Загрузка

Библейские проповеди : Покаяние (Рома Ларшин)

Покаяние (Рома Ларшин)

Мир вам, дорогая церковь, братья и сестры! Слава и благодарность нашему Господу, что Он нас милует, хранит, посылает мир и тишину, и мы пришли на это место, чтобы слышать слово Божие, размышления братьев на основе Священного Писания, чтобы в жизни нам становиться все лучше и лучше и приближаться к нашему Творцу.


У меня была одна тема, но почему-то на эту субботу я решил искать другую тему. И, как один брат подметил, порою бывает сложнее найти тему, чем развить её. И я отчасти согласен с ним. Немало, наверное, у людей, проповедующих, выходящих сюда, возникало трудностей с поиском этой темы.


И вот еще вчера ничего не было. Сегодня утром встал, и пришла мысль. Эту мысль я постарался развить, хотя времени было немного. И вот, выходя, идя сюда, на улице проходили похороны. И знаете, вспоминая людей, которые живут вокруг нас, они всегда, когда вспоминают об умершем или когда хоронят, желают Царствия Небесного. Есть у них такой обычай, наверное. И уже подходя сюда, на повороте стоял мужчина на машине, кого-то ждал, и, проходя мимо него, он обратил внимание на нас и говорит: "Вот, говорит, верующие идут". Подходит и здоровается. Поздоровались, а он второй вопрос задает: "А вы, говорит, кто? Какой конфессии?" Я говорю: "Христиане". Он говорит: "Так христиан много. Вот, говорит, есть баптисты, есть адвентисты, есть лютеране, а есть свидетели Иеговы. А вы кто?" Вот и приходится говорить название церкви. Поэтому это важно. Я говорю: "Мы субботники". "Ага, говорит, вот расскажи мне, а где Царствие Небесное будет, на земле или на небе?" Я говорю: "На небе". Он говорит: "Ну, так если на небе, что же вы все молитесь и говорите, чтобы Царствие пришло на землю?" Интересный, правда, вопрос? Я говорю, наверное, я понял, что он ссылается на "Отче наш". Сегодня читалось там. Как гласит "Отче наш"? "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…" (Мф. 6:9-10). Вот. И тут подъехала машина, и он заторопился, и разговор прервался. Но опять же, Царствие Небесное. И придя сюда, первый псалом, помните, какой мы пели? И вот после же того, как предан был, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что: "Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:14-15). Вот видите, сколько моментов произошло за это короткое время у меня на пути, которые помогли укрепиться в моей проповеди, хотя она быстро была сделана.


Проповедь моя о покаянии. Чтобы попасть в Царствие Небесное, нужно покаяться. Знаете, есть в Священном Писании место, где говорится вот так. Я зачту это место: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8). Я думаю, что каждый человек со времен грехопадения, а это можно сказать с самого начала, имеет нужду в покаянии.


И на протяжении веков, тысячелетий звучит этот голос покаяния: "Покайтесь!". Что же такое покаяние? Посмотрев в библейский словарь, он объясняет это так: это слово значит "возвращение". Сожалеть о чем-либо или изменить образ жизни. Однажды каждый человек, наверное, живя на этой земле, имеет тот портфель, этот груз, который он несет, за который ему нужно каяться. И казалось бы, очень просто сказать, что согрешил или попросить прощения, но порою в жизни мы встречаемся с тем, что люди не каются. Почему? Кто-то говорит, что еще не время, кто-то говорит, что я не виноват, виноват другой, а кто-то вообще не осознает своей греховности, поэтому и не каются. И порою, как бывает человеку тяжело, и кажется, что это унизительно — признать свою ошибку.


Но в Священном Писании написано, что: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7). Поэтому мы не должны стыдиться этого слова "покаяние" или "признание ошибок".


Помните, когда Иоанн Креститель пришел на эту землю, то он говорил так: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 3:2). Потом Иисус Христос повторяет эти слова: "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 4:17). Еще написано: "Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9:13). Поэтому у нас не должно быть сомнения в том, что каждый из нас, наверное, анализируя свою жизнь, понимает, что ему есть за что каяться. Есть что признавать в своей жизни, за что просить прощения, что в жизни оставлять. Я думаю, что слово "покаяние" в практике выражается в трех вещах. Это осознание своего греха. Нужно первое — это осознать, потом огласить это, а потом больше не делать. Вот это, наверное, истинное покаяние человека, когда он осознаёт, озвучивает это и больше не делает.


Помните, и к Богу прийти без покаяния невозможно. Я вспоминаю один разговор Иисуса Христа с самарянкой. Очень интересная и поучительная беседа. Однажды вблизи города Иисус сел возле колодца и подошла женщина зачерпнуть воды. И Он, обращаясь к ней, сказал: "Дай Мне пить" (Ин. 4:7). Она говорит: "Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?" (Ин. 4:9). Интересно подошел и интересно начал свою проповедь Иисус Христос с просьбы: "Дай мне пить". Она ответила ему, что такого раньше не было, что иудеи просят пить у меня в самарянки.


И вот тогда он ей говорит: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10). И вот смотрите, женщина говорит ему: "Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?" (Ин. 4:11-12)


Иисус сказал ей в ответ: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:13-14).


Смотрите, как быстро Иисус Христос из просьбы превращает разговор, что женщина сама начинает просить у Него. Женщина говорит Ему: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать" (Ин. 4:15). Она немножко не понимает, о чем Иисус Христос говорит, про какую воду. Но смотрите дальше. Иисус говорит ей: "Пойди, позови мужа твоего и приди сюда" (Ин. 4:16). Женщина говорит в ответ: "У меня нет мужа" (Ин. 4:17). Иисус говорит ей: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Ин. 4:17-18). Женщина говорит Ему: "Господи! вижу, что Ты пророк" (Ин. 4:19).


Я понимаю, что вот этот такой тонкий намек: "Пойди, позови мужа" — это намек на её грех. Тебе нужно покаяться.


Поэтому Бог наш святой, а мы люди способны ошибаться. Поэтому без покаяния к Богу невозможно приблизиться. Поэтому каждый из нас нуждается в покаянии. Ну, знаете, в Священном Писании есть много примеров покаяния. И есть покаяния такие, можно сказать, внешние. В чем они выражаются?

И вот смотрите, первое место. И вот женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, встав позади у ног Его и плача, начала омывать ноги Его слезами, и отирала волосами головы своей, и целовала ноги Его, и помазывала миром (Лк. 7:37-38). Вот такое видимое действие, я бы сказал, и отметил – это плач. Мы видим здесь, при покаянии, она пришла, пала к ногам и, плача, омывала ноги Иисусу Христу. Еще один такой пример похожий был, это записано в Евангелии от Матфея. И вспомнил Петр слова, сказанные ему Иисусом: "Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". И, выйдя вон, горько заплакал (Мф. 26:75). Вот это два места таких видимых выражений покаяния – это плач.


Еще в Священном Писании мы можем встретить, когда люди каялись – это, помните, Ахав, когда Илия ему объявил приговор Божий, то там первое, что написано: "он разодрал одежды свои". У израильтян было такое: они показывали свой траур или свое покаяние раздиранием одежд.


Вот смотрите, еще одно место есть, которое записано в книге Ездры. Ездра, когда узнал о грехах, то вот что написано: "Услышав это, я разодрал верхнюю и нижнюю одежду мою, и вырывал волосы с головы моей и с бороды моей, и сидел в печали" (Езд. 9:3). Вот это еще одно такое сожаление, видимое проявление покаяния – это раздирание одежд. И есть еще один пример. Помните, два человека зашли помолиться. И вот что написано: "Мытарь же, стоя вдали, не смел и глаз поднять на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18:13). Вот еще один такой видимый образ кающегося человека – это опущенные глаза и биение себя в грудь. Но в Священном Писании мы видим призыв о том, что мы свое покаяние не должны показывать на вид, а должны это делать в сердце и на деле.


Вот смотрите, что у пророка Иоиля написано: "Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии" (Иоил. 2:12-13). Вот очень важная мысль, где написано: раздирайте сердца ваши, а не одежды. Часто человек бьет себя в грудь, говорит, что он грешник, что ему нужно каяться, что он не наследует Царствие Божие. Вроде бы понимает, но выходит и продолжает делать то же. Смотрите, Иоанн, когда призывал к покаянию, то он не всех допускал. Смотрите, что он говорит: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3:7-8). Здесь он призывает к тому, чтобы мы показали плод. На деле, дела должны быть дела нашего покаяния. Это еще один пример о том, что мы должны каяться не только на словах, но и на деле. В книге Деяний Павел, призывая каяться, сказал так: "Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26:18).


"Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26:19-20). Вот еще одно место, которое нас призывает не только на словах каяться, но и, как здесь написано, делая дела, достойные покаяния.


Поэтому, дорогие друзья, братья и сестры, каждый из нас, наверное, лучше всех остальных знает свою жизнь, знает свои ошибки, и как во все времена звучал этот голос к покаянию, наверное, и сейчас он звучит, а не наверное, а точно. Когда-то этот голос говорили пророки Иеремия, Амос, Иона, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Апостолы, а сейчас это оставлено церкви, это миссия возглашать и говорить, что людям нужно каяться. Вот, смотрите: "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему" (Лк. 24:46-48). Вот здесь и говорится о том, что должно быть проповедано покаяние. И написано так: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). И нет другого имени, как Петр сказал, через которого нам может спастись. Это через имя Иисуса Христа. Он является нашим первосвященником, нашим Ходатаем, и смотрите, как написано: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Вот это призыв к тому, чтобы каждый из нас постарался осознать, в чем он виноват. Не быть, как тот блудный сын, который очень долго и тяжело шел к покаянию, но всё равно пришлось каяться. Иногда человек настолько падает в своей жизни, как тот блудный сын, и вроде бы все потерял, и пасет свиней, и уже ест со свиньями, но все равно не кается. А вот когда уже перестали давать объедки из свинячьего корыта, вот тогда он понял: нельзя так доводить себя.


Нельзя, и еще чего нельзя – это злоупотреблять терпением Божиим. А я вот сейчас, так обстоятельства зажимают, я согрешу, а потом покаюсь. Вот этого тоже нельзя делать. Потому что, знаете, есть очень строгие такие слова, и их нельзя пропустить. Смотрите, как они гласят: "Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и подвергают Его поруганию" (Евр. 6:4-6). Вот это очень серьезное предупреждение тем людям, которые надеются на то, что, ну Бог же добрый, я покаюсь. Знаете, иногда покаяние зависит не только от человека, который кается, но еще от Бога милующего. И вот есть такое место: "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею" (Рим. 9:15). Может так прийти в твоей жизни, что не будет дано Богом, чтобы ты смог просить о милости. Настолько тебя загонят грехи, что ты ожесточишь свое сердце и не придешь к Богу к покаянию.


Поэтому с грехом нужно быть аккуратней и стараться в жизни, как Иисус Христос всегда предупреждал и говорил: иди и впредь не греши! А одному сказал: иди и впредь не греши, чтобы не случилось того, что хуже (Ин. 5:14, Ин. 8:11). Поэтому, дорогие друзья, давайте помнить о том, что у каждого из нас есть, в чем каяться, и нужно, пока мы живы, исправлять свои ошибки, раскаяться в них и впредь не совершать. Будем ценить благодать Божию, дарованную нам, и стремиться к жизни, угодной Ему, чтобы войти в Его Царство Небесное. Аминь.