Словарь Вихлицкого : варнава
Когда в Иерусалиме начались гонения на христиан-эллинистов, Варнава остался в городе, несмотря на то что другие верующие такого происхождения бежали (Деян 8:1-8; Деян 11:19-22).
Его хорошая репутация в Иерусалиме, возможно, побудила апостолов выбрать его сопровождающим Павла в миссионерских путешествиях. Так как многие христиане стягивались в Антиохию Сирийскую, Иерусалимская церковь отправила Варнаву туда, помочь в организационной работе (Деян 11:19-26).
Автор Книги Деяний говорит о Варнаве: «Он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян 11:24).
Варнава попросил Павла, уже христианина, помочь ему в Антиохии, и они работали в церкви вдвоем на протяжении года, за который обучили большое количество христиан (Деян 11:26).
Когда в Иерусалиме начался голод, Варнава и Павел объявили сбор средств. Когда они возвращались в Антиохию, с ними был Иоанн Марк (Деян 12:25).
Варнава вместе с Павлом отправился проповедовать за границами Антиохии (Деян 13:2-3).
То, что имя Варнавы ставится перед именем Савла (Павла), может означать, что в то время он был главным. Они побывали на Кипре и в нескольких крупнейших центрах Малой Азии. В Листре местные жители приняли Варнаву за Бога Зевса, а Павла — за Гермеса (Деян 14:8-12).
На Иерусалимском соборе Варнава и Павел рассказали о своем служении язычникам (Деян 15).
После этого собора они планировали еще одну миссию, но серьезные разногласия заставили их расстаться (Деян 15:36-41).
Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка (Кол 4:10), но Павел был против этого, потому что Марк покинул их во время предыдущей миссии (Деян 13:13).
Варнава отправился на Кипр с Иоанном Марком, а Павел — в Сирию и Киликию с Силой. После этого раскола основное внимание дееписатель уделяет Павлу, а не Варнаве.
Смотрите также: апокрифы (послание Варнавы).
Варнава [еврейское Бар-Набба, «сын утешения, пророчества»]. Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синодальном переводе — Иосия), которым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал обращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, который ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20–30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии. В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла — Ермием (Гермесом), «потому что он начальствовал в слове» (Деян 12 — Деян 14:28).
Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидетельствовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15:1; см. Гал 2:1–10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом.
Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, который отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом» (Деян 15:36–41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1Кор 9:6; Кол 4:10; 2Тим 4:11).
ВАРНАВА (сын утешения) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из семидесяти апостолов (Деян. 4:36).
Известные люди с именемВарнаваВарнава (1880—1937) — епископ Сербской православной церкви, второй патриарх Сербский (1930—1937).Варнава Гефсиманский (1831—1906) — иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, Русской православной церкви.Варнава (Баранов) — епископ Русской православной церкви, епископ Выксунский и Павловский.Варнава (Беляев) — епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый.Варнава (Волатковский) (1672/1660—1730) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Холмогорский и Важеский.Варнава (Дробышев) (1939—2012) — архимандрит Русской православной церкви.Варнава (Едигарев) — епископ Русской Древлеправославной церкви.Варнава (Кедров) (1931—2020) — епископ Русской православной церкви; митрополит Чебоксарский и Чувашский.Варнава (Накропин) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Тобольский и Сибирский, участник монархического движения.Варнава (Настич) (1914—1964) — епископ Сербской православной церкви, епископ Хвостанский.Варнава (Прокофьев) — епископ Русской православной церкви заграницей, викарий Каннский на покое.Варнава (Санин) (род. 1954) — монах Русской православной церкви, русский писатель, драматург, поэт.Варнава (Сафонов) — епископ Русской православной церкви, епископ Павлодарский и Экибастузский.Варнава (Филатов) (род. 1953) — архиерей Украинской православной церкви Московского патриархата, архиепископ Макеевский.Варнава (Βαρνάβας – с евр. сын утешения; Barnabas; Варнава): Деян.4:36, 9:27, 11:22, 25, 12:25, 13:1, 2, 7, 14:12, 14, 15:2, 12, 25. 1Кор.9:6. Гал.2:1, 9, 13. Кол.4:10. – Муж апостольский, спутник Ап. Павла, по преданию из 70 апостолов. Он родом кипрянин, из колена Левиина (Деян.4:36). По преданию, еще в юности он послан был родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, и был соучеником Савла, впоследствии Павла апостола, и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Уверовавши здесь во Христа, он не оставлял Его; и чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка, родственника Варнавы и после сотрудника его в проповеди апостольской (Деян.12:12), обратилась ко Христу (Boll. Acta Sanct. Jun. vol. 2). В Церкви апостольской Варнава известен был и своей благотворительностью, и ревностью по вере, и пользовался особенным доверием апостолов. Имея наследственную землю на острове Кипре, он продал ее и вырученные за нее деньги принес к апостолам и положил к ногам их (Деян.4:37). За эту, может быть, благотворительность или – что вероятнее, за его особенный дар в назидании и утешении верующих словом своим (Деян.4:36, 11:23, 13:1, 15:35), он прозван был от апостолов Варнавой – сыном утешения. Когда Савл после чудесного обращения своего ко Христу, прибыл в первый раз в Иерусалим, и верующие не веря, что он ученик Христов, опасались еще его, Варнава, взяв новообращенного, привел к апостолам и рассказал им, как Господь призвал его к вере (Деян.9:26–27). Когда потом возникла Церковь в Антиохии из язычников, эллинов, апостолы Варнаве поручили идти в Антиохию, и он, ревностно трудившись здесь сначала один, призвал потом в помощь себе Савла и целый год трудился с ним для благоустроения Церкви; верующие антиохииские первые стали называться христианами (Деян.11:20–26). По случаю голода, предвозвещенного прор. Агавом, христиане Антиохийские положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, и Варнава и Савл избраны были ими для доставления сего пособия (Деян.11:27–30). Впоследствии времени, когда церковь Антиохийская не имела уже недостатка в учителях, Варнава и Савл воззваны были Духом Божиим для проповеди Евангелия язычникам, и отселе начинаются их апостольские путешествия в страны язычества (Деян.13:2–3). Сперва они вместе с успехом проповедовали Евангелие в Кипре и некоторых областях малой Азии и возвратились потом обратно в Антиохию (Деян.13:14). В это время возбужден здесь был вопрос об обрядовом законе Моисеевом, и Павел и Варнава вместе с другими некоторыми отправлены были по этому случаю в Иерусалим и на составившемся, здесь Соборе Апостольском содействовали тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и определение соборное дослано было с ними и избранными еще от Церкви Иерусалимской в Церковь Антиохийскую, и Церковь с радостью приняла наставление Апостольское (Деян.15:1–35). Чрез несколько времени Павел предложил Варнаве предпринять новое путешествие для обозрения и утверждения прежде основанных Церквей. Варнава согласился, но, желая удержать с собой Марка, который в прежнем путешествии отстал от них, отделился от Павла, и с Марком отплыл опять в Кипр; а Павел с Силой отправился в другие страны. (Деян.15:36–41). После этого обстоятельства книга Деяний Апостольских ничего не говорит более об апостольских трудах Варнавы. Имя его встречается еще только в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, увлечен был примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, и за то навлек на себя обличение Павла (Гал.2:18). После, в послании к Коринф., апостол с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который, подобно Павлу, неусыпно трудясь в деле евангельск. проповеди, собственными трудами доставлял себе пропитание (1Кор.9:6). Племянник и спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого его заключения в Риме (в 61 и или 62 г. по Р. Хр. Кол.4:10). О последующих деяниях Варнавы и о последнем периоде жизни его имеются только поздние сказания, и притом несогласные между собой. Мнение об основании им Медиоланской Церкви основательно опровергает Геффле. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и где послание его пользовалось особенной известностью, и что он скончался мученически от неверующих иудев на родине своей – Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р. Хр. Феодор чтец около 520 года во 2-й кн. своей истории пишет, что мощи сего апостола обретены в царствование Зенона (в 478 году) с Евангелием св. Матфея на груди. Прав. Обозр. 1860 г. Авг. стр. 11–17. Herz. 1. р. 692–698. Полн. Мес. Востока, Арх. Сергия, 1876 г. Т. 2. Замет. стр. 165.