Загрузка

Словарь Вихлицкого : рахиль

(Овца) (Быт 29:6, Быт 29:9-12, Быт 29:16-18, Быт 29:20, Быт 29:25, Быт 29:28-31; Быт 30:1, Быт 30:2, Быт 30:6-8, Быт 30:14, Быт 30:15, Быт 30:22, Быт 30:25, Быт 31:4, Быт 31:14, Быт 31:19, Быт 31:32-34; Быт 35:16, Быт 35:19, Быт 35:20, Быт 35:24, Быт 35:25; Быт 46:22, Быт 46:25; Быт 48:7; Руфь 4:11; 1Цар 10:2; Иер 31:15; Мф 2:18) — младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его двоюродная сестра (как и Лия, см. ). Рахиль родила Иакову двух последних из двенадцати его сыновей — Иосифа и Вениамина. Умерла Рахиль и погребена недалеко от Вифлеема (Быт 35:19) (по 1Цар 10:2 это место находится севернее Иерусалима).
Слово Рахиль найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Рахиль [еврейское Рахел, «овца, имеющая ягнят»], младшая дочь Лавана и любимая жена Иакова, за которую он работал у Лавана 14 лет. Р. была «красива станом и красива лицом» (Быт 29:17). У нее долго не было детей, и тоска по материнству заставила ее высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1). После нескольких лет ожидания Р. родила Иосифа (Быт 30:22–24), а затем — Вениамина, но при родах умерла. Она была погребена на пути к → Ефрафе (1), недалеко от Вифлеема. О склонности Р. к идолослужению (→ Идол, идолослужение) и ее хитрости сообщается в Быт 31:19,30–35, но ее слова в Быт 30:6,23 показывают, что она исповедовала Господа. В Иер 31:15–17 Р. упоминается как прародительница народа Израиля.

Люди в Библии :

РАХИЛЬ (овечка) — младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова (Быт. 29:6, 28 и др.).

Словарь Никифорова :
(Млекопитающая, мать-овца; Быт 29:6,28 и др.) — младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычною простотою патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, — любви, которую не ослабили многие годы; об хитрости, с которою Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшею и об верности Иакова к предмету первой своей любви и об его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женою, она была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына — Иосифа. При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения вследствие какого либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (Быт 31:34-35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, «и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем. Иаков поставил над, гробом ее памятник» (Быт 35:18-19). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из 1Цар 10:2. И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и мусульмане. Местные Арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, — дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).