Загрузка

Словарь Вихлицкого : праздник кущей

Один из трех главных ежегодных праздников евреев (Втор 16:16), который праздновался в течение восьми дней в седьмом месяце Афаним с 15 дня до 22 дня в воспоминание того, что Бог, выводя израильский народ из Египта, поселил его в кущах (палатках) (Лев 23:34-36, Лев 23:39-43; Втор 16:13-15). В первый и восьмой дни праздника — священные собрания и оставление всякой работы (Лев 23:35-36). В течение всех восьми дней — обильные жертвоприношения (Чис 29:12-38). Праздник кущей, который приходится примерно на сентябрь-октябрь, называется также праздником собирания плодов в конце года (Исх 23:16; Исх 34:22). Этот праздник был особенно радостным (Езд 3:4; Неем 8:14), во дни его в субботние годы публично читался закон (Втор 31:10-12), и именно ради этого праздника язычники, воевавшие раньше против Иерусалима, будут приходить к нему для поклонения Богу (Зах 14:16). (см. жертвоприношение, месяцы, праздники)
Слово Праздник кущей найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

П.К. [т.е. праздник шалашей, или палаток, евр. Хаг Хасуккот; греческое Скенопегиа, Лев 23:34–43; Втор 16:13–15; Ин 7:2] назывался также праздником сбора плодов (Исх 23:16; Исх 34:22). Из трех праздников, требовавших паломничества в Иерусалим (Втор 16:16), П.К. был самым радостным и торжеств. (Лев 23:39; 3Цар 8:2; Неем 8:14). П.К. имел два значения. Во-первых, он был связан с воспоминаниями о странствовании израильтян по пустыне и о том, как Господь милосердно сохранял народ в течение сорока лет (Лев 23:42,43). Во-вторых, это был праздник сбора винограда и благодарения за собр. урожай (Исх 23:16; Втор 16:16,17). В → субботний год, когда урожай не собирали, вместо принесения в жертву первых плодов читали вслух Закон (Втор 31:10–13; ср. Неем 8:18).

II. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРАЗДНОВАНИЯ

На П.К. все израильтяне мужского пола должны были являться в святилище Господа (Втор 16:16), а со времени Соломона — в Иерусалимский храм (3Цар 8:2; 2Пар 8:12,13). Праздник отмечали в конце сельскохоз. года (→ Год), когда еще можно было ночевать под открытым небом. П.К. продолжался семь дней, с 15 по 21 тишри (сент.окт.), и завершался на восьмой день торжеств. собранием. Первый и последний дни считались днями отдыха, когда запрещалась всякая работа и когда общество Израиля собиралось вместе (Лев 23:34–36,39; 2Пар 7:8–10). После разделения царства Иеровоам I перенес П.К. на один месяц: в Северном царстве он стал отмечаться не в 7-м, а в 8-м месяце года (3Цар 12:32). У пр. Осии есть упоминание о том, что во время праздника люди жили в «кущах» (Ос 12:9), но подробное описание П.К. имеется лишь в Книге Неемии (Неем 8:14–17).

III. ПРЕДПИСАНИЯ О ПРАЗДНОВАНИИ

В первые семь дней праздника весь народ должен был жить в «кущах», шалашах (→ Шатер), сооруж. из ветвей пальм и других листв. деревьев; шалаши, которые символизировали защиту Господа (Пс 26:5; Пс 30:21; Ис 4:6), устанавливались на крышах домов, во дворах и на улицах, а также во дворе храма (Лев 23:40–43; Неем 8:14–17). В первые семь дней совершались многочисл. жертвоприношения (Чис 29:13–34); жертва восьмого дня (Чис 29:35–38) была подобна той, которая приносилась в праздник Труб (Чис 29:1–5) и в → День очищения (Чис 29:7–11). Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения; приносилась также жертва первых плодов как благодарение за Божье благословение (Лев 23:38; Втор 16:16,17; Втор 26:1–11). К радостной жертв. трапезе во время П.К. следовало приглашать левитов и пришельцев (Втор 26:11).

IV. ПОЗДНЕЙШИЕ ДОПОЛНЕНИЯ

1) со временем число обрядов, связ. с П.К., увеличилось (см. Bill II,774–812). В период правления Маккавеев появился праздничный «жезл» (лулав) из пальмовой ветви, обвитой миртом и вербой; его держали в правой руке, а в левой — ветвь лимонного дерева (этрог) (2 Макк. 10:6,7). Упоминается также о хождении (священников?) с ветками вербы вокруг жертвенника;

2) во время праздника при восходе солнца в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд емкостью в три лога (ср. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) водой из Силоамского источника. Когда он входил в храм, его трижды приветствовали звуками труб. Воду и вино одноврем. выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, через которые жидкость просачивалась в землю. Принято считать, что ритуал возлияния воды связан с текстом Ис 12:3, где сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». С этого времени иудеи возобновляли просьбы о ниспослании дождя, которые исключались из молитв с первого дня Пасхи до восьмого дня П.К. В связи с обрядом возлияния воды Иисус во время П.К. обещал дар живой воды всем верующим (Ин 7:37,38);

3) особо радостными во время П.К. были ночные действа во дворе женщин (→ Храм). Двор освещался четырьмя большими золотыми светильниками. Вокруг них с хвалебными песнопениями под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках танцевали почетные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на 15 ступенях, которые вели во двор израильтян. Возможно, именно эта праздничная иллюминация открылась взорам Иисуса, когда по окончании П.К. Он возвестил: «Я свет миру» (Ин 8:12).

Словарь Нюстрема :
евр. Суккот. Праздник кущей (Лев 23:34 и дал., Втор 16:13 и дал.), один из 3-х самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне. (см. Лев 23:34). Он назывался также праздником собирания плодов (Исх 23:16, Исх 34:22), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом — в средине месяца Тишри (октября). Праздник продолжался 7 дней (15-21); восьмой день, который назывался «днем собрания», был как и первый день, святым днем отдыха и, кроме того, последним праздником истекавшего года. Впоследствии праздновали еще один день, 23 Тисри, когда оканчивалось чтение 54 парашим (отделений) книг Моисеевых; в следующую субботу начинали чтение парашим сначала.

Праздник Кущей был праздником радости; его празднование в позднейшее время может показаться слишком легкомысленным: оно сопровождалось черпанием воды, танцами с факелами и т.п. Хотя на праздник Пасхи разрешалось (если случалось дело, не терпящее отлагательства) возвращаться домой сейчас же после вкушения пасхального агнца, то, относительно, праздника кущей, закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 7 дней. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. На улицах, открытых местах и на крышах домов строили кущи из ветвей деревьев, носили в руках ветки с плодами: лимонами и финиками, радостно пировали в кущах и т.д. По Талмуду, во время этого праздника носили в левой руке лимон, а в правой пальмовую ветвь, перевитую миртовыми и ивовыми ветвями, называемую «лулав». В святилище приносили в жертву за народ в течение праздника одних тельцов 70 штук и это делали в точно предписанном, удивительном порядке; далее, ежедневно по 2 овна, 14 однолетних агнцев, одного козла в жертву за грех и к этому предписанное хлебное приношение и возлияние. Жертвы 8-го дня состояли из одного тельца, одного овна, семи однолетних агнцев, при них хлебное приношение и возлияние, и одного козла в жертву за грех (Чис 20:12 и дал.). В субботныи год торжественность праздника увеличивалась ежедневным чтением заранее определенных частей закона перед собранием мужчин, женщин, детей и пришельцев (Втор 31:10). Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебрянные трубы, укрепленные на западной стороне жертвеника, при пении Галлелд (т.е. Пс 114:1Пс 118:1) или также Ис 12:1 и игре на музыкальных инструментах (Ин 7:2). Он говорит о живой воде (Ин 7:37). Обычай выливания воды понимается некоторыми, как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими, — как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Пророческие указания на этот обычай думают найти у Иоиль 3:18, Иез 47:1, Зах 14:8. Впоследствии в начале праздника устраивали роскошную иллюминацию во время приношения вечерней жертвы. Священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели Пс 120:1Пс 134:1 в сопровождении игры на музыкальных инструментах, а мужчины устраивали танцы с факелами в женском притворе (Срав. Пс 117.24 и дал.).

В Езд 3:4, Неем 8:14 и дал. рассказывается, как торжественно прошел праздник кущей после вавилонского плена. Будущее восстановление Израиля изображается, как подобие этого праздника (Ос 12:9). У Зах 14:16 и дал. говорится, что языческие народы будут приходить в Иерусалим для того, чтобы праздновать праздник кущей.