Загрузка

ахаз

В Библии слово "ахаз" упоминается в 26 стихах.
Другие формы слова : ахаз.

4Цар 15 : 38
И почил Иоафам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давида, отца его. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.
4Цар 16 : 1
В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.
4Цар 16 : 2
Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его,
4Цар 16 : 7
И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
4Цар 16 : 8
И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
4Цар 16 : 10
И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.
4Цар 16 : 11
И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.
4Цар 16 : 15
И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
4Цар 16 : 16
И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз.
4Цар 16 : 17
И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол.
4Цар 16 : 20
И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.
1Пар 3 : 13
его сын Ахаз, его сын Езекия, его сын Манассия,
1Пар 8 : 35
Сыновья Михи: Пифон, Мелег, Фаарея и Ахаз.
1Пар 8 : 36
Ахаз родил Иоиадду; Иоиадда родил Алемефа, Азмавефа и Замврия; Замврий родил Моцу;
1Пар 9 : 41
Сыновья Михи: Пифон, Мелех, Фарей [и Ахаз].
1Пар 9 : 42
Ахаз родил Иаеру; Иаера родил Алемефа, Азмавефа и Замврия; Замврий родил Моцу;
2Пар 27 : 9
И почил Иоафам с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.
2Пар 28 : 1
Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его:
2Пар 28 : 16
В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему,
2Пар 28 : 21
потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.
Слово Ахаз найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ахаз (אָחָז = владетель, обладатель; Ἀχάζ, Ἀχάζης; Achaz; Ахазъ):

Большой библейский словарь :
«Схвативший» (AHAZ; achaz)

1. Царь Иудейский (735-715 до Р.Х.), в особенности знаменитый своим отступничеством. Имя Ахаз (Мф 1:9) — сокращенная форма от Охозия или Иоахаз. Три основных повествования об Ахазе (4Цар 16; 2Пар 28; Ис 7) изображают его как одного из худших правителей Южного Царства, Иудеи. Вследствие этого его погребение не было почетным (2Пар 28:27). Престол унаследовал его сын Езекия (4Цар 18:1). По поводу хронологии этого раздела ВЗ ведутся споры. Хронологический порядок, с которым связано наименьшее количество проблем, датирует воцарение Ахаза 735 г. до Р.Х. Вначале, с 735 по 732 г. до Р.Х., он правил совместно со своим отцом Иоафамом, полностью же его правление длилось примерно 20 лет, до 715 г. до Р.Х. Ахаз правил Иудеей в трудный период истории Ближнего Востока. Ассирийцы продвигались на запад, угрожая сирийско-палестинскому региону. Факей, царь Израиля, и Рецин, царь Сирии, сопротивлялись ассирийцам. Они вторглись в Иудею, чтобы создать сильную коалицию, сместив Ахаза. Ахаз, демонстрируя неверие в Бога, попросил помощи у ассирийского царя Феглаффелласара III. Такое поведение навлекло на Ахаза гнев пророка Исаии. Во время их встречи (Ис 7) Исаия предсказал рождение Еммануила как знак падения Израиля и Сирии. Эти два царства были уничтожены Феглаффелласаром во время войны, которая продолжалась два года (734-732 до Р.Х.). Прежде чем Ассирия покорила два северных царства, они совершили опустошительное вторжение в Иудею (2Пар 28:8). Захватчики не только унесли с собой много добычи, но и попытались ослабить силы Иудеи, угнав 200 000 пленных в Самарию. Этому воспротивился самарянский пророк по имени Одед, который осудил ее как порабощение и велел вернуть пленных на родину (2Пар 28:9). Его поддержали несколько вождей Израиля (2Пар 28:12), которым удалось добиться возвращения пленных в Иерихон, вместе с частью захваченной добычи. В это время царство Иудеи подвергалось также угрозе нападения с юга. Едом, который в течение долгого времени находился под игом Иудеи, воспользовался ее внутренней слабостью, чтобы попытаться обрести независимость. Масоретский текст ВЗ упоминает о вторжении Арама, как евреи называли Сирию, в портовый город Елаф на Красном море (4Цар 16:6). Название «Арам» на еврейском языке весьма похоже на «Едом», поэтому многие ученые считают, что имеется в виду вторжение Едома. Из-за заключенного союза Ахаз поставил страну в опасную зависимость от Ассирии. Царство Иудеи по сути стало вассальным государством, скрыто контролируемым Феглаффелласаром. Ахаз отправился в Дамаск, столицу побежденной Сирии, чтобы встретиться с Феглаффелласаром и, вероятно, убедить в своей верности царя, у которого его народ был в долгу (4Цар 16:10). Будучи в Дамаске, Ахаз увидел жертвенник ассирийцев, образец которого отправил в Иудею. Под руководством священника Урии подобный жертвенник был построен и в Иерусалиме вместо старого, бронзового. Ахаз внес также ряд изменений и в устройство храма, что опять же свидетельствовало о его отходе от иудейской религии. «Ступени Ахазовы» (4Цар 20:11; Ис 38:8) позже упоминаются в описании знамения, посланного его сыну Езекии; это еврейское слово, скорее всего, означает лестничный пролет, построенный Ахазом и использовавшийся как солнечные часы: время показывала тень, перемещавшаяся по ступеням.

Смотрите: тж. Израиль, история, царств 3-я и 4-я книги; солнечные часы; Ветхий Завет; Новый Завет; царь, зад.

2. Сын Михи и отец Иоиадда, потомок Саула, упоминается только один раз (1Пар 8:35-36).
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ахаз («он захватил»; судя по форме имени в ассирийских надписях, возможно, это сокращ. от Иоахаз, «Господь захватил»):

1) сын и наследник иуд. царя Иоафама, с 735 г. до Р.Х. — соправитель, в 732–715 гг. до Р.Х. — единовластный правитель Иудеи. Еще до того как А. вступил в права регентства, Сирия и Израиль заключили союз в борьбе против Иудейского царства и теперь наносили А. тяжелые поражения. Цар. сын и два высокопостав. чиновника были убиты, множество иудеев угнано в плен (2Пар 28:5–8). На юге был потерян Елаф, филистимляне и идумеи совершали удачные вторжения в пределы Иудеи (4Цар 16:6; 2Пар 28 и след.). В 733 г. до Р.Х. царь Дамаска Рецин вместе с израил. царем Факеем выступил в поход на Иерусалим, вынуждая Иудейское царство присоединиться к коалиции против Ассирии (4Цар 16:5) и стремясь возвести на престол сына Тавеила, о котором больше ничего не известно (Ис 7:6).

В самый напряж. момент Господь послал к А. пр. Исаию, чтобы тот объявил ему об уничтожении врагов. Для этого А. должен был просить себе знамения у Господа. Но он не решился на это, что свидетельствует о его недоверии к Богу. Тогда Исаия возвестил ему знамение (рождение → Еммануила) и суд над неверием А. (Ис 7). Несмотря на предостережение Исаии, А. решился на опасный полит. ход: в обмен на сокровища храма и царского дворца купить помощь ассирийского царя Тиглатпаласара III (библ. Феглаффелласар — 4Цар 16 и след.; 2Пар 28:16,19–21). Тиглатпаласар занял Дамаск и убил Рецина (4Цар 16:9), затем завоевал север Израиля и изгнал его население; Факей был убит Осией (4Цар 15 и след.). А. же заплатил за избавление от своих врагов утратой самостоятельности; как покоренный и облож. данью царь, он явился к ассирийцам в Дамаск (4Цар 16:10).

За этим последовало введение в Иерусалиме элементов ассирийского религиозного культа (4Цар 16:18). А. приказал священнику Урии установить в Иерусалимском храме точную копию дамасского жертвенника, принес на нем жертву и отдал распоряжение, чтобы все жертвоприношения совершались на этом алтаре (4Цар 16 и след.). Он произвел изменения в храмовой утвари. Согласно 2Пар 28:2–4, А. приносил жертвы на высотах и на холмах в долине сынов Еннома, установил литые статуи Ваала и сжег (в Синодальном переводе — «проводил через огонь») своих сыновей в жертву идолу. Когда А. умер, его не решились похоронить в гробницах царей, а погребли в городе (2Пар 28:27);

2) правнук Ионафана, сына Саула (1Пар 8 и след.; 1Пар 9 и след.).

Словарь Вихлицкого :
(Завладевший, захвативший)

а) сын и преемник Иоафама, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 16 лет (4Цар 15:38; 4Цар 16:2). Он настолько погрузился в идолопоклонство, что сына своего провел через огонь (4Цар 16:3). Увидел в Дамаске красивый жертвенник и построил такой же в храме, поставил языческие жертвенники на всех улицах Иерусалима, погасил светильники в храме, а позже и запер двери в нем. Он был поражен смертью в 36 лет и похоронен вне царских гробниц (2Пар 28:27);

б) (1Пар 8:35; 1Пар 9:41) — один из сыновей (потомков) Михи из колена Вениаминова, потомок Саула.
Словарь Никифорова :
(1Пар 8:35) — сын Михи, из потомства Ионафана, Вениамитянин.

Ахаз (2Пар 28:1; владетель) — был сын Иоафама и наследовал престол царя Иудейского на 20 году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Это нечестие навлекло на него и его царство строгий суд Божий. Ахаз наконец предался крайнему нечестию, и царство Иудейское было разрушено и сделалось пустынею вследствие его великих беззаконий. В начале его царствования (вероятно во 2-й год), цари Сирийский и Израильский, которые уже в конце царствования жизни Иоафама замыслили разрушить Иудею, действительно вторглись в Иудейское царство с многочисленными войсками, готовясь обложить Иерусалим. При сем их намерении Господь повелел пророку Исаии взять своего сына, Шеарясува, и идти к Ахазу, которого можно было встретить в одном известном месте города Иерусалима, и возвестить ему волю Господню. Эта милость была оказана нечестивому царю, как представителю дома Давидова, ради народа его, с которым Господь заключил завет (Ис 7:1). Исаия, встретивши Ахаза в определенном месте, сказал ему, что планы имеющих напасть войск на Иерусалим разрушатся, что их намерения касательно Иерусалима уничтожатся, и что в должное время царства, из которых они вышли, будут разрушены. В подтверждение же этого пророчества, царю было предложено просить какого угодно знамения. Царь, вероятно, вследствие чувства безразличия, а быть может и из лучших побуждений, отказался просить знамения (Ис 7:14), но сам Господь благоволил дать ему следующее знамение чрез пророка: «сам Господь даст вам знамение, сказал пророк; се Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе. Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис 7:14-16, Мф 1:23). Чрез 3 или 4 года после произнесения этого пророчества цари Израильский и Сирийский были умерщвлены (4Цар 15:30, 4Цар 16:9). Вероятно это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Эммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя Иудейского и Израильского, и хотя он дожил до времени рождения Эммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов» (Быт 49:10). Но несмотря на все сии благодеяния и милости Божий, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглафелассару, царю Ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма, и просил его помощи против Сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь Ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглафелассара с победою, и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же, и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма (Исх 20). На языческом жертвеннике он принес богам Дамасским жертву с следующим восклицанием; боги царей Сирийских помогают им, принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель (2Пар 28:23). Этот вообще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвигнул языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима, и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте — З6-ти лет от роду, на 16 году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия (2Пар 29:1). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа (Мф 1:9).
Словарь Нюстрема :
Сын Иоафама, 11-й царь Иудейский (около 735-727 г. до Р. Хр.), был одним из самых нечестивых царей; он зашел так далеко, что сжигал своих собственных детей в жертву идолам (2Пар 28:3); он повсюду поставил алтари хананейским божествам и поклонялся им. Сирийские и израильские войска опустошали его страну, и в это время Ахаз, самый недостойный царь, получил через пророка Исайю пророчество об Эммануиле (Ис 7:14). Ахаз не доверился Господу, но искал помощи у ассирийского царя Феглаффелласара и отправился в Дамаск, чтобы выразить ему покорность. Оттуда он привез образец жертвенника и порядок идольского служения и приносил жертвы богам Дамасским. Ахаз взял сокровища из храма Господня (частью для того, чтобы уплатить ассирийцам дань в результате неудачной войны), погасил светильники и жертвенные огни в святилище и, наконец, совершенно запер храм. Ахаз не был похоронен в гробницах царей (4Цар 16:1, 2Пар 28:1, 2Пар 29:6, 2Пар 29:7).