Словарь Вихлицкого : валаам
Так как считалось, что действие проклятий и благословений необратимо (Быт 27:34-38), Валак решил, что, если пророк проклянет Израильтян именем их собственного Бога Яхве, он с легкостью сможет одолеть их в битве и прогнать от своей границы. Валак послал гонцов в Пефор, где жил Валаам. Считается, что этот город находится недалеко от Харрана, на берегу реки Иавур, притока Евфрата. Валак предложил Валааму внушительную сумму денег за то, что тот поедет на юг и проклянет Израильтян. Господь предупредил Валаама, чтобы тот не ездил в Моав. Царь Моава не принял отказа пророка и послал своих гонцов обратно, с предложениями огромных богатств и почестей. Валаам, который в душе жаждал богатств и высокого положения, спросил Господа, не поехать ли ему. Но к послам он обратился с благочестивыми речами: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]» (Чис 22:18).
Хотя Валаам собирался сделать лишь то, что позволит Господь, он стал первым примером человека, который делает доброе дело из дурных побуждений. Валааму привезли «подарки... за волхвование» (Чис 22:7), и это значит, что его считали гадателем типа языческих. Господь запрещал Израильтянам советоваться с гадальщиками и самим гадать (Втор 18:10-11).
Истинный пророк даже не стал бы рассматривать возможности службы Валаку. Наконец, Бог позволяет Валааму поехать, но говорить только то, что разрешит ему Господь. Господь решил таким образом помешать Валаку и показать Свою заботу об избранном народе. Ключевые места истории Валаама. По просьбе царя Валака Валаам проделал путь почти в 400 миль (643,6 км), чтобы проклясть Израиль. Валак привез Валаама на «Вааловы высоты», гору Фасгу и гору Фегор. Все эти горы возвышались над равнинами Моава, на которых расположились лагерем Израильтяне. Но, к огорчению царя, Валаам благословил Израиль, а не проклял его. Хотя Бог и разрешил Валааму поехать, Он разгневался на пророка (Чис 22:22).
Поэтому Господь поставил ангела с мечом на пути Валаама. Его ослица увидела ангела, а Валаам — нет. Не понимая, почему ослица не хочет идти дальше, Валаам ударил ее, и она чудесным образом заговорила, жалуясь на его жестокость (Чис 22:28-30).
На первый взгляд кажется, что в Чис. 22 рассказывается история человека, который просто сделал то, что позволил ему Господь. Но во Втор 23:5 говорится, что Господь не стал слушать Валаама и превратил его проклятие в благословение. Когда Господь открыл Валааму глаза, тот увидел ангела и пал ниц (Чис 22:31).
Потом он признал свой грех и продолжил путь, чтобы говорить лишь то, что вкладывал в его уста Господь. Стихи Валаама в Чис 23-24 написаны на архаической форме еврейского, что свидетельствует об их подлинности. В них описываются прошлые благословения, посланные Богом Его народу, а также предсказываются будущие, уникальные благословения Израиля. Валаам только благословил Израиль и не произнес ни слова проклятия. Моавитский царь водил Валаама с одной вершины на другую, чтобы они могли видеть долину реки Иордан и лагерь Израильтян сверху. Когда Валаам не стал проклинать их, Валак в гневе всплеснул руками и отослал пророка без награды. Но это была не последняя попытка Валака ослабить Израиль. В Чис. 25 говорится, что моавитскому царю почти удалось отвратить Израильтян от Господа. Там описывается сцена в Фегоре, когда Израильтяне приняли участие в оргии с моавитскими женщинами.
Валаам [еврейское Билеам, «господин народа», «губитель народа»], сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6).
В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возможно, моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более «знаменитых» посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему. Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 1:11), чем навлек на себя гнев Божий.
На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (2Пет 2:16). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» (Чис 22:31). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7–10,18–24; Чис 24:3–9,15–24).
Господь использовал В. в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16), и самому Валаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7; Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в котором предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.
ВАЛААМ (не принадлежащий к народу моему) — сын Веоров или Восоров, уроженец г. Пефора в Месопотамии (Числ. 22:5).
Валаам (בִּלְעָם – может быть, из עָם и בִּל = בַּל = не народ мой, т. е. не принадлежащие к народу моему, или сокращено из יִבְלַע, и עָם = יִבְלְעָם = поглотитель, губитель, разоритель народа; Βαλαάμ; Balaam; Валаамъ; Bileam): Числ.22:5... гл. Числ.23–24, 31:16, 8. Втор.23:4–5. Нав.13–22, 24:9. Неем.13:2. Мих.6:5. 2Пет.2:15. Иуд.11. Откр.2:14. – Сын Веоров или Восоров (2Пет.2:15), пророк, из города Пефора, при реке Евфрате, близ Харрана, в Месопотамии. О нем была такая молва, что кого он благословит, тот будет благословен, и кого проклянет, тот будет проклят (Числ.22:6). Когда израильтяне, после побед над царями аморрейскими, отправившись далее, остановились на равнинах Мооава, при Иордане, против Иерихона, тогда Валак, царь Моавитский, и старейшины мадиамские, устрашенные их победами, согласились призвать к себе Валаама, чтобы проклял израильтян. Трижды Валак назначал место для сего на разных высотах и трижды достаточно вразумленный Богом Валаам вместо проклятия произносит благословения, и заключит их славным пророчеством о Мессии (Числ.22, 23, 24). Но зараженный страстью любостяжания и обольщенный царями и ласкательством Валака, он впоследствии дал ему пагубный совет привлекать израильтян к идолослужению, и чрез это нечестие и разврат с дочерями Моава мало-помалу распространились между Израилем (Числ.31:16. Откр.2:14). Для пресечения этого зла и наказания мадианитян Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения мадианитян и Валаам был убит (Числ.31:8). См. св. Ист. В. 3. Богосл. 1871 г. стр. 149–156. Zell, р. 166–167. Fürst, 1. p. 194. Сн. о Валааме 1830 r. XL. 163. Слов. Верх. 1. стр. 269–270.