Словарь Вихлицкого : судить
В Библии глагол «С.» имеет несколько значений: «разбирать спорные дела», «выносить приговор», «вершить суд» (→ Судьи → Право, правосудие), а также «судить о ч.-л. вообще».
I. Бог Сам будет судить Свой народ (Втор 32:36), как и все народы земли (Пс 9:9; Пс 109:6; Мих 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Ис 11:3; Деян 17:31; Рим 2:16). Бог судит нелицеприятно (1Пет 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов 13:9; Пс 34:24).
II.Суд Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:1; Лк 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (Рим 2:1; Рим 14:13), чужого раба (Рим 14:4) или своего брата (Рим 14:10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иак 4:11), поскольку действует не из любви.
III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1Кор 2:13; Деян 15:1; → Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1Кор 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе «внутренних», т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1Кор 5:11; 1Тим 5:20,24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или → соблазну (Рим 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (Гал 2:11,14; 1Тим 5:20) и двух-трех свидетелей (2Кор 13:1; 1Тим 5:19) уладить спорный вопрос.
В Мф 18:15–18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1Кор 5:13), и даже к преданию сатане (1Кор 5:5; 1Тим 1:20; ср. Мф 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (Кол 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1Кор 6:1–8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: «если бы мы судили сами себя» — и соответственно поступали бы или искали бы прощения, — «то не были бы (более) судимы (Богом)» (1Кор 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1Кор 4:4). → Исповедание → Увещевание → Свет (II,4).
О суде впродолжение земного времени.
Верховный Судья на земле — Бог; Он рано или поздно карает всякую неправду и доставляет оправдание невиновному и угнетенному. Пс 57:12. Иер 17:10. Притч 24:12.
Он карает за несправедливость. Иез 11:10, Иез 18:30, Иез 36:19. Иер 28:16. Мф 23:35. Откр 6:10.
Помогает обиженным. Исх 22:21−23, Исх 23:27. Пс 25:1, Пс 66:5, Пс 67:6, Пс 118:52. Соф 3:19.
Господь Иисус судит. Ин 5:22, Ин 5:30, Ин 8:16, Ин 9:39.
Когда Иисус в другой раз говорит, что Он не пришел судить (Ин 3:17, Ин 8:15, Ин 12:47), то ясно, что Он принес на землю тот внутренний суд, которым неверие само осуждает себя. Ин 3:18, Ин 9:39.
Человек судит. Каков должен быть суд. Втор 1:17, Втор 16:18; 2Пар 19:5−7.
На высоком уровне законности. Ин 7:24. Зах 7:9, Зах 8:16. Деян 4:19. Втор 32:31. Ис 5:3.
В духе правды Божией. 1Кор 2:13−15, 1Кор 10:15, 1Кор 11:13, 1Кор 14:29.
Без высокомерия! Мф 7:1. Рим 2:1, Рим 2:3, Рим 14:4. Иак 2:4, Иак 2:13, Иак 4:11.
Последний суд.
Судья — Иисус Христос. Деян 10:42, Деян 17:31. Ин 5:27. Рим 14:10; 2Кор 5:10. Мф 25:31; 2Тим 4:8. Присутствующие: 1Кор 6:2, 1Кор 6:3. Дан 7:22. Мф 25:40, Мф 25:45. Так как Иисус судит во имя Бога, то Бог также именуется Судьею. Рим 2:5; 1Пет 1:17. Откр 20:11.
Кого судят? Рим 14:10; 2Тим 4:1; 1Пет 4:5.
Верующие не подлежат этому суду (Ин 3:18, Ин 5:24), т. е. их участь на нем не решается, ибо они, уверовав, уже принадлежат Иисусу и являются гражданами царства Божия; но они будут собраны перед судилищем Христовым (Рим 14:10; 2Кор 5:10), чтобы выслушать признание их спасенными. 1Кор 11:31, 1Кор 4:5.
Что судится? То, что сокрыто в тайниках человеческой души. Рим 2:16; 1Кор 4:5; 2Кор 5:10.
На основании чего будет выноситься приговор? На основании дел. Мф 7:20, Мф 16:27; Рим 2:6−11; 1Пет 1:17; 2Кор 5:10, 2Кор 11:15. Ин 5:29. Откр 2:23, Откр 20:12; 1Кор 7:19. Гал 5:6, Гал 6:7, Гал 6:15.
Характер человеческих дел открывает истинную натуру каждаго: добрые дела имеют исходным пунктом веру. Еф 2:8−10.
Приговор последнего — Страшного — суда. Мф 8:12, Мф 19:29, Мф 25:46; 1Пет 1:4, 1Пет 5:10. Ин 15:6; 2Фес 1:6−9 и др. — Что при этом есть степени, указано с одной стороны у Мф 10:15. Откр 19:20, с другой — во 2Кор 9:6. Лк 19:17−19.