Словарь Вихлицкого : вечность
Евреи просто понимали, что Бог — это Бог прошлого и Бог, Который будет всегда, — в отличие от людей, чьи дни на земле сочтены.
НЗ берет понятие вечности из иудаизма и ВЗ. На греческом языке для описания бесконечного времени и Божьей вечности используется один и тот же корень. Например, слово «вечный» в Рим 14:25 соответствует греческому слову с корнем «эон». Бог, Который правит веками, или зонами, вечен. Он вносит в жизнь людей, которые несвободны в этом веке, элемент стабильности и постоянства. Авторы НЗ прекрасно понимают, что время не вечно, и это понимание наслаивается на яркое ветхозаветное представление о сотворении мира. Понятие вечного Бога становится яснее. Бог существовал до мира и будет существовать после — это еще один способ сказать, что Бог вечен. В НЗ регулярно говорится о временной последовательности откровений Бога во Христе, как в ВЗ говорилось об откровении Бога о Себе в Израиле. Предлоги, которые в НЗ используются с существительным «эон», особо показательны: например (в буквальном переводе), «от века» (Лк 1:70; Ин 9:32; Деян 3:21).
Первые два выражения указывают на неопределенное время, предшествующее настоящему моменту, последние два — на неопределенное будущее (что часто переводится как «навеки»).
По-видимому, библейское представление о вечности не похоже на аналогичные представления, бытовавшие у других народов того периода, представлявших себе ход времени как циклический. В греческом мире время представляли себе как круговое — вечное повторение событий в определенной последовательности. Спасение было выходом из этого порочного круга, и, чтобы познать вечность, нужно было освободиться от времени. Библейское представление о времени линейно, у него есть начало и конец, зависящие от вечного Бога. Таким образом, с библейской точки зрения, спасение не входит в какую бы то ни было последовательность; оно присутствует лишь в личном опыте человека и движется к свершению исторического замысла вечного Бога. Контраст между греческим и библейским отношением к времени заставляет нас задуматься об истинной природе вечности. Представляет ли вечность собой просто бесконечное время или некое безвременье, противоположное текущей жизни? По-видимому, Библия рассматривает вечность не как отсутствие времени и не противопоставляет ее настоящему, потому что и время, и вечность в своей основе обладают одними качествами. В НЗ (вслед за иудаизмом) слово «эон» или «век» используется для деления времени на «этот век» и «век грядущий». Это не просто противопоставление времени и отсутствия времени, потому что «век грядущий» — это будущее, которое обладает специфическими чертами и не поддается описанию. Начало грядущего века обрисовано в Библии несколькими последовательными и широкими мазками. Новый век — это не просто восстановление первоначального, безгрешного состояния человека, это свершение замысла Того, Кто был, есть и будет (Откр 1:4).
Таким образом, это новое творение.
НЗ ясно учит, что «грядущий век» уже начался в жизни и служении Христа, поэтому два века явно пересекаются. Такое представление отражено в таких упоминаниях, как «первенец», «залог Духа», «последние времена» (например, Евр 6:5: «вкусивших... сил будущего века»).
Верующий наслаждается благословениями будущего века в настоящее время через искупительные деяния Христа. Понятие вечности, таким образом, не противопоставляется понятию времени как отсутствие последнего. Вечность — это неограниченный и неизмеримый промежуток времени, который начинается с учреждения Царства Божьего во Христе и продолжается бесконечно. и время («настоящий лукавый век», Гал 1:4), и вечность находятся в подчинении Бога, Господа времени, Который единственный придает им обоим значение.
.
Вечный.
Греческое слово для прилагательного «вечный» происходит от существительного «Эон», а оно означает не только «вечность», т. е. продолжительность без начала и конца, но и «век» в смысле периода, и в этом смысле часто употребляется во множественном числе: «веки». Рим 1:25. Евр 1:2 и др. — «во веки веков».
В Новом Завете особенно часто различаются два эона, нынешний и будущий, отделенные один от другого вторым пришествием Христа. Конец или кончина века есть, следовательно, завершение нынешнего периода времени великим Событием возвращения Господа. «Богом века сего» назван сатана 2Кор 4:4; так же говорится о сынах века сего Лк 16:8; о мудрости и о властях века сего 1Кор 2:6; о заботах века сего Мк 4:19. Во всех этих местах «век» стоит вместо «мир» — по гречески «космос».
Так как слово «вечный» происходит от существ. «эон», не всегда означающего вечность в смысле безконечности, то ясно, что и прилаг. «вечный» не всегда употребляется в собственном своем смысле и может означать также периоды ограниченной продолжительности, но всегда очень долгие, так:
Когда речь идет о чем-нибудь, что непременно прекратится заодно со всем теперешним миропорядком; напр. Быт 9:16 — завет между Богом и Ноем, как представителем нового человечества после потопа, назван вечньим; когда же настанет день крушения всего теперешнего миропорядка, придет конец и радуге, и смене сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи (8, 22). Также когда у пророка Иеремии — 51, 62 — предсказано, что Вавилон будет вечно пустынею, а у Еккл 1:4 сказано, что «земля пребывает во веки».
Но и помимо этого «вечный» значит иногда только — продолжительное время:
Исх 21:6: когда раб-израильтянин желал не покидать своего господина, давшего ему свободу, над ним производилась особая церемония, означавшая, что он «будет служить вечно», т. е. всю свою жизнь. Втор 18:5. (в др. переводах — «вечно»). Иер 18:16, Иер 20:11; Неем 2:3.
В точном смысле слова вечен только Бог и то, что Он уготовал для вечности. Но здесь это слово не только означает неограниченную продолжительность, но заключает в себе и понятие о высочайшей и неизмеримо ценной полноте бытия.
Вечен Бог и все Божие: Быт 21:33; Пс 89:2, Пс 89:4 и Пс 101:26 и т. д. Мф 6:13.
Вечны, как Он сам, и Его справедливость (Пс 118:52), Его милость и истина (Пс 99:5), Его благость (Пс 135:1), Его слово (Ис 40:8; 1Пет 1:25), Его престол (Пс 44:7). «Господь — царь навеки, навсегда» (Пс 10:37). «Господь — вечная твердыня» (Ис 26:4).
Вечен также Божий дар — жизнь вечная и то, что нам доставляет Его спасение; этот вечный дар Божий не относится только к будущему, но является уже теперь достоянием всех, кто примирен с Богом чрез Христа: Рим 6:23. Ин 3:36. Евр 5:6, Евр 5:9, Евр 5:24, Евр 6:40, Евр 6:47, Евр 9:12; 1Ин 2:17.
В противовес вечной жизни есть вечная смерть с вечным страданием, на каковое, на последнем (страшном) Суде, будут осуждены те, которые не захотели воспользоваться Божиим милосердием. Его даром спасения: Мф 25:41, 46; Мк 9:43−46; 2Фес 1:8; Откр 14:11.