Амаликитяне (עֲמָלֵקִים; ’Αμαληκίται; Amalicitae; Амаликіты): Быт.14:7. Исх.17:8–16. Числ.13:30, 14:25, 43, 45, 24:20. Втор.25:17. Суд.6:3, 12:15, 10:12. 3:13, 5:14, 6:33. 1Цар.14:48, 15:2... 18, 27:8, 30:1, 28:18: 2Цар.1:1, 8, 8:12. 1Пар.4:43. Пс.82:8. – Это кочевой народ, живший на юге Палестины, в каменистой Аравии, между Идумеей и Египтом, в пустынях Син и Фаран, на севере Синайского полуострова. Касательно происхождения их мнения различны. Одни производят их от Амалика, сына Елифаза, первенца Исавова от Ады (Быт.36:12–16). Другие почитают древнейшим, самостоятёльным народом Аравии. В подтверждение последнего мнения приводят: 1) то, что Свящ. Писание, по-видимому, отличает их от потомков Исавовых и представляет самостоятельным народом (Сн. Исх.17:8–16. Втор.2:4–8); 2) Амаликитяне известны уже были еще во времена Авраама, занимая землю по западной стороне Мертвого моря (Быт.14:7); 3) При позднейшем происхождении, нельзя было бы понять такого их умножения, в каком являются они на пути евреев к Синаю (Исх.17:8...); 4) Пророк Валаам называете их первым из народов, и след., древним, самостоятельным и сильным, возвещая их погибель (Числ.24:20. Сн. Ros. на сие место, p. 669); 5) Арабские писатели смотрят на них, как на древний самостоятельный народ; 6) Св. Пис. нигде не смешивает их ни с хананеями, ни с идумеями, ни с измаильтянами, ни с иоктанитами, а везде представляет особенным, самостоятельным народом; 7) Надобно, нак., присоединить, что объяснения, представляемые в подтверждение противного мнения, не имеют для себя твердых оснований и представляются более изысканными и принужденными, нежели натуральными. Таковы напр. а) что иначе странно было бы, что о происхождении этого, столь известного народа, ничего не сказано в Св. Писании; б) что повествуемое во времена Авраама о земле амаликитян надобно понимать не об амаликитянах, а о земле, где после обитали амалититяне; в) что первый из народов, в словах Валаама, надобно разуметь первый народ, который враждебно выступил против Израиля, тогда как справедливее таковым народом были египтяне; г) что происходя от потомства Исава, они рано отделились от него, и потому могли сделаться другим народом, даже противоположным ему, тогда как невероятно, чтобы в столь короткое время (в 400 или 500 лет) родственные симпатии могли совершенно изгладиться между ними и идумеями, если они от Исава. – Как бы то ни было, только амаликитяне являются в св. истории древним, многочисленным, самостоятельным и сильным народом. Во времена Авраама они жили по западной стороне Мертвого моря и распространялись до Кадеса (Быт.14:7). Здесь же, на юге земли Ханаанской, находим мы их и во времена Моисея. (Сн. Исх.17:8. Числ.13:30, 14:45). Они жили и с хананеями на горе Аморрейской (Числ.14:45) и с хоритами на Сеире (1Пар.4:43), и как народ кочующий, расселялись по всей северной части каменистой Аравии, от Хавилы до Сура на границе Египта (1Цар.15:3, 7, 27:8). Часть их проникла и внутрь земли Ханаанской, так что от них имеет свое название одна из гор колена Ефремова (Суд.12:15. см. Суд.5:14). И обитавшие в Аравии со временем разделялись, по-видимому, на многие ветви, так что мы находим их в соединении и с моавитянами, и аммонитянами, и мадианитянами и сынами востока (Суд.3:13, 6:3, 33, 7:12). – В 1Цар.15:5, 8... упоминается о городе амаликовом и о царе амаликитян Агаге. Город не назван по имени; арабский географ Макризи (1360–1442 г.) указывает в развалинах лежащий амаликитский город Фаран, при некоей реке, вероятно, вади Фейран, направо от пути израильтян к Синаю. Если там было собственное их жилище, то понятно и их нападение оттуда на израильтян, и распространение их хищнических походов на весь Синайский полуостров и на соседние земли к северу и востоку, от Хавилы даже до Сура (1Цар.15:7). В отношении к израильтянам они всегда были враждебны. Они в первый раз напали на израильтян еще до прибытия их на Синай, когда израильтяне расположились станом в Рефидиме (Исх.17:8); тогда они были разбиты, и дано было от Бога повеление о совершенном их истреблении (Ст. 1Цар.15:14–16). После они разбили израильтян, когда сии последние, в противность воле Божией, хотели вторгнуться в их пределы (Числ.14:40–45). Пророк Валаам предсказал об ожидающей их погибели вместе с другими народами (Числ.24:20–24), и воля Божия об их истреблении повторена Моисеем пред его кончиной (Втор.25:17–19). Воля эта Божия исполнялась над ними постепенно. Во времена Судей они не раз соединялись с другими против израильтян, и были поражаемы израильтянами при Аоде (Суд.3:13…) и при Гедеоне (Суд.6:3, 7:12. сн. Суд.10:12). Царь Саул вследствие особенного повеления Божия поразил их от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом (1Цар.15). Но как они не были еще совершенно истреблены и занимали обширные земли на юге Палестины, то Давид, еще при Сауле, неоднократно поражал их (1Цар.27:8. 1Цар.30). Но и после снова упоминается о враждебных их действиях в соединении с разными другими народами против Израиля, и они снова поражены и истреблены были Давидом (см. Пс.82:6–9. 2Цар.8:12). Наконец остаток их, уцелевший на горе Сеир, истреблен был во дни царя Езфкии храбрыми и предприимчивыми потомками Симеона (1Пар.4:41–48). См. Zell. 1. р. 53. Herz. 1. р. 267–268. Keil и Del. на Быт. р. 241–242. Fürst 2. р. 159. и Верх. 1. р. 68–70.