Загрузка

Словарь Вихлицкого : самария

А) столица Северного (Израильского) царства, основанная Амврием, царем израильским, на холме, принадлежавшем некоему Семиру (отсюда ее название) (3Цар 16:24), и расположенном в очень живописной долине в северо-западном направлении от Сихема. Город был построен очень выгодно в военном отношении и выдержал две осады сирийскими войсками (3Цар 20:1; 4Цар 6:24-25), но в 721 г. до РХ был взят (после трехлетней осады) Саргоном, царем ассирийским (4Цар 18:9-10) (см. Салманассар). После этого почти все жители Северного царства были переселены в другие земли, а на их место поселены народы из покоренных ассирийцами земель. Так в древности поступали многие завоеватели, чтобы сломить дух сопротивления в покоренных ими странах. Самария оставалась центром этой провинции и в дальнейшем, переходя, вместе со всей Палестиной, от Ассирии под владычество Вавилона, затем Персии, а затем и Греции. В 130 г. до РХ Самария была разрушена Гирконом (Маккавейский период), но позже восстановлена и обстроена Иродом Великим, который переименовал ее в Себасте. Теперь это небольшое селение Себастия рядом с холмом, который остался от прежней Самарии, со множеством развалин и остатками древних ворот, у которых, возможно, сидели те прокаженные, о которых говорится в 4Цар 7:3 (так исполнилось пророчество о ней — Мих 1:6, высказанное в 7 в. до РХ);

б) название всего Северного (Израильского) царства (3Цар 18:2; 4Цар 17:24, 4Цар 17:26, 4Цар 17:28, 4Цар 17:29; Езд 4:10; Иер 31:5; Ос 14:1 (ср. Ос 14:2); Ам 3:9), вошедшее в употребление после царствования Ахава и употреблявшееся всегда с целью подчеркнуть отступничество от Бога жителей этого царства (Иер 23:13; Ос 7:1; 8.5-6; Ам 8:14) (в 3Цар 13:22 Самария упомянута при описании событий, происшедших примерно за 50 лет до ее образования);

в) название одной из римских провинций Палестины, располагавшейся между Иудеей и Галилеей (Ин 4:4, Ин 4:7). (см. Самаряне)
Слово Самария найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Самария [греч. ф-ма еврейского слова Шомром, «сторожевая крепость»].

I. ГОРОД

1) столица израил. Северного царства, находилась прим. в 12 км сев.-зап. Сихема. Основана → Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купл. им у Семира (3Цар 16:24). В ходе → раскопок (I; IV,4) был обнаружен культурный слой, относящийся к бронзовому веку; след., уже в то время на этом месте существовало поселение, возможно, это был Шамир, где жил судья Фола (Суд 10:1);

2) С. стояла «на вершине тучной долины» (Ис 28:1,4). Она представляла собой хорошо укрепл. крепость (3Цар 20:1; 4Цар 6:24; Ам 6:1) и имела удобно располож. подъездные пути с севера, запада и юга (через Сихем). Город располагался вост. крепостного холма, на котором Амврий построил дворец, обнеся его простой однорядной стеной. Пруд в сев. части крепости (ср. 3Цар 22:38), вероятно, также относится к временам Амврия. Царь Ахав построил на вершине горы широкую стену с казематами; небольшая пристройка с зап. стороны, вероятно, относится ко временам Иеровоама II. В складских постройках зап. дворца были обнаружены покрытые письменами керамич. черепки (остраки) с записями о поставках масла и вина, которые, видимо, предназначались для двора: «В 10 году. Для Самарии. Из Беэр-Ям (возможно, совр. Эль-Бира, в 12 км сев. Бет-Шеана).

Кувшинов старого (вина)

Рага, сын Елисея 2

Усса, сын Кбш 1

Элива (?) 1

Баала, сын Елисея 1

Иедай 1.

Эти черепки, вероятно, относятся ко времени Иеровоама II. В сев. части С., рядом с прудом, было найдено множество резных пластинок из слоновой кости, которыми, очевидно, украшали предметы обстановки; вероятно, здесь стоял принадлежавший Ахаву дом из слоновой кости (3Цар 22:39; ср. Ам 3:15; Ам 6:4). Руин капища Ваала (3Цар 16:32), сооруж. Ахавом, обнаружено не было — вероятно, вследствие его полного разрушения Ииуем (4Цар 10:25–27). Не удалось пока обнаружить и цар. захоронения (3Цар 16:28; 3Цар 22:37; 4Цар 13:9; → Гробница, I). Во времена Ахава крепость и город занимали площадь прим. в 7,5 га. У сирийцев в С. были торг. ряды и базары (3Цар 20:34), что свидетельствует о большом значении С. как торг. города. В 3Цар 22:26 упомянут «градоначальник».

3) как и предсказывали пророки (Ис 28:1–4; Ам 6), С., павшая в 722 г. до Р.Х. после трехлетней осады, оказалась под властью ассирийцев (→ Салманасар (3) → Саргон). Город был разрушен, его жители уведены в → плен (III,2), а их место заняли иноземные переселенцы (4Цар 17:24; Езд 4:9,10). В 720 г. до Р.Х. С. приняла участие в восстании против ассирийского царя Саргона II, но и в дальнейшем она, оставаясь главным городом провинции и резиденцией наместника, находилась под властью ассирийцев, а позднее — вавилонян и персов. Во времена Неемии наместником С. был Санаваллат (Неем 2:19), впоследствии, очевидно, его сыновья помогали ему в управлении С. (об этом свидетельствует текст на папирусе из Элефантины, датиров. прим. 407 г. до Р.Х.);

4) Александр Македонский превратил С. в македонскую колонию. В эллинистич. эпоху город пережил многочисл. разрушения, но затем был заново застроен и расширен. Имп. → Август подарил С. Ироду Великому. Ирод обнес город новой стеной, которая теперь окружала площадь в 80 га, возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал С. в Себастию [греческое Себастос — титул рим. императора]. Этот эллинистич. город украшали колоннады, он имел ярмарочную площадь, торговые ряды, театр, языч. храмы и (предположит.) гимнасий с беговой дорожкой. С. не упоминается в НЗ, тем не менее, возможно, именно здесь Филипп противостоял Симону-волхву (Деян 8:5).

II. ОБЛАСТЬ

1) ландшафт С. представляет собой холмистую местность (Иер 31:5), примыкающую на севере к → Ефремовой горе и простирающуюся до Изреельской равнины;

2) в ВЗ С. часто называется все Северное царство — Израиль, (за искл., возможно, Галилеи и вост. берега Иордана; 3Цар 13:32; 4Цар 17:24; 4Цар 18:34; 4Цар 23:19; Ос 7:1; Ос 8:5,6);

3) в НЗ С. — это область → самарян (Лк 17:11; Деян 15:3), которая вместе с Иудеей, а впоследствии и с Галилеей (Деян 9:31), образовала рим. провинцию Палестину → Архелай. Восточная граница Самарии проходила по Иордану, северная, согласно Иосифу Флавию, — у деревни Гинея (Ен-Ганним), западная, согласно Талмуду, — у Антипатриды. На юге пограничным с Иудеей городом была Левона; расстояние отсюда до колодца Иакова составляло половину дневного пути (Ин 4:3–6).

Словарь Никифорова :
(Сторожевое место, сторожевая башня) — название двух местностей: 3Цар 13:32 и др.; центральная область или отдел земли Ханаанской с Галилеею на с. и с Иудеею на ю., назывался во времена Господа Иисуса Христа Самариею. В нем заключались уделы колена Ефремова и Манассиина; в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская; в первой из них находились город Кесария и гора Кармил, а в последней Сихем и город Самария. 3Цар 16:24 — Самария, как главный город царства Израильского, построена была Амврием, царем Израильским, отцом Ахава за 925 лет до Р.Х. на горе Семерон, отчего и получила свое название. Он счастливо устоял против двух неуспешных осад Венадада, царя Сирийского и его сильных союзников (3Цар 20), и покорен был Салманассаром в царствование Осии только после трехлетней осады (4Цар 17:1-6). До падения своего он предавался всевозможной чувственности и идолопоклонству. Впрочем он достиг высокой славы во время Ирода Великого, который расширил, украсил Самарию и назвал ее Севастиею, ныне Сабустие. Развалины доселе еще свидетельствуют о ее прежнем величии, хотя в настоящее время она составляет незначительное селение. Местоположение ее чрезвычайно красиво и укреплено природою сильнее чем самый Иерусалим. Самария расположена на прекрасном обширном, населенном холме и окружена со всех сторон обширною глубокою равниною. Равнина в свою очередь окружена четырьмя холмами, которые подымаются террасами к самой вершине, с множеством хлебных, фиговых и оливковых деревьев. Впрочем настоящее селение Самария мало и бедно и доступ к нему очень труден, но на некотором расстоянии оно представляется весьма живописным по своему естественному положению и развалинам древнего, стоявшего здесь некогда монастыря. Монастырский двор служит в настоящее время местом отдохновения путешественников. В судьбах Самарии поразительно исполнились предсказания пророческие. Так, между прочим, говорит пр. Михей (Мих 1:6): «Самарию сделаю грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее.»"
Словарь Нюстрема :
(евр. Шомрон).

1) Гора с округленной вершиной, около 120 метр, высоты, в средней Палестине, в северо-западном направлении от Наблуса, около 50 км к северу от Иерусалима. Она у Ам 4:1 названа «горой Самарийской». Эта Самария принадлежала какому-то Семиру, который продал ее израильскому царю Амврию, построившему на ней свою новую столицу Самарию. Эта гора, величественно возвышающаяся над плодородной долиной, называется в Ис 28:1 «венком гордости пьяных Ефремлян».

2) Город Самария построен Амврием около 923 г. до Р.Хр., через 6 лет после разрушения Фирцы, — прежней столицы северного царства (3Цар 16:24). В качестве таковой она часто упоминается вместе с Иерусалимом (Иез 16:46 и дал., Мих 1:1, Мих 1:5) и клеймится за служение Ваалу (3Цар 16:32, 4Цар 10:17 и дал., Иер 23:13). Но и в этой столице выступали пророки Господни: Илия (3Цар 18:1 и дал.), Елисей (4Цар 6:32, 4Цар 7:1) и Осия (Ос 7:1, Ос 14:1). Самария переносила тяжести осады со стороны сириян (3Цар 20:1, 4Цар 6:24 и дал.), особенно в последний раз, когда осажденные претерпели ужасный голод. Наконец, после трехлетней осады город был взят ассирийцами в 721 г. до Р.Хр., когда и пало царство Израильское (4Цар 17:1 и дал.). Самария все-таки не была совершенно уничтожена (она снова упоминается в Иер 5 гл.), но была заселена выходцами из Ассирии (4Цар 17:24). Затем она была взята Александром Великим, который переселил туда сирийско-македонских колонистов. Император Август подарил этот город Ироду Великому, который украсил его и назвал в честь кесаря «Себасте» (по-гречески — «Августа»). Он лежит в расстоянии 7,5 км к северо-западу от Сихема или Наблуса, с многочисленными развалинами, свидетельствующими о минувшей славе.

Местоположение Самарии, на живописном холме, возвышающемся среди широкой долины — весьма выгодно в военном отношении. Если город был укреплен, то он, по способам ведения войн того времени, был неприступен. Долина, окружающая город, заканчивается четырьмя возвышенностями, по одной с каждой стороны, на которых расположены террасы, засаженные хлебными злаками, фигами, оливами и т.п. — точно так же, как и сама долина.
Убожество городка при рассматривании его издали — теряется, и, благодаря красивому местоположению и живописным развалинам, оно представляет восхитительный вид.

На возвышенном месте городка расположено открытое гумно. Тут же поблизости возвышается множество колонн, — печальных свидетелей минувшего величия. По всей вероятности, это остатки великолепного храма, который был построен Иродом Великим и посвящен Августу. Вид этого холма вызывает в памяти пророчество: «Я сделал Самарию грудою развалин, обнажу основания ее» (Мих 1:6).

В Иез 16:53, Иез 16:55 Бог обещает, что, в конце концов, Самария и ее дочери возвратятся «в прежнее свое состояние».

По городу Самарии это название с древних времен было дано и его окрестностям, так что впоследствии часто говорится о городах самарийских (3Цар 13:32, 4Цар 17:24). С течением времени слово Самария стало обычным названием середней Палестины и в Новом Завете мы часто читаем о Самарии, как об одной из трех провинции Палестины, находящуюся к западу от Иордаиа, между Галилеей на севере и Иудеей на юге (Лк 17:11, Ин 4:4); она, благодаря смешанному с язычниками населению, была презираема иудеями (см. «Самаряне»), но евангельская весть и здесь достигла слуха людей и в самом начале христианской эпохи в Самарии уже основались церкви (Деян 8:1, Деян 8:25, Деян 9:31, Деян 15:3).

Природа Самарии гораздо мягче и не так скудна, как природа Иудеи: растительное царство более разнообразно и роскошно; в некоторых местах путешественник поражается заросшими лесом холмами, цветущими лугами и шумными потоками. «Иосиф — отросль плодоносного дерева над источником» (Быт 49:22). Самария была той самой областью, которая была отдана сыновьям Иосифа, колену Ефремову и Манассиину. Срав. «Сарон» и «Сихем».

Когда евреи, возвратившись из Вавилонского плена, начали строить храм, самаряне снова выступили противниками колен Иудина и Вениаминова (Езд 4:1). Они сперва хотели принять участие в работах, но, когда их предложение было отвергнуто, стали делать все возможное, чтобы воспрепятствовать постройке храма (Езд 4:1 и дал.), а также и укреплению Иерусалима во времена Неемии (Неем 4). После этого самаряне еще более отошли от израильского народа и образовали особое религиозное общество. На горе Гаризим близ Сихема они построили храм Иегове. По сведениям Иосифа Флавия, сын первосвященника Иоиады, Манассия, стоял во главе этого дела. Неемия прогнал этого человека от себя (Неем 13:28). В этом храме, упоминаемом в 2Мак 6:2, было установлено особенное богослужение с приношением жертв. см. «Жертвоприношение на Гевале» (Втор 27:4 и дал., Нав 8:30 и дал.). Из этого видно, что религия Иеговы постепенно вытесняла языческое мировозрение самарян. Они придерживались строго закона Моисеева и отвергали все позднейшие иудейские писания и установления, утверждая, что тот список книг Моисеевых, который был в их руках, вернее списка, имевшегося у евреев. Он отличался от иудейского, между прочим, тем, что в Втор 27:4 было поставлено слово Гаризим вместо Гевал. Когда 200 лет спустя храм на Гаризиме был разрушен Маккавеями (около 129 г. до Р.Хр.), то это место продолжало оставаться священным для самарян (Ин 4:20). И до сего дня небольшой остаток самарян собирается на горе Гаризим, чтобы праздновать установленные законом Моисеевым праздники по обычаю отцов.

О розни, которая существовала между иудеями и самарянами во времена Нового Завета, свидетельствуют некоторые места в Евангелии. На самарян смотрели, как на пришельцев из иноплеменников (Лк 17:16 и дал.). Когда Иисус намеревался отправиться в Иерусалим, самаряне Его не приняли (Лк 9:52 и дал.); поэтому ученики хотели свести огонь с неба, чтобы истребить их. Назвать кого-либо самарянином считалось тяжким оскорблением (Ин 8:48). Поэтому евреи избегали всякого общения с ними (Ин 4:9). Иисус также, посылая в первый раз своих учеников на проповедь, не велел им ходить в самарянские города (Мф 10:5), и когда Он, наконец, послал их при Своем отшествии проповедовать Евангелие, то поставил Самарию в третью очередь, после Иерусалима и Иудеи (Деян 1:8).

Сами же самаряне хвалились своим израильским происхождением. По словам Иосифа Флавия, они, смотря по обстоятельствам, выдавали себя то за тех, то за других. Женщина самарянка в Ин 4:1 сказала: «наш отец Иаков». Спасающая благодать Божия сначала приобрела несчастную женщину у колодца Иаковлева, а через ее свидетельство также и другие, ожидавшие спасения, души (Ин 4:39 и дал.); после же вознесения Христова множество самарян уверовало в Него (Деян 8:1, Деян 8:25, Деян 9:31, Деян 15:3).

И теперь еще существует в Наблусе, прежнем Сихеме, маленькая самарянская община, члены которой, хотя и говорят по-арабски, но как великую святыню хранят свою самарянскую рукопись пятикнижия Моисеева, о которой утверждают, что она написана Финеесом, сыном Елеазара. Это самарийское пятикнижие, которое известно в Европе с 1616 года, содержит пять книг Моисеевых на еврейском языке, написанных самарянскими письменами. Впоследствии найдено несколько копий с этого самарянского текста, написанных на самарянском диалекте — смешанном еврейско-арамейском языке. Туда включена также так наз. «Книга Иисуса Навина», которая содержит много очевидной лжи. Самарянское пятикнижие в особенности расходится с еврейским в летосчислении (хронологии).

Самаряне соблюдают очень строго закон Моисеев, особенно субботу, и презирают иудеев за их легкомысленное отношение к этому дню. Четыре раза в году, при чтении книги закона, они совершают торжественное восхождение на гору Гаризим, а именно: накануне Пасхи, когда они закалывают 7 пасхальных агнцев, в Пятидесятницу, в Праздник Кущей и в День Очищения. На горе, между прочим, они показывают место, где стояла скиния Завета; где Авраам намеревался принести Исаака в жертву и также камни, которые принес из Иордана Иисус Навин (Нав 4:1) и которые, по их словам, останутся на горе до тех пор, пока придет «Вождь», ожидаемый Мессия.

Слово самария в симфонии
В Библии слово "самария" упоминается в 8 стихах.
Другие формы слова : самарии, самарию, самария.

4Цар 18 : 10
и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
Ис 7 : 9
и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
Ис 10 : 9
Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?
Иез 16 : 46
Большая же сестра твоя - Самария, с дочерями своими живущая влево от тебя; а меньшая сестра твоя, живущая от тебя вправо, есть Содома с дочерями ее.
Иез 16 : 51
И Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их мерзостями твоими, и через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя.
Иез 16 : 55
И сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся в прежнее состояние свое; и Самария и дочери ее возвратятся в прежнее состояние свое, и ты и дочери твои возвратитесь в прежнее состояние ваше.
Ос 8 : 5
Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься?
Ос 14 : 1
Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены.