Загрузка

Словарь Вихлицкого : зоровавель

(Рожденный в Вавилоне) (1Пар 3:19; Езд 2:2; Езд 3:2, Езд 3:8; Езд 4:2, Езд 4:3; Езд 5:2; Неем 7:7; Неем 12:1, Неем 12:47; Агг 1:1, Агг 1:12, Агг 1:14; Агг 2:4, Агг 2:21, Агг 2:23; Зах 4:6, Зах 4:7, Зах 4:9; Мф 1:12, Мф 1:13; Лк 3:27) — сын Салафиила (Федаии) из колена Иудина, потомок Давида. Зоровавель (персидское имя — Шешбацар, см. ) был назначен царем Киром правителем Иудеи и вернулся в Иерусалим в 536 г. до РХ. Он начал работы по восстановлению храма и способствовал восстановлению богослужений. Эти работы пришлось вскоре приостановить, но при царе Дарии 1 Гистаспе восстановление храма было завершено (520-516 гг до РХ). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Слово Зоровавель найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Зоровавель [евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, «семя (потомство) вавилонское»], сын → Салафиилов, иудейский князь, которого перситский царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8,11; Езд 5:14,16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зоровавеля. Но сравнение Езд 5 с Езд 3:2,6,8 и Зах 4 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1; Неем 12:1–9), восстановил богослужение (Езд 3:1–5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма. Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1–5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии — в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1; Агг 1:1,14; Зах 1:1; Зах 4:6–10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14–18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19–22). О дальнейшей деятельности Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил «собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись», то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5–7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12; Лк 3:27).

Люди в Библии :

ЗОРОВАВЕЛЬ (рождённый в Вавилоне) — предводитель первого отряда Иудеев, возвратившихся в числе 42360 человек, кроме множества рабов и рабынь из плена Вавилонского в Иерусалим в первый год царствования Кира, царя Персидского (1 Пар. 3:19). См. также ШЕШБАЦАР.

Словарь собственных имен :

Зоровавель (זְרֻבָּבֶל = посеянный или рожденный в Вавилоне; Ζοροβάβελ; Zorobabel; Зоровавель; Serubabel): 1Пар.3:19. сн. ст. 1Пар.3:17. 1Ездр.2:2, 3–2, 4, 2–3, 5:2. Неем.7:7, 12:1, 47. 2Ездр.4:13, 5:5, 8, 65, 67, 6:2, 18. 20. Агг.1:1, 12, 14, 2:2, 21, 23. Зах.4:6, 7, 9–10. Сир.49:13. Мф.1:12–13. Лк.3:27. – Из царского рода Давидова, сын Салафииля (1Ездр.3:2, 5:2. Агг.1:1, 12, 14, 2:2, 4, 23. Mф.1:12. Лк.3:27) или, как показывает кн. Паралипоменон (1Пар.3:16–19), сын Федаии, брата Салафииля. Родился уже в Вавилоне, как показывает самое имя его. Кроме своего имени он имел еще халдейское или персидское имя Шешбацара (1Ездр.1:8, 5:14, 16), подобно как Даниил и его товарищи и Гадасса, кроме своего еврейского имени имели и халдейские или персидские имена. Как потомок Давида, и притом из царской линии дома Давидова, он и в плену занимал место князя между пленными (сн. 1Ездр.1:8), и это признавал и сам Кир, который назначил его областеначальником в Иудее (1Ездр.5:14); впрочем, по-видимому, он подчинен был персидскому сатрапу над областями Персидского царства за Евфратом (1Ездр.5:3). При нем и под его водительством, вследствие указа Кира о создании Богу храма в Иерусалиме и о дозволении иудеям возвратиться в свое отечество, иудеи в числе сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме множества рабов и рабынь, возвратились из плена в свое отечество (1Ездр.2:64–65). Первым их делом по возвращении было построение жертвенника на прежнем его месте и восстановление ежедневных жертвоприношений по закону Моисееву. Потом, на другой год, торжественно положено было основание второму Храму на месте первого, сопровождаемое трубным звуком священников и левитов с кимвалами, пением хвалебных песней Богу, радостными восклицаниями всего народа и громким плачем старцев, помнивших великолепие прежнего храма (гл. 1Ездр.1, 3). После этого много еще предстояло Зоровавелю забот, тревог, усилий и пожертвований при продолжении строения Храма и при восстановлении и водворении порядка и благоустройства церковного и гражданского, среди множества врагов и разных препятствий. Особенное препятствие встретил он со стороны самарян, которые сами хотели принять участие в строении храма, но которым, как полуязычникам, было отказано в этом, и со стороны начальников заречных областей персидских, которые подкупаемы были самарянами и клеветали на иудеев пред двором царским (гл. 1Ездр.4); но все это только замедлило строение, и было преодолено Зоровавелем. При содействии пророков Аггея и Захарии, работы по построению были возобновлены, и областеначальники персидские сами уверились, что это дело предпринято было по Божию внушению, и вследствие их писем к царю Дарию сам Дарий подтвердил указ Киров, и с этого времени строение быстро начало подвигаться вперед. «Руки Зоровавеля, – говорил Бог чрез пророка, – положили основание Дому сему; его руки и окончат его» (Зах.4:9) – и Зоровавель действительно имел утешение видеть окончание устройства его и радостное его освящение. Храм был кончен в шестой год царствования Дария и торжественно освящен при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа (гл. 1Ездр.5, 6). Но, по окончании Храма, Св. Писание ничего более не говорит о Зоровавеле. Вероятно, он вскоре скончался. Есть некоторые подробности о нем во 2Ездр.3, 4 гл.) и у Флавия (Древн. к. XI. гл. 2, 3 и 4), но эти сказания не согласны с канонической книгою Ездры; в еврейском тексте их нет; они – прибавления позднейшего времени. Herz. XIV р. 285–286. Zell. 2 р. 466. Касательно разности в показаниях Писания о происхождении Зоровавеля, по одним от Салафииля, по другим – от Федаии, для соглашение этих разностей, более вероятным представляется то предположение, что так как Салафииль, по свидетельству 1Пар.3:18–19), был бездетен, то, по праву ужичества (Втор.25:5–6) брат его, Федаия, взял за себя вдову его, и имел от нее Зоровавеля и других детей, которые и почитались детьми Салафииля. Таким образом, Зоровавель был по плоти сын Федаии, а по закону ужичества – сын Салафииля. Сн. в Киевс. перев. Гул. на 1Пар.3:19 и Арх. Мих. Толк. Ев. от Мф. 1870 г. стр. 7.

Словарь Никифорова :
(Рожденный в Вавилоне; 1Пар 3:19) — предводитель первого отряда Иудеев, возвратившихся, в числе 42,360 чел., кроме множества рабов и рабынь, из плена Вавилонского в Иерусалим, в первый год царствования Кира царя Персидского (Езд 2:64,65). Он был сын Салафиила (Езд 3:2, Мф 1:12, Лк 3:27), или Федаии, брата Салафиилова (1Пар 3:16-19) и происходил из царского рода Давидова через Нирия, по свидетельству ев. Луки (Лк 3:27), а по свидетельству ев. Матфея (Мф 1:12) чрез Иехонию — Ему царь Персидский Кир вручил свящ. сосуды для возвращения оных в Иерусалим и богатые дары от его пленных собратий. Назначенный от Кира правителем Иудеи, Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого. Закладка храма, бывшая во втором месяце второго года, была совершена с особенною торжественностью: священники в их одеждах играли на трубах; потомки Асафа с кимвалами пели те же псалмы, кои пелись при освящении первого Соломонова храма (2Пар 5:11-14), а те старцы, которые помнили великолепие храма, громко плакали от печали и радости. Но пр. Аггей утешал и ободрял их словом Господним, что слава сего последнего храма будет больше славы прежнего (Агг 2:9). После этого много предстояло Зоровавелю трудов, забот и усилий для продолжения строения храма и для водворения благоустройства и порядка церковного и гражданского среди множества врагов и препятствий. Ему вредили и препятствовали в постройке храма и Самаряне, и начальники заречных Персидских областей, подкупаемые Самарянами и клеветавшие на Иудеев пред двором царским (Езд 4). Но с Божию помощью, при содействии прр. Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел все козни врагов. «Руки Зоровавеля, говорит Бог чрез пророка, положили основание Дому сему; его руки и окончат его» (Зах 4:9), и он действительно имел утешение видеть окончание храма и торжественное освящение оного, в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара, при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа (1Езд 5, 6). Новый храм, посвященный Господу, величественно стоял на месте того, который разрушили войска Навуходоносора. Кроме построения храма, другими подвигами Зоровавеля были между прочими следующие: восстановление священнической и левитской чреды священнослужения (Езд 6:18), исправление родословий (Неем 6:5), празднование Пасхи в седьмой год царствования Дария. Вообще религия и патриотизм особенно отличали характер Зоровавеля во все время его общественной деятельности. Зоровавель называется также персидским именем Шешбацар, князь Иудин (Езд 1:8).