Главный из четырех городов (Втор 29:23) в долине Сиддим, пораженных Божиим судом за великое зло и особую греховность их жителей (Быт 13:13; Быт 19:13; Быт 19:24). Теперь они все покоятся на дне Мертвого моря, а суд над ними является предупреждением для нечестивцев. Пятый город в этой же долине — Сигор (Быт 14:2) Господь пощадил ради Лота (Быт 19:21-23). (см. Адма, Гоморра, Севоим, Сигор, Сиддим)
Словарь Вихлицкого : содом
Слово Содом найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Наряду с → Гоморрой, известнейший из городов в долине → Сиддим. Оба города были уничтожены Господом за грехи их жителей (Быт 10:19; Быт 13:10–13; Быт 14:2; Быт 19:1; Втор 29:23). В Ис 1:9–10 (ср. Ис 3:8) с Содомом сравнивается согрешивший Иерусалим (ср. Откр 11:8). Иисус неоднократно сравнивает грех жителей Содома и Гоморры с виной современных Ему городов (Мф 10:15; Мф 11:23; Лк 10:12).
Толковый словарь Даля :
СОДОМ м. шум, крик, гам, или спор, брань. Не слышал бы содому, а (лучше) видел бы драку. Такой содом, что пыль столбом. С утра до вечера содом в доме. У них Содом и Гоморра, верх шумного бесчинства. Это не дом, а содом. | Шумная толпа. Содом народу сошелся. Шутов а дур содом, Дмитриев. Глядай, парень, уток-то на озере, содом! тамб. тул. За содомом гостей не достанется поглодать и костей. Добрая головушка - содом людской (беспутный). Содомить, шуметь, кричать, гамить, орать толпою, горланить, браниться, ругаться; поднять шум, брань, ссору. Слышь, в кабаке содомят как! -ся, влад. шуметь, кричать, браниться, ругаться. Содомная, содомливая сходка, бестолковая и шумная, крикливая. Содомко говорить, вологодск. громко, шумно, крикливо. Содомщик, -щица, сварливый орала, затейщик ссор.
Словарь Никифорова :
(Горящий; Быт 10:19) — древний город в долине Сиддим. Жители Содомские, по-видимому, были Хананеи. Содом лежал в долине Иорданской, бывшей в означенное время очень плодородною. Ради плодородия в ней поселился Лот, племянник Авраама, хотя жители Содома были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 12, 13). Незадолго пред грозною катастрофою, разразившейся над Содомом, царем его был Бера, побежденный вместе с другими мелкими князьями Кедарлаомером, царем Еламским. После 14-ти летнего рабства они сделали неудачную попытку свергнуть с себя ненавистное иго, при чем Лот, вместе с своим имуществом и домочадцами впал в руки победителя (см. Лот). Неправды и грехи жителей Содома вызвали грозный и праведный суд Божий на них, несмотря даже на усиленное ходатайство Авраама пред Господом об их пощаде. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии и окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли (Быт 20:24,25, Быт 18:16-33, Быт 19:1-29). Память о грозном суде Божием над Содомом сохранялась и сохранятся во все века. На Содом и его разрушение указывается в следующих местах Свящ. Писания: Втор 29:23, Ис 1:9,10, Иер 23:14, Иез 16:46-56 Ам 11:4, Соф 2:9, Мк 6:11, Лк 10:12, Рим 9:29, Откр 11:8 и др. В означенных местах Свящ. Писания название Содома упоминается в качестве грозного урока всем проводящим нечестивую жизнь, а в последнем оно употреблено символически. как название великого града, — быть может Иерусалима. Некоторые из писателей полагают, что развалины Содома видны доселе под водами Мертвого моря; но означенное предположение едва ли основано на каких либо достоверных основаниях. Гибель Содома, как видно из Библейского повествования, была полная и совершенная. Древние пилигримы, конечно, старались убедить себя в том, что им виделись, будто пепел и камни Содома и Гоморры, и будто бы доселе еще от них восходит дым и серный пар. Но неправдоподобность сего очевидна, как то видно из новейших исследований известных английских путешественников, например Д. Стэнли, Тристрама и других.