Загрузка

Словарь Вихлицкого : силоам

(Посланный, посланная вода) (Ис 8:6; Лк 13:4; Ин 9:7, Ин 9:11) — водоем в юго-восточной части Иерусалима, сохранившийся до наших дней и называющийся теперь Сильван. Он имеет размеры 17м х 5м, но в древности он был гораздо больше и рядом с ним была башня. Вода в этот водоем поступает по туннелю, пробитому еще при Езекии, из источника, находящегося севернее (в Неем 2:14 назван царский водоем, а в Неем 3:15 — Селах). (см. водопровод)
Слово Силоам найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Силоам [еврейское Шилоах, «посылающий», «проводящий», т.е. «водопровод», «желоб для воды»].

I. Источник → Геон (2), от которого зависело водоснабжение Иерусалима, находился за пределами гор. стены — на вост. склоне холма, на котором был расположен город. Поэтому существовала опасность, что при осаде города жители будут отрезаны от воды. Чтобы предотвратить это, зап. источника, в скале, был пробит туннель, который заканчивался вертикальной шахтой в пределах города и таким образомгарантировал доступ к воде. Возможно, этот туннель подразумевается под евр. циннор (в Синодальном переводе это слово опущено, 2Цар 5:8), и, как кажется, по нему Иоав проник в «город иевусеев» (ср. 1Пар 11:6).

II. Позднее воду из Геона стали подавать и через другие каналы, которые под небольшим наклоном (ср. Ис 8:6) проходили вдоль вост. склона гор. холма. Первый канал шел к Кедронской долине. Там он, вероятно, питал цар. водоем (Неем 2:14) вблизи Ворот Источника. В наши дни он засыпан, а в ветхозаветные времена предположительно служил и для орошения цар. сада (Неем 3:15; ср. 4Цар 25:4). Второй канал давал воду пашням и садам на юж. склоне гор. холма. По его боковым ответвлениям вода поступала на террасы склона. Канал заканчивался в черте города, где за двойной стеной вода собиралась в нижнем водоеме Селах (Неем 3:15), т.е. в «старом пруду», как он назван в Ис 22:11. В настоящее время это пересохший Биркет-эль-Хамра («Красный пруд»). Ввиду угрозы ассирийской осады (2Пар 32:3) → Езекия приказал засыпать все источники воды за пределами гор. стены.

III. Вместо засыпанных источников царь приказал соорудить туннель С., дл. 512 м, ведущий от Геона к юго-зап. части Иерусалима и подающий воду в новый, верхний пруд С. (Ин 9:7; 4Цар 20:20; 2Пар 32:30). Выше места соединения туннеля с прудом при раскопках был найден фундамент квадратного сооружения выс. 10 м. Возможно, здесь стояла Силоамская башня (Лк 13:4).

Словарь Никифорова :
(Исх 8:6, Ин 9:7-11 и др.) — источник или водоем Силоамский и находившаяся при нем купальня Силоамская на ю.-в. стороне Иерусалима. при подошве гор Сион и Мориа. Некоторые думают, что Силоам то же самое, что и Ен-Рогель и Гион.
Об источнике Силоамском в Свящ. Писании упоминается 3 или 4 раза, и между прочим у евангелистов Иоанна и Луки.
Первый, повествуя об исцелении Спасителем одного слепого (Ин 9:7-11), говорит, что Господь сделав брение и помазав им очи слепому, послал его умыться в купальне Силоамской, что тот сделал и прозрел; а второй говорит о разрушившейся башне Силоамской, погубившей своим падением восемнадцать человек (Лк 13:4).
Источник Силоамский посредством каналов заимствовал свою воду из источника Пресв. Девы, лежащего выше источника Силоамского, на западном склоне долины Кедронской, против селения Силоамского и который так назывался потому, что, по преданию, Пресв. Дева часто ходила сюда черпать воду вместе с другими женами и девами Офела.
Вода Силоамского источника, равно как и источника Пресв. Девы имеет вкус сладковато-солоноватый.
Замечательно еще то, что из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм, для торжественного возлияния оной на жертвеннике в последний день праздника из золотого сосуда при радостных восклицаниях народа, при звуках труб и кимвалов.
Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования Евреев по пустыне, на что указывается в Свящ. Писании (Ин 7:2,37,39, Ис 12:3). По сему-то вода Силоамского источника считалась священною и была предметом торговли (Ис 55:1), и доныне соседние жители продают эту воду Иерусалимским жителям. Что она имеет целебную силу, вера в это была издревле, даже Магометане в настоящее время имеют большую веру в целебность оной и называют оба эти источника райскими.

Слово силоам в симфонии
В Библии слово "силоам" упоминается в 2 стихах.
Другие формы слова : силоама, силоам.

Ин 9 : 7
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Ин 9 : 11
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.