Загрузка

андрей

В Библии слово "андрей" упоминается в 6 стихах.
Другие формы слова : андрея, андрей, андреем, андрею.

Мф 10 : 2
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Мк 13 : 3
И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
Ин 1 : 40
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Ин 6 : 8
Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
Ин 12 : 22
Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
Деян 1 : 13
И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Слово Андрей найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Андрей (Ἀνδρέας = мужественный; Andreas; Андрей): Мф 4:18, 10:2. Мк.1:16, 3:18, 13:3. Лк.6.14. Ин.1:40–44, 6:8, 12:22. Деян.1:13–14. – Апостол, сын Ионы, брат Симона Петра, родом из Вифсаиды (Ин.1:44), прежде ученик Иоанна Крестителя, и потом первый последователь Христов (Ин.1:35–40), почему и называется Первозванным. Он привел ко Христу и брата своего Симона, названного Петром (Ин.1:41–42). Но сначала они не постоянно еще следовали за Христом, продолжая заниматься ремеслом своим; но когда Господь призвал их быть неотлучными спутниками Его, они беспрекословно оставили все и постоянно следовали за Ним (Мф.4:18–20). После, когда Господь из множества своих последователей избрал 12 апостолов, Петр и Андрей поставляются здесь во главе прочих (Мф.10:2. Лк.6:14); но об Андрее апостоле немного указаний в Св. Писании. Во время чудесного насыщения 5 тыс. народа в пустыне, он указал мальчика, имевшего 5 ячменных хлебов и две рыбы, выразив крайнюю незначительность этого для насыщения такого множества (Ин.6:8–9). Пред Пасхой, в последний год земной жизни Христа, он вместе с Филиппом указал Спасителя язычникам, желавшим видеть Его (Ин.12:20–22). Ап. Андрей был в числе 4-х апостолов, вопрошавших Христа о времени разрушения Храма и кончины века (Мк.13:3–4). После имя его упоминается еще в числе других апостолов по вознесении Господа на небо, когда они вместе с Богоматерью и другими женами и братьями Его, пребывали в молитве, ожидая обещанного Духа Утешителя (Деян.1:13–14). Более об этом апостоле в Св. Писании не говорится; но его обширная и многотрудная апостольская деятельность сохранилась для нас в предании Церкви. По свидетельству древних: Ипполита – (около 222), года), Оригена – (200–258 г.), Дорофея – (307–322), Епифания Кипрского, † 403 г., Григ. Наз., Ин. Злат., Иеронима † 419 г., Исихия † 432, Феодорита † 457, Coфрония Iepyc. † 641 г., Исидора Испалийского (570–636), Никиты Пафлагона † 873 г., имп. Василия Македонянина 9-го в., Экумения – 10-го в., Никифора Каллиста —14—го в., и других, он проповедовал Евангелие по берегам Черного моря, в Вифинии, Фракии, Греции, Эпире, Ахаии, и далее за Дунаем – в Скифии, Херсонесе Таврическом, и разных областях внутренней России. Много претерпел он бедствий в Синопе. Первый проповедовал он учение Христово в Византии и, основав здесь Церковь, рукоположил ее первого Епископа Стахия. Простираясь далее на север по Днепру, он доходил до гор Киевских, и проведши здесь ночь, утром пробудившись, сказал ученикам своим: «Видите ли горы эти? Поверьте мне, что на них воссияет благодать Божия; здесь имеет быть великий город и, много Бог хочет воздвигнуть церквей и всю эту землю просветить святым крещением». Взошедши на эти горы, апостол благословил их и водрузил на них крест. Потом доходил до Ильменя и Новгорода; был в Риме, и возвратившись в Грецию, снова прибыл во Фракию и проходил по разным городам, утверждая верующих. В Ахайском городе Патрах почти весь город обратил ко Христу. За это проконсулом Ахаии Эгеатом он осужден был на распятие на кресте; с радостью принял он это распятие; два дня учил с креста народ; наконец, пред смертью, его внезапно осиял необыкновенный небесный свет, с прекращением которого апостол мирно скончался – 30 ноября 70-го года. Слава ап. Андрея была велика в Константинополе: ему создана была здесь церковь имп. Аркадием и были во имя его два монастыря. Златоуст в слове о зрелищах ап. Андрея называет просветителем Константинополя. Мощи ап. из Патр перенесены в Конст. в 351 г. После, по взятии Константинополя крестоносцами, перенесены в Италию в 1208 г. При Пие II 1458 г. глава его с востока перенесена в Рим и положена в церкви ап. Петра. См. Полн. Месяц. Вост. Ар. Сер. Т. 2. Зам. Стр. 375. Четьи Мин. 30 ноября. Слов. Яцк. и Благ. 1. стр. 61–65. Воскр. Чт. 1838 г. стр. 298–300. Method. Twerens. Lib. Hist. 1805 an. p. 119–120. Богосл. Св. Ист. Нов. Зав. стр: 303–304. арх. Мак. Ист. христианства в России. Herz. 1. p. 315.

Большой библейский словарь :
Апостол о греч. «мужественный» (Andrew, The Apostle) Один из 12 учеников Христа. Впервые Андрей появляется в НЗ как ученик Иоанна Крестителя (Ин 1:35,40).

Услышав слова Иоанна «Вот Агнец Божий» (Ин 1:36), относящиеся к Иисусу, Андрей и другой ученик, имя которого не названо, последовали за Иисусом и пробыли с Ним день (Ин 1:36-39).

Затем Андрей сказал своему брату Симону Петру, что нашел Мессию, и привел Петра к Иисусу (Ин 1:40-42).

Далее Андрей отступает на второй план, а его брат играет более важную роль. Каждый раз, когда упоминаются они оба, Андрей всегда назван братом Симона Петра и не иначе (Мф 4:18; Мк 1:16; Ин 1:40; Ин 6:8), хотя иногда об Андрее говорится и без указания на его родство с Петром (Мк 1:29; Мк 3:18; Мк 13:3; Ин 12:22).

Отцом Андрея был Иоанн (Мф 16:17; Ин 1:42; Ин 21:15-17), а родился он в Вифсаиде (Ин 1:44), селении на северном побережье Галилейского моря. В Евангелии от Иоанна упоминается, что ученики следовали за Иисусом (Ин 2:2; Ин 4:2), и, скорее всего, Андрей тоже принадлежал к этой группе с самого начала. Но очевидно, что затем он вернулся к своему прежнему занятию — рыбной ловле на Галилейском море, где у них с Петром и другими родственниками был дом в Капернауме (Мф 4:18-20; Мк 1:16-18, Мк 1:29-33).

Андрей и Петр ловили рыбу, когда Иисус призвал их последовать за Собой и стать ловцами человеков. 12 учеников Иисуса позже были избраны апостолами. Андрей всегда упоминается одним из первых четырех, наряду с Петром и другой парой братьев, Иоанном и Иаковом (Мф 10:2-4; Лк 6:13-16; Деян 1:13).

В евангелиях Андрей упоминается только в трех эпизодах. В момент насыщения 5000 он привлекает внимание к мальчику, у которого было пять хлебов и две рыбки (Ин 6:8-9).

Когда какие-то греки пришли к Филиппу, желая видеть Иисуса, Филипп сказал об этом Андрею, и потом они вместе рассказали это Иисусу (Ин 12:20-22).

Наконец, Андрей был одним из тех, кто лично задавал Иисусу вопросы на горе Елеонской (Мк 13:3-4).

Последнее упоминание Андрея в НЗ — в списке апостолов, которые ждали в Иерусалиме обещанного сошествия Святого Духа (Деян 1:12-14).

С Андреем связаны и другие разнообразные документы, такие как Деяния Андрея, упоминаемые историком ранней церкви Евсевием, но их ценность сомнительна. В некоторых преданиях говорится, что Андрей благовествовал в Скифии. Согласно канону Муратори, Андрею ночью было откровение о том, что апостол Иоанн должен написать четвертое евангелие. Предание почти единогласно утверждает, что Андрей погиб в Патре, Ахаия. Рассказывали, что он был распят на кресте Х-образной формы (decussate или saltire), сейчас известном как андреевский. Другое предание гласит, что рука мертвого Андрея была увезена в Шотландию в качестве реликвии Регулом, таким образом Андрей стал святым покровителем Шотландии. В святках Римской католической и Греческой церквей днем св. Андрея считается 30 ноября. Смотрите: апокрифы (отдельные апокрифические произведения: Деяния Андрея; История Андрея; Деяния Андрея и Матфия; Деяния Андрея и Павла).

Смотрите также: апостол.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Андрей [греческое Андреас, «мужественный»], брат Симона Петра из Вифсаиды на Геннисаретском озере (Ин 1:44). Оба были рыбаками и владели домом в Капернауме (Мк 1:16,29). А. вначале был учеником Иоанна Крестителя, который указал ему на Иисуса, после чего А. сообщает Петру: «мы нашли Мессию» (Ин 1:35–42). Затем Иисус призывает братьев оставить их занятия и следовать за Ним (Мф 4 и след.; Мк 1 и след.). А. принадлежал к 12 ученикам, составлявшим ближайшее окружение Иисуса, и, соотв., к → апостолам (Мф 10:2; Мк 3:18; Лк 6:14; Деян 1:13). Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном А. спросил у Иисуса, когда будет разрушен храм (Мк 13 и след.). А. обратил внимание на мальчика, имевшего при себе пять ячменных хлебов и две рыбки (в эпизоде, когда Иисус с учениками накормили 5 тыс. человек, Ин 6 и след.). А. вместе с Филиппом привел к Иисусу нескольких греков (Ин 12:22).

Словарь Вихлицкого :
(Мф 4:18; Мф 10:2; Мк 1:16, Мк 1:29; Мк 3:18; Мк 13:3; Лк 6:14; Ин 1:40, Ин 1:44; Ин 6:8; Ин 12:22; Деян 1:13) — Апостол, один из двенадцати, сын (потомок) Ионы, брат Симона Петра, уроженец Вифсаиды Галилейской. Первоначально был учеником Иоанна Крестителя, но оставил его, чтобы последовать за Господом. Узнав в Иисусе Мессию, привел к Нему и своего брата Симона. Андрей, по-видимому, отличался ограниченной деловитостью и спокойным нравом и в круг ближайших трех учеников Христа не входил. Предание гласит, что Андрей после дней Пятидесятницы проповедовал Евангелие в Греции, Скифии и даже был на Днепре в районе нынешнего Киева. Принял мученическую кончину в городе Патры в Ахее, где был распят на кресте (вида Х), позже называемом Андреевским.
Словарь Нюстрема :
Из Вифсаиды, брат Петра и его помощник в рыбной ловле (Мк 1:16), один из учеников Иоанна Крестителя. Он внял словам своего учителя об Агнце Божием, сделался первым последователем Иисуса и узнал в Нем Мессию, т.е. Помазанника (Ин 1:35-40, Ин 1:44). Он привел своего брата Петра к Иисусу. Позднее на берегу Галилейского озера, он был поставлен апостолом (Мф 4:18) и после этого следовал за Господом Иисусом Христом до конца (Мк 13:3, Ин 6:8, Ин 12:22). О дальнейшей жизни ап. Андрея ничего неизвестно; говорят, что он проповедывал Евангелие в Греции и, наконец, был распят на кресте в виде (X), позднее известного под названием Андреевского креста.