Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20:12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23:3) и приносилась особая жертва (Чис 28:9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26:33-35; 2Пар 36:21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12:2), оставив главное — делание добра (Лк 13:14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12:8). (см. неделя, праздники, семь)
Словарь Вихлицкого : суббота
Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20:12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23:3) и приносилась особая жертва (Чис 28:9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26:33-35; 2Пар 36:21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12:2), оставив главное — делание добра (Лк 13:14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12:8). (см. неделя, праздники, семь)
1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на → День очищения (Лев 16:31; Лев 23:32; ср. также Лев 23:24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.;
2) в Вавилоне существовало понятие ша пату — «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.
II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ.
С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22–30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8–11; Исх 31:12–17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4; Быт 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28);
2) ПРЕДПИСАНИЯ.
Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23; Исх 31:15; Исх 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; Исх 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» (Мк 15:42; Исх 16:23). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27–29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» (Иер 17:21). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; Исх 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).
III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫСубботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему → покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; Исх 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4–9) в егип. рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13–15), С. стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10–13) была распространена на → субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2–7).
IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕНа соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15–22). Раввины знали, что С. «дана для наслаждения, а не для боли», но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; → Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы таким образомпредпринять поездку «на воде», что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.
V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ1) ИИСУС И СУББОТА.
У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1–14; Мк 2 — Мк 3:6; Лк 13:10–17; Ин 5:1–18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9), не оскверняя себя, совершали определ. виды деятельности, которые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание (Ин 7:22), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был «больше храма» (Мф 12:6), а вместе с тем и «господином субботы» (Мф 12:8; Мк 2:28). Он знал, что С. была создана для человека (Мк 2:27), поэтому и в С. творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23; Ин 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29);
2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:
а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5–9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9–11; Гал 5:1–4). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан); б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2).
Возможно, первый день недели подразумевается под «днем Господним» в Откр 1 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (→ День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как «дня Господня», впоследствии появилось другое его обозначение — «день солнца», восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня; в) но не только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня — отдых от работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников — священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.
Установлена Богом. Быт 2:3.
Основание ее. Быт 2:2, Быт 2:3. Исх 20:11.
Седьмой день недели. Исх 20:9, Исх 20:10, Исх 20:11.
Установлена для человека. Мк 2:27.
Бог:
Благословил. Быт 2:3. Исх 20:11.
Освятил. Быт 2:3. Исх 31:15.
Повелел соблюдать. Лев 19:3, Лев 19:30.
Велел святить. Исх 20:8.
Соблюдением ее воздается честь благости Божией. Втор 5:15.
Являет милость Свою указав блюсти субботу. Неем 9:14.
Являет благость Свою к твари. Исх 23:12.
Признак завета. Исх 31:13, Исх 31:17.
Образ небесного покоя. Евр 4:4, Евр 4:9.
Христос:
Господин ее. Мк 2:28.
Соблюдал ее. Лк 4:16.
Учил в субботу. Лк 4:31, Лк 6:6.
Слуги и скот должны были пользоваться отдыхом. Исх 20:10. Втор 5:14.
Никакого рода работа не допускалась в этот день. Исх 20:10. Лев 23:3.
Запрещены были покупки. Неем 10:31, Неем 13:15−17.
Ношение тяжестей не разрешалось. Неем 13:19. Иер 17:21.
Совершение богослужений предписывалось. Иез 46:3. Деян 16:13.
Также и чтение священных книг. Деян 13:27, Деян 15:21.
Совершалась проповедь Слова Божия. Деян 13:14, Деян 13:15, Деян 13:44, Деян 17:2, Деян 18:4.
Разрешались труды, связанные с богослужением. Чис 28:9. Мф 12:5. Ин 7:23.
Благотворительная деятельность допускалась. Мф 12:12. Лк 13:16. Ин 9:14.
Неотложные мелкие работы допускались. Мф 12:1. Лк 13:15, Лк 14:1.
Наименования:
Суббота Господня. Исх 20:10. Лев 23:3. Втор 5:14.
Суббота покоя. Исх 31:15.
Покой, святая суббота. Исх 16:23.
Святой день Божий. Ис 58:13.
День Господень. Откр 1:10.
Первый день недели был у первых христиан днем покоя. Ин 20:26. Деян 20:7; 1Кор 16:2.
Святые:
Соблюдают субботу. Неем 13:22.
Чтут Бога этим. Ис 58:13.
Утешаются этим. Пс 117:24. Ис 58:13.
Свидетельствуют против оскверняющих субботу. Неем 13:15, Неем 13:20, Неем 13:21.
Соблюдение субботы должно быть установлением длительным. Исх 31:16, Исх 31:17. Мф 5:17, Мф 5:18.
Благо в почитании субботы. Ис 58:13, Ис 58:14.
Благо в соблюдении субботы. Ис 56:2, Ис 56:6.
Доносы на нечтущих. Неем 13:18. Иер 17:27.
Наказания не почитающим субботы. Исх 31:14 Исх 15:1. Чис 15:32−36.
Нечестивые:
Смеются над субботой. Плач 1:7.
Безчестят субботу. Ис, 56, 2. Иез 20:13, Иез 20:16.
Оскверняют субботу. Неем 13:17. Иез 22:8.
Обманывают в субботу. Ам 8:5.
Отворачивают взоры от субботы. Иез 22:26.
Веселятся в субботу. Ис 58:13.
Носят тяжести в субботу. Неем 13:15.
Работают в субботу. Неем 13:15.
Путешествуют в субботу. Неем 10:31, Неем 13:15, Неем 13:16.
Иногда как бы усердствуют в соблюдении субботы. Лк 13:14. Ин 9:16.
Лишены субботы. Плач 2:6. Ос 2:11.
Примеры почитания субботы:
Моисей. Чис 15:32−34.
Неемия. Неем 13:15, Неем 13:21.
Женщины. Лк 23:56.
Павел. Деян 13:14.
Ученики. Деян 16:13.
Иоанн. Откр 1:10.
Примеры осквернения субботы:
Собиравшие манну. Исх 16:27.
Собиратели топлива. Чис 15:32.
Жители Тира. Неем 13:16.
Жители Иерусалима. Иер 17:21−23.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал».
Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх 16:5, Исх 16:22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх 16:29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх 31:14, Исх 31:17). В Втор 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний».
Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх 34:21) в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх 35:3), нельзя было печь и варить (Исх 16:23); запрещалось носить ношу (Иер 17:21 и дал., Ин 5:10); покупать или продавать (Неем 10:31, Неем 13:15 и дал.). В Чис 15:32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневних жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев 24:8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев 23:2 и дал.).
Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев 23:39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев 16:31, Лев 23:32). О «великой субботе» в Ин 19:31 см. «Пасха».
Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер 17:21 и дал., Иез 20:12, Иез 22:26). В 2Пар 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мф 12:1, Лк 13:14 и дал., Ин 7:21 и дал., Лк 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мои доныне делает и Я делаю» (Ин 5:17).
Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян 20:7 и 1Кор 16:2). В Откр 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых.
В Исх 15:23-25 говорится, что израильтяне пришли в Мерру и «там Бог дал народу устав и закон». От создания человека до того дня в Библии ничего не говорится о том, что суббота соблюдалась людьми; только сказано, что «Бог почил в день седьмый от всех дел Своих». После же времени Моисея говорится очень часто о праздновании и нарушении субботы. В последующие времена одна часть христиан стала придерживаться празднования воскресенья, а другая, более малочисленная, празднует субботу. В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня.
О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».