Словарь Вихлицкого : одежда
I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (→ Нагой) (2Цар 6:20; Ин 21:7). На ассирийских рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1Цар 2:19; 1Цар 24:5; Иов 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на котором носили меч (1Цар 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд 3:16; 2Цар 20:8). В поясах хранили деньги (Мф 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иез 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (→ Пазуха). Пояса были льняные (Иер 13:1) или кожаные (4Цар 1:8), иногда их богато украшали (Дан 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4Цар 9:1; Иер 1:17; Ин 21:7; Деян 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Пет 1:13; ср. Ис 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк 17:8).
II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, которым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх 22:25). В Мф 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх 12:34; 4Цар 4:39; Агг 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф 24:18; Деян 7:58; Деян 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Чис 15:38; Втор 22:12), которые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синодальном переводе под «воскрилиями» (Мф 23:5) и под «краем одежды» (Лк 8:44).
III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, который был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, которые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Цар 15:30; Ис 20:2; Иез 24:17). → Обувь.
IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела некоторые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руф 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт 24:65; Быт 38:14,19; Иер 2:32; Иез 16:10). В Иез 16 поминается женская обувь из тонкой кожи («сафьянные сандалии»). Изготовление О. было женским делом (1Цар 2:19; Деян 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притч 31:21,24).
V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Быт 45:22; Суд 14:12; 4Цар 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд 5:30; 2Цар 1:24; Пс 44:14; Иез 16:10,13; Лк 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав 7:21; Суд 8:26; Иез 23:6; Иез 27:24; Соф 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Быт 41:42; Ис 22:21) и при публичном чествовании (Есф 6:7–9; ср. Лк 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откр 3:4; Откр 6:11; Откр 7:9,13; ср. Екк 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (→ Одевать, облекать. В некоторых местах Свящ. Писания говорится об «облечении в правду» (Иов 29:14) и о «ризах спасения» (Ис 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, которое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф 22:11–13).
VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4Цар 1:8; Зах 13:4; Мф 3:4; ср. Мф 7:15). → Священник → Первосвященник.
VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев 10:6; Нав 7:6; 2Цар 1:11; Есф 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3Цар 21:27; Есф 9:3; ср. Иоиль 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Чис 14:6; Иер 36:24; Мф 26:65; Деян 14:14). Относит. отрясания О. (Деян 18:6) (→ Нога, VI → Лен → Ремесло.
Первая одежда Быт 3:7, 21.
Материал для одежды:
Шерсть. Притч 27:26. Иез 34:3.
Виссон. Притч 31:22. Иез 16:13.
Пурпур. Притч 31:22.
Шелк. Иез 16:13.
Льняная ткань. Лев 6:10.
Верблюжий волос. Мф 3:4.
Кожи. Евр 11:37.
Вретище. 2Цар 3:31; 4Цар 19:1.
Не должна быть сделана из разных веществ. Втор 22:11.
Перемена одежды между мужчинами и женщинами была воспрещена. Втор 22:5.
Цвет одежды, упомянутый в Писаниях:
Светлый. Еккл 9:8.
Яхонтовый. Иез 23:6.
Пурпуровый. Лк 16:19.
Багрянистый. 2Цар 1:24. Дан 5:7.
Разноцветный. Быт 37:3; 2Цар 13:18.
Часто с кистями на краях. Чис 15:38. Втор 22:12.
Книжники и фарисеи осуждены за то, что увеличивали воскрилия ... Мф 23:5.
Любили носить длинную и широкую одежду Лк 20:46. Откр 1:13.
Во время работы подпоясывали одежду Лк 17:8. Ин 13:4.
Названия одежды, упомянутые в Писаниях:
Верхняя одежда. Втор 24:13. Мф 21:8. Лк 6:29.
Хитон. Ин 19:23, Ин 21:7.
Пояс. 1Цар 18:4. Деян 21:11.
Кидар. Лев 8:13. Дан 3:21.
Сандалы или обувь. Исх 3:5. Мк 6:9.
Покрывало. Быт 24:65.
Осквернялась язвою или проказою. Лев 13:47−59.
Обрядная нечистота одежды могла быть смыта водою. Лев 11:32. Чис 31:20.
Одежда богатых:
Из лучшего материала. Мф 11:8. Иак 2:2, 3.
Пышная и роскошная. Лк 7:25. Деян 12:21.
Сшита золотом. Пс 44:14.
Узорчатая. Иез 16:18.
Надушена. Пс 44:8. Песн 4:11.
В большом количестве. Иов 27:16. Ис 3:22.
Часто изъеденная молью. Иов 13:28. Иак 5:2.
Одежда бедных:
От Бога дана. Втор 10:18.
Скудная. Иак 2:2.
Для покрытия ночью. Втор 24:13.
Как залог возвратить при захождении солнца. Втор 24:12−13.
Ветшает. Иис. Нав 9:5. Пс 101:27.
Одежда Израиля не ветшала в течение 40 лет. Втор 8:4.
Часто переменялась. Быт 35:2, Быт 41:14.
Одежду убитых мечем не носили. Ис 14:19.
Дана доказательством при заключении союза. 1Цар 18:4.
Дана в дар. Быт 45:22; 4Цар 5:22.
Часто во время скорби раздиралась. 2Цар 15:32; Езд 9:3, 5.
Прообраз праведности. Мф 28:3. Откр 3:18; победы, Ис 9:5; изобилия, Быт 49:11.
Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины Христианки (1Тим 2:9-10, 1Пет 3:3-4). В Втор 8:4 мы читаем, что одежда Евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути, по мере их возрастания; по мнению же других. Евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования. Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, Лев 21:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. По сему-то пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Ис 2:13).
Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4Цар 1:8, Мф 3:4, Иер 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четырехугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис 15:38, Втор 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1Цар 19:24, Ис 20:2, Ин 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Мк 14:51 или «плохо одетый» (Иак 2:15 2Кор 11.27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Откр 3:17, Срав. Ос 2:3.
Между этими двумя одеждами иногда носили третью — длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1Цар 15:27, 1Цар 18:4, Иов 1:20).
Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2Тим 4:13).
Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4Цар 1:8, Зах 13:4, Срав. Евр 11:37), далее говорится о мантиях из узорчастых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез 16:10 и дал.), привозных (Нав 7:21, Соф 1:8) или изготовляемых у себя дома (Притч 31:22). Большой гардероб считался богатством (Ис 3:6, Лк 15:22, Иак 5:2); платья часто дарили (Быт 45:22, 1Цар 18:4, 4Цар 5:5, Есф 4:4, Есф 6:8). Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4Цар 10:22, 2Пар 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Срав. 6:19, Иак 5:2).
Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мф 10:9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез 9:2), на поясах же носили мечи (Суд 3:16, 2Цар 20:8).
Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх 28:42). Персы же ходили в штанах (Дан 3:21, Дан 3:27 евр. текст).
Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Срав. Ис 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы. Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2Цар 1:10, 2Цар 12:30), царицами (Есф 2:17), первосвященниками (Исх 28:36, Исх 29:6, Исх 39:30), невестою и женихом (Песн 3:11, Иез 16:12), сановниками (Есф 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1Кор 9:25, 2Тим 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян 14:13). Венец пли венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5:16, 2Тим 4:8, 1Пет 5:4, Откр 2:10, Срав. Притч 12:4, Ис 62:3).
Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам 2:6, Ам 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы и вавилоняне (Иез 16:10). Роскошная обувь (Иез 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мф 3:11, Мк 1:7, Ин 1:27, Деян 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян 12:8, срав. Исх 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх 3:5, Нав 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2Цар 15:30, Ис 20:2, Иез 24:17, Иез 24:23).
Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (см. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис 3:16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.