Словарь Вихлицкого : обет
Обет: 1) первые О., встречающиеся в Библии, — это торжественные О. [еврейское недер], о которых говорится в Быт 28:20; Суд 11:30; 1Цар 1 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. → назореев (Чис 6:2), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; Деян 21:24);
2) давая т.н. зарок [еврейское иссар, производное от «связывать», «сковывать», т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3–6,11–15). → Пост;
3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21–23; Пс 49:14; Екк 5:3–5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; ср. → Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам — мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Чис 30:3);
4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28);
б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных;
г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1–16 (→ Жертва);
5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5; Мк 7:9); → Корван;
6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2 и др.).
Торжественное обещание Богу. Пс 75:11.
Посвящение себя Богу взрослыми. Чис 6:2.
Посвящение Богу детей. 1Цар 1:11.
Посвящение Богу имущества. Быт 28:22.
Вместе с принесением жертв. Лев 7:16, Лев 22:18, Лев 22:22; Чис 15:3.
С целью смирения духа. Чис 30:13.
Даются добровольно. Втор 23:21, 22.
Храним верно. Чис 30:2.
Дается безотлагательно. Втор 23:21, 23.
Не должен быть поспешен. Притч 20:25.
Дети не посвящаются без согласия родителей. Чис 30:3−5.
Жены не посвящают себя без согласия мужа. Чис 30:6−8, Чис 30:10−13.
Жены разведенные и вдовы могут давать обеты свободно. Чис 30:10.
Муж может утвердить или расторгнуть обет жены. Чис 30:14, Чис 30:15.
Можно откупиться взносом соответствующей платы. Лев 27:1−8, Лев 27:11−23.
Чистые животные, данные в обет, не могут быть выкуплены. Лев 27:9, 10.
В Св. Писании упомянуты обеты:
Иакова. Быт 28:20−22, Быт 31:13.
Израильтян. Чис 21:2.
Иеффая. Суд 11:30, 31.
Анны. 1Цар 1:11.
Елканы. 1Цар 1:21.
Давида. Пс 131:2, 5.
Матросов, выбросивших Иону. Иона 1:16.
Ионы. Иона 2:9.
Матери Лемуила. Притч 31:1, 2.
Павла. Деян 18:18.
Некоторых из евреев. Деян 21:23, Деян 21:24, Деян 21:26.
Все посвященное должно быть доставляемо в скинию. Втор 12:6, Втор 12:11, Втор 12:17, Втор 12:18, Втор 12:26.
Оскорбление Богу — обет о вещах порочных и нечистых. Лев 22:23. Мал 1:14.
Нельзя посвящать Богу плату блудницы и цену пса. Втор 23:18.