Загрузка

амос

В Библии слово "амос" упоминается в 5 стихах.
Другие формы слова : амосову, амосов, амоса, амосова, амос, амосу.

Ам 7 : 8
И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему.
Ам 7 : 10
И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его.
Ам 7 : 11
Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей".
Ам 7 : 14
И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Ам 8 : 2
И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу Моему, Израилю: не буду более прощать ему.
Слово Амос найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Амос (אָמוֹץ = острый, крепкий, бодрый, сильный, здоровый; Ἀμώς, Ἀμμώς; Amos; А҆мѡ́съ; Amos); Ис.1:1. 2:1, 18:1, 20:2. 4Цар.19:2, 20, 20:1. 2Пар.32:20, 32 – Отец пророка Исаии. По общему мнению, он был сын Иоаса, брат Амасии, царя Иудейского. Говорят, что одна из дочерей его была супругой Манассии. Für. 1. p. 104. Яцк. и Благ. 1. р. 238. Keil и Del. на Исаию, р. 29–30.

Большой библейский словарь :
«Сильный» (amoz) Отец Исаии (4Цар 19:2; Ис 1:1), не следует путать его с пророком Амосом.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Амос: 1) [еврейское Амоц, краткая форма от имени «Амасия» (евр. Амация)], отец пр. Исаии (4Цар 19:2; Ис 1 и др.);

2) [еврейское Амос, «Яхве понес»].

I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия — единств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. был человеком простым: по тем образам, которые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4,8,12; Ам 4:1; Ам 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, которое в это время, при царе Иеровоаме II (787–747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, которого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7–9; возможно, отвес был оловянным). Священник → Амасия (4) (ср. Ам 7:10–15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: «Я — не пророк ... Но Господь взял меня от овец...» (Ам 7 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстанов-ление падшей скинии Давида (Ам 9:11–15).

II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

1) Ам 1–2 — суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами;

2) Ам 3–6 — суд над Израилем;

3) Ам 7–9 (рассказ о видениях) — о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (Ам 7:1–9; Ам 8:1–6; Ам 9:1–10);

4) Ам 7:10–17 — Ам в Вефиле (столкновение с Амасией);

5) Ам 8:7–14 — предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего;

6) Ам 9:11–15 — заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА

Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (→ Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1Втор 23:7; Ам 2Чис 24:17; Ам 2Исх 22:26; Ам 2Чис 21:21–28; Ам 2Чис 6:2–13; Ам 3Втор 4:34; Ам 4Втор 14 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; Ос 4:15; Ос 8:14) и Исаии (Ис 1Ам 5:22; Ис 5Ам 6 и след.; Ис 13Ам 5:8; Ис 17Ам 1 и др.). Девиз Книги пр. А.: «Господь возгремит с Сиона...» (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоиль 3:16). кроме того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8Иов 38 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: «...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением». Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возможно, в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, которое, согласно астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (→ Летосчисление).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить «учебником» классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4–17; Ам 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, которая своим следствием может иметь и суд (Ам 3:2; ср. Ам 9:7). (→ Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5 и след.). Согласно Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9 и след.). В словах о суде над другими народами (Ам 1) обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.

Словарь Вихлицкого :
(Тяжело несущий)

а) (4Цар 19:2, 4Цар 19:20; 4Цар 20:1; 2Пар 26:22; 2Пар 32:20, 2Пар 32:32; Ис 1:1; Ис 2:1; Ис 13:1; Ис 20:2; Ис 37:2; Ис 38:1) — отец (предок) пророка Исаии;

б) (Ам 7:10-12, Ам 7:14; Ам 8:2) — один из малых пророков, родом из Фекои и из среды пастухов, современник пророка Осии и царей: Озии (иудейского) и Иеровоама 2 (израильского);

в) (Лк 3:25) — аналог. Авиуд, г.
Словарь Никифорова :
(Тяжесть): Ам 1:1 — один из меньших пророков, живших в царствование Озии, царя Иудейского, почти за 800 лет до Р.Х. и современник Осии. Он был сын одного из пастухов г. Фекои, принадлежащего к колену Иудову и лежавшего на расстоянии 10 или 15 миль к ю. от Иерусалима, на границах великой Аравийской пустыни (1Пар 20:20). Здесь он пас стада и питался собиранием плодов сикоморы (Ам 7:14), что, по-видимому, указывает на его сравнительно бедное состояние, так как означенный плод служил пищею преимущественно бедных; в этом-то состоянии он и был призван Господом к пророческому служению. Время и обстоятельства его рождения и смерти неизвестны. Ис 1:1, Ис 2:1 — отец пророка Исаии. Думают, что одна из дочерей его была женою Манасии.
Словарь Нюстрема :
1) четвертый из малых пророков, был пастухом в Фекое; он пророчествовал об Израиле в Вефиле во времена Озии, царя иудейского, и Иеровоама II, царя израильского, около 800 года до Р. Хр. Он был современником Осии, Иоиля и Исайи. Две первые главы его книги содержат пророчества об окружающих народах, врагах народа Божия. Aмос в своих пророчествах особенно говорит против 10 колен Израилевых. Благосостояние и удача привели их к грехам: идолослужению, неправедности и безнравственности. За эти грехи он предсказал им наказание от Бога, но все же Aмос оканчивает свои пророчества ободряющими словами утешения. Священник Амасия из Вефиля пожаловался на него царю, передав, что «Aмос производит возмущение против тебя среди Израиля» и хотел принудить его удалиться в землю Иудину и пророчествовать там, а не в Вефиле, «ибо он — святыня царя и дом царский». Но Aмос ответил ему: «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди пророчествуй к народу Моему Израилю» (Ам 7:10-15). Что касается самой его книги, то Aмос занимает видное место между пророками. Его язык отличается картинностью, сжатостью, и в то же время он прост и понятен.

2) предок Иисуса (Лк 3:25).

3) отец Исайи (4Цар 19:2, Ис 1:1).