3) ап. Петр упоминается первым. Ап. Петр написал два Послания, а в Евангелии от Марка чувствуется его сильное влияние. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнен в Риме одновременно с ап. Павлом, будучи распят головой вниз (по его собственной просьбе, ибо не считал себя достойным умереть в той же позе, что и Спаситель).
Словарь Вихлицкого : петр
3) ап. Петр упоминается первым. Ап. Петр написал два Послания, а в Евангелии от Марка чувствуется его сильное влияние. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнен в Риме одновременно с ап. Павлом, будучи распят головой вниз (по его собственной просьбе, ибо не считал себя достойным умереть в той же позе, что и Спаситель).
Петр
I. П. — прозвище (Деян 10:5,18) одного из апостолов Иисуса Христа, греч. перевод арам. слова кефа – «скала», которое в Синодальном переводе передано как «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9). П. получил это прозвище от Иисуса при их первой встрече (Ин 1:42), а после исповедания П. в Кесарии Филипповой Господь утвердил за ним это имя (Мф 16:18). Имя этого апостола было Симон (Мф 16:17; Деян 15:14; 2Пет 1:1). Его отца звали → Иоанном (1) (в Мф 16 она; в Синодальном переводе везде — Иона), он был рыбаком и жил, вероятно, в Вифсаиде (ср. Ин 1:44). П. был женат и имел дом в Капернауме (Лк 4:38; 1Кор 9:5), он рыбачил вместе со своим братом → Андреем (Мф 4:18).
II. 1) предположит. П. сначала был учеником → Иоанна Крестителя, а затем Андрей привел его к Иисусу (Ин 1:41). Его окончат. призвание (→ Апостол, II,Б) произошло на берегу Геннисаретского озера (Лк 5:1–11). В кругу учеников П. считался ведущим, во всех списках апостолов его имя стоит на первом месте (Мф 10:2; Мк 3:16; Лк 6:14; Деян 1:13). П. говорит от имени всех учеников (Мф 16:15; 19:26; Ин 6:67–69) и наряду с Иоанном и Иаковом принадлежит к числу трех апостолов, которые были особенно близки к Господу (Мф 17:1; Мф 26:37; Лк 8:51);
2) П. был наделен пылким темпераментом, его поступки чаще диктовались не разумом, а сердцем (Ин 6:68). Не все его высказывания, равно как и его действия, бывали тщательно обдуманными (Мк 8:32; Ин 13:6–9; Ин 21:21; Ин 18:10). Ему не всегда хватало сил и осмотрительности, чтобы исполнить начатое (Мф 14:29–31). Исповедание веры тесно соседствовало у него с человеч. представлениями (Мф 16:16–23). Это противоречие между желанием и его осуществлением особенно отчетливо проявилось во время допроса Иисуса, когда готовность апостола пострадать вместе с Господом (Мф 26:33; Лк 22:33) обернулась его несостоятельностью (Мф 26:40,43), необдуманными действиями (Ин 18:10) и, наконец, отречением (Ин 18:15,27). Но Господь вновь призвал П. (Лк 22:61). Он явился ему после Своего воскресения (Лк 24:34; 1Кор 15:5) и в разговоре на Тивериадском море подтвердил данное ранее поручение (Ин 21:15);
3) в Деяниях П. предстает как руководитель Церкви (Деян 1:15; Деян 5:1–11), проповедующий Евангелие народу (Деян 2:14; Деян 3:12; Деян 5:21) и иуд. вождям (Деян 4:8; Деян 5:29). Господь направил его к Корнилию (Деян 10) и этим положил начало миссии среди язычников, и П. отчитывался в этом перед Церковью (Деян 11:1–18). После ареста и чудесного освобождения ангелом он в 44 г. покинул Иерусалим (Деян 12:1–17). В Антиохии П. вновь проявил непоследовательность в своем отношении к христианам, обращенным из язычников (Гал 2:11–14), и ап. Павел обличил его за это. Но речь П. на последовавшем за этим → Апостольском соборе (VI) показывает, что высказанное Павлом предостережение возымело действие и между апостолами установилось прежнее взаимопонимание (ср. 2Пет 3:15). В конце жизни П., вероятно, находился в Риме и, возможно, при содействии → Силуана обращался оттуда к церквам с посланиями (→ Послания Петра). Существует предположение, что → Евангелие от Марка основано на сведениях, которые сообщил Марку П. Мученич. смерть П. была предсказана в НЗ (Ин 21:19), но ни в одной из книг о ней не сообщается. О времени и обстоятельствах смерти апостола почти ничего не известно, как неизвестно и место, где он был похоронен. Раскопки, проведенные в Риме под храмом св. Петра, не дали результатов. Для утверждений некоторых исследователей о том, что П. в течение 25 лет был епископом Рима, оснований нет.
ПЁТР (скала, камень) — один из двенадцати апостолов; сын Ионин и брат Андрея, уроженец города Вифсаиды; первоначально носил имя Симон (Иоан. 1:40).
Известные люди с именемПётрПётр Александрийский (300—311) — священномученик, христианский богослов.Петр Афонский († 734) — преподобный, христианский подвижник, афонский пустынник.Петр Галатийский, Антиохийский (середина IV века — V век) — преподобный, христианский подвижник, сирийский пустынник.Пётр Римский (иногда именуемый Пётр Экзорцист) — мученик Римский.Пётр Алькантрийский (1499—1562) — монах-францисканец.Пётр Веронский (1206—1252) — монах-доминиканец.Пётр Достопочтенный (ок. 1094 года — 25 декабря 1156 года) — католический святой, монах-бенедиктинец, девятый аббат Клюни.Пётр Дамиани (ок. 1007—1072) — учитель церкви, богослов, монах-бенедиктинец, кардинал.Пётр Канизий (1521—1597) — учитель церкви, богослов, монах-иезуит.Пётр Огненный — католический святой XI века.Пётр Ноласко (1189—1256) — основатель ордена мерседариев.Пётр Хрисолог — католический богослов, учитель церкви. Включен в число святых Католической церкви.Чо Хва Со Пётр (1815—1866) — мученик.Пётр Дамаскин (вторая половина XII века) — православный подвижник, учёный инок, живший в Дамаске.Пётр (митрополит Киевский) (ум. 1326)Пётр Ордынский (ум. 1290) — преподобный Русской церкви.Пётр Томский (XVIII век) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных.Пётр Цетинский (1747—1830) — правитель Черногории.Пётр Алеут († 1815) — святой мученик, погибший от рук францисканцев в Калифорнии.Пётр I Алексеевич (1672—1725), называемый Петром Великим — первый Российский император, один из самых выдающихся государственных деятелей России.Пётр II Алексеевич (1715—1730), внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской.Пётр III Фёдорович (1728—1762), внук Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.Пётр I Петрович (1747—1830, владыка с 1784), известен также как святой Петр Цетиньский.Пётр II Петрович (1813—1851, владыка с 1830), его племянник, великий черногорский поэт.Пётр Орсеоло — второй король Венгрии.Пётр VII Казак — господарь Молдавского княжества с августа по 25 октября 1592 года.Пётр VI Хромой (1537—1594) — господарь Молдавского княжества.После вознесения Иисуса и сошествия Св. Духа Петр выступил смелым свидетелем Воскресшего и в его проповедях, страданиях и делах проявилась перерождающая, укрепляющая и созидающая общества верующих сила (Деян 2:14, Деян 3:5, Деян 4:3, Деян 4:13, Деян 5:18, Деян 5:29, Деян 9:32 и дал.). В Иоппии он был научен особым видением проповедовать Евангелие язычнику Корнилию (Деян 10:1); после этого он сильно и красноречиво защищал свой поступок перед братьями в Иерусалиме. Если Бог в видении повелел ему заколоть и есть таких животных, которых закон объявил нечистыми, но которых Бог очистил, то он должен был послушаться побуждения Духа и идти с посланными от Корнилия в Кесарию; видя же, как Дух Святой сошел на слушавших Евангелие об Иисусе, он должен был крестить их во имя Господа, ибо «кто же я» — говорит он — «чтобы мог воспрепятствовать Богу» (Деян 11:1-18).
После смерти Иакова старшего, Ирод намеревался убить и Петра и заключил его в тюрьму, но ангел Господень освободил апостола ночью, и он неожиданно пришел к своим друзьям (Деян 12:3 и дал.). После недолгого отсутствия (Деян 12:17) он снова выступил на соборе апостолов (Деян 15:7 и дал.) как посредник между спорящими сторонами. Потом мы видим его в Антиохии (Гал 2:11 и дал.) и в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (1Кор 9:5).
О его кончине в Новом Завете ничего не сказано. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии (срав. 1Пет 1:1), затем в Риме и что в этом городе он мученически закончил свою жизнь (в 64 или 69 году), будучи распят на кресте головой вниз, потому что не считал себя достойным умереть таким же образом, как и его Наставник.
О жизни Петра в Риме Новый Завет ничего не говорит, если не предположить, что Вавилон, из которого Петр написал свое первое послание, — и есть Pим (1Пет 5:13).
Об отношениях Петра к Павлу, см. «Павел».