Словарь Вихлицкого : сын человеческий
Сын человеческий [еврейское бен-Адам]:
1) библ. название человека вообще, особенно в поэтич. текстах (см. Быт 11:5; Чис 23:19; 1Цар 26:19; Пс 89:4; Притч 8:4; Екк 1:13);
2) название, которым Господь именует пр. Иезекииля, тем самым особо отличая его (Иез 2:1; Иез 27:2; Иез 28:2; Иез 29:2; Иез 37 и др.);
3) именование Мессии в Книге Даниила (Дан 7:13, арам. бар-наш);
4) Сын Человеческий — так назван Иисус Христос в Мф 8:20; Мф 9:6; Мф 25:31; Мк 8:38; Лк 17:26; Ин 3 и множестве других мест.
«Сын Человеческий» означает вообще отпрыск или отрасль человеческого рода. Пс 8:5. — сравните: обращение Бога к пророку Иезекиилю: «ты, сын человеческий» (Иез 2:1 и др.). В этом наименовании есть указание на состояние упадка человека. Дан 8:17. Мк 3:28. Еф 3:5.
Своеобразное самоопределение Иисуса: в Его уничижении. Мф 17:22, Мф 18:11, Мф 20:18, Мф 20:28, Мф 26:2 Мф 24:1. Лк 9:44. Ин 8:28, Ин 12:23. в Его величии. Мф 16:27, Мф 24:27, Мф 24:30, Мф 24:37−39, Мф 25:31, Мф 26:64. Лк 17:22, Лк 17:24, Лк 17:26, Лк 17:30, Лк 18:8; Ин 1:51, Ин 3:13, Ин 6:62.
Происхождение этого самоопределения.
В торжественном утверждении Иисуса перед синедрионом, что Он придет вторично уже во славе, есть несомненно указание на пророчество Даниила о грядущем пришествии Сына Человеческого. Мф 26:24; Дан 7:13.
Однако, это самоопределение не только заимствовано; оно также несомненно идет из духовных глубин Его самосознания: Он знает, что Его человеческое естество должно показать, каким должен быть человек в своем отношении к Богу и знает, что в Нем исполняется основное пророчество о «семени жены». Быт 1:27, Быт 3:15. Евр 1:3.
Причина его:
Вначале это наименование было загадкой для современников Иисуса; Он еще не открывался им Мессией, избегая огласки, чтобы фанатики-евреи не покушались овладеть Им для своих плотских, политических целей. Ин 12:34, Ин 6:15. Мф 16:10. Лк 4:41.
Но хотя публично Иисус не называл Себя Мессией, однако в тесном кругу Своих учеников Он желал признания; открывался и некоторым отдельным верующим; в народе же иногда соединял наименование «Сын Человеческий» с указанием на Свое божественное полномочие и тем заставлял людей задумываться над Его необычайным самоопределением. Мф 16:15. Ин 4:25, Ин 9:35−38. Мк 2:7, Мк 2:10, Мк 2:28.
Употребление выражения «Сын Человеческий».
Во время земной жизни Господа Иисуса оно произнесено только однажды (Ин 12:34), подхваченное народом из речи Господа.
Стефан произносит его перед синедрионом, в очевидной связи с признанием там же, сделанным Самим Господом Иисусом. Деян 7:55.
В Откровении Иоанна оно встречается два раза. Откр 1:13, Откр 14:14.
Слова: «и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5:27) означают, что Бог делает Судьею над людьми Того, Кто Сам прожил человеческую жизнь и поэтому знает ее. Евр 2:14, Евр 2:17, Евр 4:15.