — как откровение духовного смысла учения М. (Мф 5:17–20; Ин 1:17; Рим 3:21; 2Кор 3:12–18). В том же «доме Божьем», где М. был верным служителем, Христос является Сыном (Евр 3:2–6).

Люди в Библии :

МОИСЕЙ (извлечённый, или спасённый, из воды) — вождь и законодатель Еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель; сын Амрама, сына Каафа, и Иохаведы, брат Мариами и Аарона, рождённый в Египте в 1574 году до Р.Х.; был призван Господом вывести Еврейский народ из Египта и дать ему закон; написал «Пятикнижие» (Исх. 2:10 и др.).

Известные люди с именемМоисейМоисей (ум. 1362) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Новгородский и Псковский.Моисей Выдубицкий — игумен киевского Выдубицкого монастыря в конце XII века.Моисей из Куси (XIII век) — французский тосафист, автор «Большой книги заповедей» (1250).Моисей Мурин (330—405) — эфиопский христианский святой.Моисей Оптинский (1782—1862) — схиархимандрит Русской православной церкви, настоятель и старец Оптиной Пустыни.Моисей Сирийский (IV век — V век) — христианский подвижник, сирийский пустынник, преподобный.Моисей Угрин (ум. 1043) — монах Киево-Печерского монастыря, православный святой, почитается в лике преподобных.Моисей (Близнецов-Платонов) (1770—1825) — епископ Русской православной церкви, епископ Нижегородский и Арзамасский.Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (1783—1834) — епископ Русской православной церкви.Моисей (Вересич) (ум. 1896) — епископ Белградской митрополии, епископ Неготинский.Моисей (Гумилевский) (1747—1792) — епископ Русской православной церкви, епископ Феодосийский и Мариупольский.Моисей (Кожин) (1868—1931) — иеромонах Русской православной церкви, преподобномученик.Моисей (Махани) (род. 1955) — епископ неканонической автономной Церкви Истинно-Православных христиан Америки.Моисей (Чигвинцев) (1913—1982) — архимандрит Русской православной церкви.
Словарь Никифорова :
(Извлеченный или спасенный из воды; Исх 2:10 и др.) — вождь и законодатель народа Еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р.Х. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения, по приказанию Фараона, еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, при чем сестра Моисея вдали наблюдала что с ним будет. Дочь Фараона царя Египетского вышла на реку мыться, и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери Фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце был научен всей Египетской премудрости (Исх 2:1-10, Деян 7:19-24). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над Египетским войском против Ефиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. 11, гл. 10). Несмотря однако же на выгодное свое положение при Фараоне, Моисей, по слову апостола, «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели имеет, временное греховное наслаждение и поношение Христово почел больший для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр 11:24-26). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, при чем кроме обиженного еврея никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собою двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (Деян 7:23-28). Услыхав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до Фараона, бежал в землю Мадиамскую. В доме Мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорою и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел с стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (Исх 3:1). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услыхал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к Фараону для освобождения Израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своею помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл бывший в руках Моисея в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо Фараона, царя Египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить Евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил Египтян страшными казнями, из коих последнею было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев Египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство Фараона. Он дозволил Евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. «Я понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем.» Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600,000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх 13:21-22). Фараон и Египтяне вскоре раскаялись, что отпустили Евреев и пустились с войском догонять их, и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеною с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в средину моря, но приведенные Богом в смятение бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже Израильтян на берег, снова простер свою руку на море и воды возвратились снова в свое место и покрыли Фараона со всем войском, и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели. На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он (Исх 14:5-21). Моисей повел Евреев в землю Обетованную пустынею Аравийскою. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды кроме горькой (Мерры). Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син, вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи. Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме, вследствие недостатка воды и ропота народа, Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь Амалекитяне сделали было нападение на Евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх 17:11-12). В третий месяц по исходе из Египта, Евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, с строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства, и когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (Исх 19:20,24, Исх 31:18). По возвращении с горы, Моисей увидал что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония, и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этою милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было ведено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, я он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон с своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (Исх 35:4-35, Лев 8, Лев 9). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии и Евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синае около года (Чис 9:5, Чис 10:11-12). Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так например в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: «ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манною и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиною смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти. В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но Бог превознес его, как верного своего служителя во всем Дому Его (Чис 12). Продолжая далее свой путь, Евреи приблизились к земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаран, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12-ти соглядатаев, посланных осмотреть землю Обетованную, Евреи услыхали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20-ти лет должны были умереть в пустыне. кроме Иисуса Навина и Халева (Чис 13:14). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (Чис B:16 17:1-11). Тридцать слишком лет странствовали Евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта, они являются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвою к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне земли Обетованной (Чис 20:1-12) В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавши первосвященство сыну своему, Елеазару (Чис 20:22-29). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (Чис 21:4-9, Ин 3:14-15). Приблизившись к пределам Амморейским, Евреи поразили Сигона, царя Амморейского, и Ога царя Васанского и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое Евреи были вовлечены Моавитянами и Мадианитянами, из них погибло 24,000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (Чис 28:22-23). Таким образом Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песни. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом землю Обетованную, умер на горе 120-ти лет от роду. Тело его погребено в долине близь Веффегора. но никто не знает, места погребения его даже до сего дня, говорит бытописатель (Втор 34:6). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. Св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): «И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Втор 34:10). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис 63:11-13). Как вождь, законодатель и пророк, Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе Израильском (Сир 45:1-6). В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (Мф 17:1-3, Лк 9:30,31). Великое имя Моисея ее может терять своего важного значения и для всех Христиан и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.
Словарь Нюстрема :
Великий пророк и законодатель израильтян, родившийся в Египте, приблизительно в 1570 году до Р.Хр. Его родителями были Амрам, сын Каафа, внук Левия, и Иохаведа, тетка и жена Амрама (Исх 6:20). Он был братом Мариами и Аарона (Чис 26:59) на три года моложе последнего (Исх 7:7). Его история разделяется на три резко разграниченных периода, каждый по сорока лет, а именно: время воспитания его в Египте, время пастушеской жизни, и, наконец, странствования по пустыне (Деян 7:23, Деян 7:30, Деян 7:36). Первый период начинается с его детства, когда мать, не смея далее скрывать красивого трехмесячного ребенка, положила его в корзину, которую поставила посреди тростников у берега Нила (Исх 2:1). Там он был найден дочерью фараона, которая взяла его, усыновила и нарекла имя Моисей (евр. Моше), ибо она сказала: «Я из воды вынула его»; это имя происходит от евр. «Машах», т.е. вынимать Пс 17:17 или из египетских слов: МО (вода) и УШЕ (спасен), следовательно, спасенный из воды. Благодаря догадливости сестры, Моисей был вскормлен своей матерью; затем он воспитывался при дворе фараона, где и научился всей мудрости египетской и стал могущественным в словах и делах (Деян 7:22).

Второй период начинается с бегства в Мадиам, которое было следствием национальной ревности (убийство египтянина) и извлечения на себя вражды за свою попытку примирить двух евреев (Исх 2:11). Убежав от мщения фараона в Мадиамскую землю, он в течение 40 лет вел образ жизни кочевника. Помощь, оказанная дочерям священника Иофара, открыла ему доступ в его дом: он женился на его дочери Сепфоре; от Сепфоры у него родились два сына, из которых один назван Гирсам, а другой Елиезер (Исх 18:3). Моисей, пася овец у Иофора, познакомился со всеми опасностями пастушеской жизни (Исх 2:15). В одиночестве пустыни, также как и раньше через изучение мудрости египетской, Бог приготовил из него вождя, которым он стал для своего народа в течение третьего периода своей жизни, начавшегося с того дня, когда Бог призвал его из пламенеющего куста на горе Хориве итти и вывести еврейский народ из Египта (Исх 3:1 гл.).

Этот последний период завершается его восхождением на вершину горы Фасги, с которой он увидел великолепные Ханаанские горы и затем умер... К этому последнему периоду принадлежит все то, что мы знаем о его выступлении перед фараоном и его чудесах перед ним (Исх 5:1 и дал.), о первой пасхальной вечере, переходе через Чермное море (гл. 12-14), принятие закона (Исх 19:1 и дал.), установлении богослужения и пр. (Исх 25:1 и дал.). «Он верен во всем доме Моем», так Сам Бог свидетельствует о нем (Чис 12:7) и апостол говорит: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр 3:2, Евр 3:5). Ибо Бог говорил ему устами к устам, явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видел (Чис 12:8). «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил, кто с другом своим» (Исх 33:11). Несмотря на это, ему все-таки не позволено было вступить в землю Ханаанскую за его грех у Меривы (Чис 20:8, Втор 1:37, Втор 3:26). После того, как он привел Израиля к границам обетованной земли, ему лишь с вершины Фасги удалось посмотреть на великолепие Ханаана, чтобы затем умереть в земле Моавитской по слову Господню. «И погребен на долине в земле Моавитской против Беффегора, и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (Втор 34:1). Ему было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась (Втор 34:7). Архангел Михаил должен был состязаться с диаволом, споря о Моисеевом теле (Иуд 1:9): оно не стало добычей тления. Прославленный Моисей явился на горе Преображения и беседовал с Мессией (Лк 9:30).

Установления и законы Моисеевы обнаруживают во всем дух свободы, чистоты, изощренного ума, справедливости и кротости, которые мы напрасно бы искали во всей языческой древности. И, главное, они проникнуты любовью к Богу, уважением и послушанием, которые ставятся выше всего прочего. Ими (законами) создавался и развивался характер евреев, так что они из кочующего пастушеского племени стали земледельческим, оседлым народом. Установления Моисея, благодаря Библии и еврейскому народу, оказали свое влияние на весь мир, и, часто, люди, проходившие мимо их буквы, все-таки принимали их дух.

Евреи всегда чтили Моисея, как самого выдающегося в их истории человека и как создателя всех установлений правосудия и религии. Многочисленные места как в Ветхом, так и в Новом Заветах свидетельствуют, насколько имя его жило в памяти еврейского народа. (Ср. Пс 102:7, Пс 104:26, Пс 105:23, Ис 63:12, Иер 15:1, Дан 9:11, Мф 8:4, Лк 24:27, Ин 1:17, Ин 5:45, Ин 9:28, Деян 7:20, Деян 7:37, Евр 3, Евр 11:23). Во всех своих благих начинаниях и поступках он являлся только орудием в руке Всевышнего. Склонный по природе к гневу и нетерпению, его характер, путем Божественного воспитания, стал настолько смиренным, что он называется «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис 12:3). Это свидетельство подтверждается также всем тем, что рассказывают Моисеевы книги о его согрешениях. Многие стороны его жизни замечательно прообразуют Христа в различных отношениях: как Спасителя, Господина и Начальника Своего Народа, носящего его в Своем сердце, ходатайствующего за него (Исх 32:32, Чис 11:2, Чис 12:13), помогающего, учащего и питающего его до самого вступления в страну Обетованную. Все Моисеевы установления указывали на Христа. На святой горе, спустя тысячелетия после его смерти. Моисею дано было вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор 18:18 и дал.): он увидел (чего так желал) ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор 3:25), беседовал с Иисусом о самом замечательном предмете: об исходе Его который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Побуждающей силой во внутренней и внешней жизни Моисея (Евр 11:24) была та вера, которая взирала на Невидимого, и соделала то, что он скорей согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; та вера, которая и теперь привязывает душу ко Христу (Ин 5:46), почему и песнь победителей в Откр 15:3 называется «песнью Моисея, раба Божия, и песнью Агнца». На этого замечательного мужа нам следует смотреть не только как на посредника, законодателя и народного вождя, но и как на пророка, как на человека, проникающего в будущее, поэта и талантливого писателя, ибо во всех этих отношениях он являлся выдающимся человеком. В качестве пророка он говорил о будущем колен Израилевых (Втор 33), о служении Христа, о служении в храме и о правлении царя (Втор 17:18); как поэта, мы узнаем из таких мест, как, напр., песнь, воспетая Моисеем и израильтянами в хвалу Господа после перехода через Чермное море (Исх 14:31, Исх 15:1 и дал.); из воинской песни об Амалике (Исх 17:16) и в речи против игрищ вокруг золотого тельца (Исх 32:18). Он или его ближайшие последователи должны были быть авторами воинских песен, записанных в книге браней Господних» (Чис 21:14, Чис 27:1 и дал.), и песни «наполняйся колодезь» (Чис 21:17 и дал.). Вспомним, наконец, о дивных местах песни Моисея о величии и падении Израиля (Втор 32:1 и дал.) и о благословении, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых перед своей смертью (Втор 33). Моисею приписывается также Пс 89, «Молитва Моисея, человека Божия». Как писателя, мы знаем его по его книгам. Пять книг Моисеевых, которые часто называются одним именем «Пятикнижие», первоначально составляли одно целое, как «закон Моисеев» (Езд 7:6), книга Моисеева (Езд 6:18, Неем 13:1) или книга закона Моисеева (Неем 8:1). Евреями она еще теперь называется Тора (закон) или Торат Моше (закон Моисеев). Деление этого сочинения на пять частей является, вероятно, делом греческих переводчиков, так как названия различных книг — не еврейские, а греческие: по-еврейски они обозначаются начальными словами каждой книги. Относительно автора «Пятикнижия» заметим, что, хотя мы на достаточном основании верим, что все главное написано Моисеем по повелению Божию (Исх 17:14, Исх 24:4, Исх 24:7, Исх 34:27, Чис 33:2, Втор 31:24), но это не препятствует предполагать, что Моисей отчасти мог пользоваться древнейшими источниками, что местами незначительные пояснения или замечания были добавлены позже и, наконец, что окончание пятой книги Моисея (о смерти Моисея) было сделано другим автором. (Срав. слова Иисуса в еван. Ин 5:46). Основанием для предположения, что книги Моисея написаны несколькими авторами, считают Езд 9:11, где приводится место из Втор 7:2 и дал. с такими словами: «которые заповеди дал Ты через рабов Твоих пророков». Рукописи Пятикнижия представляют целый свиток, который не разделен на книги, а на большие и меньшие части, называемые «паршиот» и «седарим». Эти «паршиот» разделены так, что вся книга Моисеева (т.е. все 5 книг) в течение года прочитывались в синагогах один раз вместе с соответствующими отрывками из пророков, т.н. хафтарот (см. «Библия»). Содержание также представляет одно целое. Таким образом все Пятикнижие не является сборником отрывков, случайно связанных между собой, но имеет следы планомерности и порядка. см. «Закон Моисея.

Слово моисей в симфонии
В Библии слово "моисей" упоминается в 406 стихах.

Исх 2 : 10
И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Исх 2 : 11
Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].
Исх 2 : 14
А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
Исх 2 : 15
И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.
Исх 2 : 17
И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.
Исх 2 : 22
Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]
Исх 3 : 1
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
Исх 3 : 3
Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Исх 3 : 4
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!
Исх 3 : 6
И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
Исх 3 : 11
Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?
Исх 3 : 13
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Исх 4 : 1
И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]
Исх 4 : 3
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
Исх 4 : 10
И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Исх 4 : 13
[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Исх 4 : 18
И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. [Спустя много времени умер царь Египетский.]
Исх 4 : 20
И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.
Исх 4 : 28
И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.
Исх 4 : 29
И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых,