Словарь Вихлицкого : светильник
Светильник [еврейское лаппид; греческое лампас].
I. Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (Ин 18:3). Во время войн, особенно при осадах, с помощью факела поджигали лагеря и города противника (см. Суд 15:4). Воины Гедеона прятали горящие факелы в глиняных кувшинах, чтобы свет не выдал их присутствия (Суд 7:16,20). В качестве С. (Иер 25:10; Мф 25:1) в древности использовались неглубокие чаши, суженные в одном или нескольких местах для того, чтобы фитиль (жгут) лучше держался. С., упоминающиеся в притче о десяти девах (Мф 25:1–13), вероятно, были небольшими сосудами, куда наливалось масло и опускались промасленные жгуты. «Поправить светильник» (Мф 25:7) означало очистить жгут от нагара, чтобы он горел ровным пламенем.
На протяжении столетий форма С. постоянно менялась, пока наконец он не превратился в закрытый резервуар с розеткой для фитиля и с отверстием для заправки маслом. Форма керамич. С. позволяет определить возраст того или иного культурного слоя курганов (теллей). С. часто устанавливался на специальной подставке. Если С. выносили из дома, то обычно брали с собой специальный сосуд с маслом для его дозаправки (Мф 25:4).
II. С. [еврейское менора] в ВЗ метафорич. названы Бог и Его Слово (2Цар 22:29; Пс 118:105), а также царь Израиля (2Цар 21:17). С. также может символизировать жизнь (Иов 21:17; Притч 13:9), особенно жизнь к.-л. рода, ч.-л. потомства (3Цар 11:36; 4Цар 8:19; Пс 131:17).
Часть домашней утвари. 4Цар 4:10.
Для свечей и факелов. Мф 5:15.
Для ламп. Исх 25:31, Исх 25:37. Зах 4:2.
Для скинии:
Форма и принадлежности светильника. Исх 25:31−40, Исх 37:17−24.
Светильник поддержка 7 золотых лампад. Исх 25:37, Исх 37:23.
Светильник сделан из таланта золота. Исх 25:3−9.
Светильник сделан по образцу, показанному Богом. Исх 25:40. Чис 8:4.
Светильник назывался светильником Божиим. 1Цар 3:3.
Светильник назывался подсвечником чистым. Лев 24:4.
Светильник поставлен в скинии против стола. Исх 40:24. Евр 9:2.
Светильник освещен елеем из маслин. Исх 27:20. Лев 24:2.
Светильник зажигался священниками. Исх 27:21. Лев 24:3, Лев 24:4.
Указания в случае отправки в путь. Чис 4:9, Чис 4:10.
Его назначение. 2Пет 1:19.
Горит. Быт 15:17.
Светит. Ин 5:35.
Наполняется маслом. Мф 25:3, Мф 25:8.
Масло для них в сосудах. Мф 25:4.
Питание его посредством трубки. Зах 4:2.
Должны быть всегда заправлены. Мф 25:7.
Ими освещались:
Скиния. Исх 25:37.
Жилища. Деян 20:8.
Колесницы в сражении ночном. Наум 2:3−4.
Свадебные шествия. Мф 25:1.
Путь ночью. Ин 18:3.
Иногда светильники горели всю ночь. Притч 31:18.
Светильник ставится на высокое место, чтобы светить всем. Мф 5:15.
Освещались ими шатры Арабов. Иов 29:3−4.
Светильники, скрытые в кувшинах. Суд 7:16.
В переносном смысле о:
Христе. Зах 4:2. Ин 8:12. Евр 9:2.
Слове Божием. Пс 118:105. Притч 6:23.
Церкви. Откр 1:13, Откр 1:20.
Вездесущии Христа. Дан 10:6. Откр 1:14.
Благодати Духа Святого. Откр 4:5.
Спасении в Боге. Быт 15:17. Ис 62:1.
Водительстве Божием. 2Цар 22:29. Пс 17:29.
Славе херувимов. Иез 1:13.
Духе человеческом. Притч 20:27.
Проповедниках. Мф 5:14−16. Ин 5:35.
Мудрых правителях. 2Цар 21:17.
Строгости суда. Откр 8:10.
Как наследие Давида. 3Цар 11:36, 3Цар 15:4.
Погашенный — об уничтожении нечестивых. Иов 18:5−6, Иов 21:17. Притч 13:9.
Об уничтожении проклинающих своих родителей. Притч 20:20.
1) Одной из священных принадлежностей Скинии был светильник, который находился налево от входа в святилище, напротив стола с хлебами предложения. Он имел вид стебла с шестью ветвями, отходившими с обоих сторон, — по три с каждой стороны. Стебель утвержден был на подножьи; на нем и на его ветвях помещалось 7 лампад (Исх 25:31, Исх 37:17 и дал.). В эти лампады наливалось чистое оливковое масло и их зажигали каждый вечер (Лев 24:2 и дал., 1Цар 3:3, 2Пар 13:11). В храме Соломоновом было 10 светильников из чистого золота, по пяти на северной и на южной стороне святилища (3Цар 7:49, 2Пар 4:7, Иер 52:19). Во втором храме был только один светильник, подобный светильнику в скинии. При разрушении Иерусалима он стал добычей римлян, которые принесли его в Pим и поставили в храме, построенном Веспасианом в честь мира. Изображение этого светильника изваяно на триумфальной арке Тита в Риме. Эта арка стоит до сих пор, свидетельствуя в продолжение столетий о минувшей славе иудеев, а также и о судах Божиих, как будто ожидая того времени, когда Иудея снова заселится и люди спокойно станут жить в Иерусалиме.
Светильник в храме можно считать за символ Самого Бога, «Света Израиля» (Ис 10:17), одежда Которого — свет (Пс 103:2) и Который один является светом для Своего святилища — Церкви. Срав. слова Иисуса: «Я свет миру» (Ин 8:12) с Откр 21:23, где сказано, что слава Божия освещает новый Иерусалим и светильник его — Агнец. Тот же светильник символизирует «народ взятый в удел» или Церковь Божию, призванную и получившую благодать, чтобы ходить в свете перед Богом и свидетельствовать о Нем миру. Поэтому христиане называются «светом мира» и побуждаются «светить перед людьми» (Мф 5:14 и дал.) и «держать свои светильники горящими» (Лк 12:35, Флп 2:15). Семь церквей также уподобляются семи светильникам (Откр 1:20). Число семь в этом месте, как и семь ветвей светильника, обозначает богатство божественной благодати; елей обозначает духовную силу. Украшения светильника, напоминающие цветы (Исх 37:19, Исх 37:20), может быть, обозначают духовное бодрствование и послушание (см. «Миндальное дерево»). Уже в видении Захарии (Зах 4:1) встречается светильник, как символ «народа взятого в удел»; вся его сила для постройки храма исходит от Господа через Его избранные орудия; елей, который требовался для лампад, поступал из двух маслин (Зах 4:11), стоявших по обеим сторонам светильника, простирающих свои ветви и изливающих в лампады светильника очищенный, как золото, елей. Эти две маслины или два сына елея (евр. бней ицгар), или помазанные елеем (Зах 4:14) обозначают гражданскую и церковную власть: иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые вместе являлись прообразом Царя и Первосвященника (Христа), через Которого дары духовной благодати постоянно изливаются на Церковь Христову.
Такое же название «две маслимы» дается двум свидетелям, которых Иоанн видел в своем видении (Откр 11:3 и дал.). см. «Свидетель».
2) Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью, свет от светильника символизировал счастье и жизнь Пс 131:17, тсутсвие его обозначало горе и опустошение (Иов 18:5 и дал., Притч 20:20). Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» (2Цар 21:17), и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас. Теперь, как и раньше, в восточных городах, не имеющих освещения, необходимо иметь с собой фонарь или факел, чтобы не сбится с пути. Поэтому и толпа, предводимая Иудой Искариотом, шла со светильниками и факелами (Ин 18:3). Девы поправили свои светильники перед тем, как выйти навстречу жениху (Мф 25:1). Светильниками (лампадами) также назывались те чашечки на подсвечнике в святилище, куда наливали елей. Их зажигали каждый вечер и поправляли по утрам (Исх 25:37, Исх 30:7 и дал., 3Цар 7:49, Зах 4:2).