Загрузка

апостол

В Библии слово "апостол" упоминается в 14 стихах.

1Пет 1 : 1
Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2Пет 1 : 1
Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
Рим 1 : 1
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
Рим 11 : 13
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
1Кор 1 : 1
Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
1Кор 9 : 1
Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
1Кор 9 : 2
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -- вы в Господе.
2Кор 1 : 1
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
Гал 1 : 1
Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
Еф 1 : 1
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
Колл 1 : 1
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
1Тим 1 : 1
Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2Тим 1 : 1
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
Тит 1 : 1
Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
Слово Апостол найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Апостол, апостолы (Ἀποστολος – от ἀποστέλλω – посылаю, посланник; Apostolus; Апостолъ; Apostel): Мф.10:2–4. Мк.3:14–19. Лк.6:13–16, 10:1, Деян.1:13–26, 9:15. Рим.1:1, 11:13. и пр. и пр. – Слово это, в обширном смысле, употребляется в Св. Писании о разных посланниках Божиих. Так, 1) сам Господь называется посланником Божиим (Евр.3:1), и Ангелом Завета (Мал.3:1); потому что он послан был от Отца (сн. Ис.48:16, 61:1. Мф.10:40. Ин.6:29, 40, 17:8, 20:21). 2) В особенности апостолами называются двенадцать избранных учеников Господа, которые Им Самим призвны и уполномочены были для проповедания Евангелия во вселенной и для распространения и утверждения Церкви Его на земле. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев брат Иакова Алф., иначе называемый Леввеем или Фадеем, и Иуда Искариотский (Мф.10:1–4. Мк.3:13–19. Лк.6:12–16). По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием избран и причислен был к апостолам Матфий (Деян.1:15–26). Впоследствии времени самим Господом призван и причислен к ним Савл или Павел, который по преимуществу был апостолом языков, и, по собственным словам его, более всех потрудился в деле благовестия (сн. Деян.9:3–20, 25–28, 13:2. Рим.11:13, 15:15–21. 1Кор.15:10. Гал.2:7–9 и др.). 3) Кроме 12-ти ап. и Павла называются апостолами 70 учеников, избранных Господом, по числу, может быть, 70-ти членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70-ти старейшин израильских (Числ.11), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Господа, и не во всей полноте облечены были той властью и силой, какою облечены были первые (Лк.10:1–20). Сн. о 70-ти ап. Четьи-Мин. 4 января. Арх. Сер. Полн. Мес. Вост. Т. 2. Замет. стр. 4–8. – 4) Называются в Св. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия. См. наприм. 2Кор.8:16–19, 22–24. Флп.2:25–30. Рим.16:7. 1Кор.12:28–29. – 5) Наконец, апостолами или равноапостольными называются в хр. Церкви еще некоторые лица, которых избрание и служениё приближало к служению апостольскому. Таковы, напр. равноапостольная Мария Магдалина (22 июля), св. равноапостольные цари Константин и Елена (21 мая), св. равноап. Нина, просветительница Грузии (14 янв), св. Мефодий и Кирилл, иначе Константин, епископы Моравские, просветители Славян (11 мая), св. равноапостольный В. Князь Владимир, просветивший Россию христианской верой (15 июля), и др. – О 12 апостолах в особенности заметим здесь, что все они избраны были из людей простых и необразованных, все были галилеяне, и занимались большей частью рыболовством, и призваны к своему служению непосредственно самим Господом. Сперва они призваны были порознь для последования за Христом, а потом – совокупно для апостольства. С этого времени они были неотлучными спутниками и свидетелями великих дел и учения Иисуса Христа, Его жизни, Его проповеди, Его чудес и благотворений, Его страданий и смерти, Его воскресения и вознесения. Хотя они были из людей простых, бедных, неученных и незнатных, не знакомых со школьной мудростью книжников; но они способны были к тому великому служению, к которому Господь призвал их. Они имели здравый рассудок, не зараженный сильными предрассудками и предубеждениями, и способны были к принятию истины. Простые и добрые сердца их не были также заражены грубыми пороками, и способны были к восприятию всего доброго. Чтобы соделать их достойными просветителями вселенной, Господь Сам воспитывал и приготовлял их к тому. Хотя некоторые из них пользовались особенной Его близостью и доверием, как например Петр, Иаков и Иоанн; но это не давало ни одному из них особенного какого-либо преимущества и первенства пред другими; все они были равны пред Ним (Мф.23:8–12). Обращение Его с ними было простое, натуральное, непринужденное, которое делало их всегда близкими и откровенными к Нему, и они постоянно с Ним обращались. Они сопровождали Его во время Его путешествий по городам иудейским для проповеди Евангелия (Лк.8:1). Они ходили вместе с Ним в Иерусалим на великие праздники. Они слушали Его учение и наставления к простому народу и Его беседы с учеными книжниками и фарисеями. Они следовали за Ним и в уединение. Постоянное обращение их с Господом и близкое отношение их к Нему давало им возможность и удобство не только видеть и знать все обстоятельства земной Его жизни, но открывать пред Ним и собственное свое сердце и лучше и правильнее видеть и познавать самих себя. Впрочем, при всех добрых своих качествах, и несмотря на постоянное обращение с Господом, они имели и свои слабости и недостатки, которые Господь терпеливо сносил и исправлял с мудрой постепенностью. Так, они многого не могли еще понимать в Его учении; об ином нельзя было прямо и говорить им (Ин.16:12, Лк.24:25–26). Снисходя их слабости, Господь употреблял для этого сравнения, притчи и иносказания (Ин.16:25, 29), которые, скрывая истину от недостойных и неспособных принимать ее, тем впечатлительнее действовали на добрые, простые и восприимчивые сердца, возбуждая в них любознательность и желание проникнуть в смысл их (Мф.13:10–18. cн. Мф.7:6). Высот истины христианства Он не вдруг и не прямо сообщал им, но мало-помалу, постепенно вводил в них. Так, о Своих страданиях, об искупительной смерти, о возрождении и пр. Он сначала говорил прикровенно (Ин.2:19, 21–22, 3:3, 5–6, 14–15) и уже после, когда приближалось время их, раскрывал яснее (Мф.16:21–23. Лк.18:31–34. Мк.8:32). Многому они могли научиться из общих бесед Его к народу; но многое раскрывал Он им одним, наедине (Мф.17:19–23, 20:17, 24:3. и др.). Великая нагорная беседа Его, по избрании апостолов, обнимала собой множество предметов, которые равно относились и к ним, так как и разные другия беседы Его (Лк.6:12–20. Мф.5, 6, 7). Особенным и ближайшим наставлением для них в деле их служения были наставления Господа, преподанные им по случаю посольства их с проповедью по городам иудейским. Вся великая беседа эта исключительно относилась к великому делу их служения благу и спасению человеков, и служения не в настоящем только приготовительном и местном, так сказать, их посольстве, но и в будущем – всемирном, не в Иудее только, но и среди народов языческих, ибо Он прямо говорил им, что их поведут к правителям и царям земным для свидетельства пред ними и пред язычниками. Наставляя их проходить это великое служение с полным бескорыстием и самоотвержением, с великой мудростью и с непорочностью и незлобием сердца, Он не скрыл от них и предстоящих им трудностей и скорбей и страданий, и укрепил силой чудотворений и особенным содействием и покровительством Промысла (Мф.9:35–38, и гл. Мф.10. Мк.6:7–13. Лк.9:1–6). Но воспитание и руководствование их в великом их служении продолжалось и после сего посольства во всю земную жизнь Господа. Тайны царствия Господь полнее и яснее раскрыл им уже по Своем воскресении, а иное предоставил будущему времени – действию Духа Святого, которого Он обещал послать им (Ин.14:16, 26, 15:25, 16:12–14. Лк.24:49. Деян.1:5, 8). Равн. обр. и в их характере и в нравственных качествах, во время земной жизни Христа проявлялись еще нередко слабость и недостатки. Так, хотя они имели уже от Господа разные духовные дарования, творили чудеса, но, по слабости веры, иногда не имели в этом успеха (Мф.17, 16–20), и Господь нередко обличал их в этом (Мф.16:8, 17:20). Они имели великую любовь к Господу, и готовы были положить и жизнь свою за Него; но когда наступило время страданий, они, по страху человеческому, все оставили Его. Любовь их к ближним также была несомненна; но иногда и здесь обнаруживалась слабость (Лк.9:54). Их самоотвержение простиралось до того, что они от всего отказались, все оставили для Христа; но иногда в них обнаруживалась еще привязанность к земному; они иногда состязались еще о земных преимуществах, домогались высших почестей в царстве Христовом (Мф.20, 20–28. Мк.9:34. Лк.22:24). Некоторые слабости и предубеждения оставались у них даже и после того, как они уже неоднократно слышали от Него о Его высшем духовном царстве. Так даже в самое последнее время земной Его жизни, пред самым Его вознесением, они все еще мечтали о земном (Деян.1:6–7). Но другое видим мы в них со времени сошествия на них Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян.2). Облеченные силой свыше и исполненные дарами Духа, они совершенно изменились в душе своей и стали новыми людьми; и с этого-то собственно времени началось великое служение их благу и спасению человеков. С этого-то времени, получив высшее озарение, они стали возвещать учение о Боге самое возвышенное и совершенное, понятия о Мессии самые чистые и спасительные правила нравственности, бесконечно превышающие все нравоучения человеческие. С этого-то времени они совершенно изменились в нравствен. своих качествах: любовь их к Богу и ближним достигла в них самой высшей степени. Они с полным самоотвержевием идут теперь на все труды и опасности; ради славы Евангелия и спасения ближних, не щадят теперь никаких усилий и пожертвований, не щадят и самой жизни; простые галилеяне, они смело вступают теперь в состязания с учеными книжниками, и глубокомысленными философами, и красноречивыми ораторами, и силой простого слова своего посрамляя силу и премудрость мудрых века сего приобретают Христу многочисленных последователей, несмотря на все препятствия. Чистота и высота учения, непорочность и святость жизни, дары чудес и исцелений – вот орудия, которыми они побеждали вселенную, торжествуя над всеми врагами своими. Дар чудотворений обнаружился в них в многочисленных и разнообразных чудесах и знамениях. Они исцеляли больных, изгоняли злых духов, воскрешали мертвых; даже самая тень Петра, самые платки и полотенца Павла, производили исцеления (Деян.3, 5:12, 15–16, 9:38–42, 16:18, 25–26, 19:11–12 и др.). – Сначала проповедь их ограничивалась только Иерусалимом (Деян.2–6); но вскоре потом, когда, по смерти первомучен. Стефана (Деян.7), верующие должны были рассеяться по разным странам, стали образоваться многие христианские общества и вне Иерусалима. Так, вскоре образовалась Церковь в Самарии, и потом в Кесарии и Антиохии (Деян. 8, 10, 11). Вскоре потом христианство не ограничивалось уже пределами Иудеи и Палестины, но быстро стало распространяться и в Сирии, и в Аравии, и в Месопотамии, и в Малой Азии, и в Македонии, и в Греции, и в Риме, и в других странах (см. Деян.13 и далее). Согласно повелению Господа апостолы, действительно, проповедовали всюду и были свидетелями Его даже до последних земли (Мф.28:19. Лк.24:47. Деян.1:8. Мк.16:20). Св. ап. Павел о себе пишет, что он благовествованием своим наполнил все места от Иерусалима до Иллирика (Рим.15:19), и о прочих апостолах пишет: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим.10:18). Об апостольской деятельности их мы познаем из Деяний Ап.; но здесь только вначале упоминается о совокупной их деятельности в Иерусалиме, далее же преимущественно говорится о деятельности Петра и Павла, и частью Иоанна и Иакова, о прочих же апостолах мы узнаем уже из предания. Предание говорит, что ап. Андрей проповедовал Евангелие в Греции, в Скифии, и был в пределах нашего отечества; Филипп проповедовал в Скифии и Фригии; Фома – у парфян и персов; Варфоломей в Индии, Матвей – у ефиоплян; Симон Зилот – в Мавритании и других местах Африки; Иуда Иаковлев – в Месопотамии; Иаков Малый постоянно пребывал в Иерусалиме (Деян.12:17, 15:18, 21:18), Иаков старший, Зеведеев – в Иерусалиме и его окрестностях (сн. Деян.12:1–3); Матфий, причисленный к 12-ти апостолам, вместо Иуды, проповедовал в Иудее и Эфиопии. И все они запечатлели служение свое мученической смертью, кроме одного ап. и ев. Иоанна Богослова, который оставался в живых долее прочих апостолов, и скончался натуральной смертью; но и он разделял с другими страдания за Господа; и он был в заточении; и он сожигаем был, но не сожжен в горячем масле; и он принимал яд, но остался невредим от него (см. в Четьи-Минеи). – Таковы св. апостолы Христовы! Они имеют самое высокое значение для всех христиан. Они высоки и досточтимы для нас – а) и по их высокому призванию и великому служению в мире, б) и по их высоким духовным дарованиям и силам, которыми наделены были от Господа, в) и по их беспредельной любви, верности и преданности Господу до совершеннейшего самоотвержения, г) и по их величайшей любви к человечеству, по которой, для блага и спасения человеков, они отреклись от всех земных выгод и преимуществ, не щадя для них никаких трудов и пожертвований, ни самой даже жизни; д) и по их высоким другим нравственные качествам, в которых они представали миру образцы христианских добродетелей; е) и по их, наконец, святым и Боговдохновенным писаниям, которые служат главным источником спасительного учения веры и нравственности для всего Христианского мира и в которых они остаются для нас неумолкающими свидетелями Божественной истины (2Пет.1:12–19. Еф.2:20–22, 4:11–12. Откр.21:14). Сн. Митр. Филар. Ист. Новозав. Ц. Пер. 1. Дост. Лица, и 2-го Пер. В. 1. Дост. Лиц.; Библ. Слов. Михайл. 1869 г. Апостолы; Дни Богосл. Деб. ч. 2. 1840 г. стр. 53–109; Meth. Twerens. Lib. Hist. 1805 an. p. 113–130.; Воскр. Чт. 1840 г. № 12.; Zell. 1. p. 74–76.; Введ. в прав. бог. ахр. Макария 1847 г. стр. 336–362.

Толковый словарь Даля :
АПОСТОЛ м. греч. ученик, последователь, приверженец; | учитель правоверия; | название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; | книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник м. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает → посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» (3Цар 14:6), «посол» (Ис 18:2). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. — это → ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) — это свидетель (→ Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1 и след.; ср. 1Кор 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синодальном переводе — «посланник») — лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16);

2) А. как посланцы церквей (2Кор 8:23 — в Синодальном переводе — «посланники»; Епафродит: Флп 2:25 — в Синодальном переводе — «посланник»; → Андроник и Юния: Рим 16:7);

3) А. как миссионеры (− посланники) древнего христианства (Деян 14:14: «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...");

4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. (Мк 3 и след. — см. греч. текст; Лк 6:13);

5) Сам Иисус в Евр 3 назван А. (в Синодальном переводе — «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса → Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. — лжецы: Откр 2:2), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») (2Кор 11:5; 2Кор 12:11), которые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

А. ИХ ИМЕНА

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк 6:13).

1–4: две пары братьев (Мф 4:18–22; Мф 10:2; Мк 1:16–20; Мк 3:16–18; Лк 6:14):

1) Симон, сын Ионин, прозвище → Петр [греческое Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» (Ин 1:42)];

2) Брат Симона → Андрей (Ин 1:42);

3) → Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19);

4) Брат Иакова → Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согласно Мк 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54) → Воанергес, т.е. «сыны громовы»;

5) Филипп (Мф 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян 6:5; Деян 8 и след.);

6) → Варфоломей — Нафанаил (Мф 10:3; Ин 1:43–51);

7) → Фома (Ин 20:24–29);

8) → Матфей, мытарь (Мф 9:9), он же Левий (Лк 5:27);

9) → Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3);

10) → Фаддей — → Иуда, сын Иакова (Мф 10:3 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13);

11) → Симон Кананит, или → Зилот, т.е. «ревнитель» (Мф 10:4; Лк 6:15);

12) → Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель (Мф 26:14–16; Мк 14 и след.; Лк 22:3–6; Ин 13:21–30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. → Матфий (Деян 1:15–26).

В НЗ приведены четыре списка А. (Мф 10:2–4; Мк 3:16–19; Лк 6:14–16; Деян 1:13). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Мф 10 и след.

Симон

Андрей

Иаков

Иоанн

Филипп

Варфоломей

Фома

Матфей

Иаков

Фаддей

Симон

Иуда Искариот

Мк 3 и след.

Симон

Иаков

Иоанн

Андрей

Филипп

Варфоломей

Матфей

Фома

Иаков

Фаддей

Симон

Иуда Искариот

Лк 6 и след.

Симон

Андрей

Иаков

Иоанн

Филипп

Варфоломей

Матфей

Фома

Иаков

Симон

Иуда

Иуда Искариот

Деян.

Петр

Иоанн

Иаков

Андрей

Филипп

Фома

Варфоломей

Матфей

Симон

Иуда

Иуда Искариот

Иаков

Ин.

Андрей

Симон

Сыны Зеведеевы

Филипп

Нафанаил

Иуда

Искариот

Фома

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Мф 4:23; Мф 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1Кор 15:6), круг семидесяти (Лк 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати — три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками [греческое матетай], которые сплотились вокруг своего Равви (Ин 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:37), на горе Преображения (Мф 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф 16:13–20) и Иоанн (Ин 13:23; Ин 19 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать — в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, который не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин 1:35–51, прежде всего Ин 1:39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк 5:1–11), а также краткие истории призвания других А. (Мф 4:18–22; Мк 3:13–19 и Лк 6:12–16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, которая теперь будет проходить не под знаком своего «я», а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (Ин 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк 5:10−11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Деян 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф 4:18–22; Лк 5:11; Ин 1:43–45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела — проповедь, благовествование и исцеление — преумножались и приносили плоды (Мф 13:23; Ин 15:2,5,8).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк 10:35–40; Лк 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (Мк 8:27–30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (Мк 7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (Мк 8 и след.; Мк 9 и след.; Мк 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф 16:22; Лк 24 и след.; Ин 2:22; Ин 16:12; Ин 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк 17:5; ср. Мф 17:20).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» (Лк 10:1; ср. также Деян 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф 26:69–75), Иуда предал Его (Мф 26:14–16; Мф 27:3–10), а другие А. бежали (Мф 26:56). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14 по Мк 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности (Ин 20:19) и подводит к радостной вере (Ин 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (Ин 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего (Мф 24:14; Деян 1:3,8). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф 28:20; Ин 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение → Петру (Мф 16:16–19 и Ин 21:15–19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян 1:8) и во все дни до скончания века (Мф 28:18–20);

2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса — Иакова, который тоже назван А. (Гал 1:19);

3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор 12:28; Еф 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Деян 1:3), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение — Павел (1Кор 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса (Деян 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор 15:10; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1Кор 3:5). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян 15 и след.; Деян 16:3; Деян 21 и след.; Гал 2 и след.). → Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деян 2 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству А., которых не могли сдержать ни угрозы (Деян 4:17,20), ни преследования (Деян 12:1 и след.). Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2Кор 11:23–28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деян 4:13; 2Кор 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (Лк 12:49; Лк 24:32; Деян 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян 4:1–4; ср. также 2Кор 13:8). Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: «Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их» (Мф 28:19, досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим 1:16). Так, их свидетельство «о великих делах Божиих» (Деян 2:11) и «учение Апостолов» (Деян 2:42) стали фундаментом, на котором воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф 3:6) оказываются «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф 2 и след.). → Священное Писание (II,В-Г) → Евангелие от Матфея (I,2).

Словарь Геце :

Кто так назван в Писании?

Сам Иисус. Евр 3:1. Лк 4:18. Ин 3:34.

Миссионеры первого времены: Деян 14:14. Рим 16:7.

В тесном смысле — двенадцать призванных Иисусом учеников и Павел. Мф 10:1. Мк 1:16−20, Мк 2:14, Мк 3:13, Мк 3:14, Мк 6:7. Лк 5:27, Лк 6:13. Ин 1:43, Ин 15:16. Деян 1:2. Гал 1:1. Рим 1:1; 1Кор 1:1.

Лжеапостолы: 2Кор 11:13. Откр 2:2.

Их задача.

Проповедывать об Иисусе и о царстве небесном: Мф 10:7, 2Кор 5:20. Ин 15:27. Мф 10:18; Деян 10:39; 1Ин 1:1−4.

Учить и крестить. Мф 28:19. Рим 1:1−5.

Подтверждать слово знамениями. Мф 10:8; Лк 10:19; Деян 3:6, Деян 8:7, Деян 9:40; 2Кор 12:12; Евр 2:4.

Быть образцами для других (не исключая страданий и смерти). Мф 5:14, Мф 5:16. Флп 3:17; 2Фес 3:9. Мф 5:11, Мф 10:17, Мф 10:22, Мф 10:25; Ин 15:20. Деян 5:18, Деян 12:4, Деян 16:22−24; 1Кор 15:30; 2Кор 11:24. Ин 16:2. Деян 7:58, Деян 12:2. Флп 1:20.

Их оружие:

Дух, одухотворенность, вдохновение. Мф 10:20. Лк 24:49. Ин 14:16, Ин 15:26. Деян 2:4 Деян 8:1; 1Фес 1:5; 1Пет 1:12.

Апостолы получили от Христа звание Апостолов. Лк 6:13.

Апостолы получили свое посланничество от Бога. Деян 15:7; 1Кор 1:1, 1Кор 12:28. Гал 1:1, Гал 1:15, Гал 1:16; 1Тим 1:1.

От Иисуса Христа. Мф 10:5−7, Мф 28:19; Мк 3:14, Мк 16:15. Деян 1:2, Деян 20:24, Деян 26:16; 2Пет 3:2; Рим 1:1−5; 1Кор 1:17; 2Кор 5:20; Гал 1:11, Гал 1:12; 1Тим 1:1, 1Тим 1:11, 1Тим 1:12.

От Святого Духа. Деян 13:2, Деян 13:4, Деян 16:6, Деян 16:7, Деян 20:28.

Апостолы были избраны из сословия незнатного. Мф 4:18, Мф 4:21, Мф 9:9. Мк 1:16, Мк 1:19, Мк 2:14. Лк 5:27, Лк 5:28.

Апостолы были люди некнижные. Деян 4:13.

Апостолы оставили все для того, чтобы следовать за Христом. Мф 4:20, Мф 4:22, Мф 19:27. Мк 1:18, Мк 1:20, Мк 10:28 Лк 5:11, Лк 5:28, Лк 18:28.

Апостолы получили дар Святого Духа. Ин 20:22. Деян 1:8, Деян 2:1−4, Деян 4:31, Деян 6:3; Иак 4:5; 1Кор 7:40, 1Кор 12:7−11; 1Фес 4:8; 2Тим 1:14.

Апостолы наставлены Духом Святым на всякую истину. Ин 14:26, Ин 15:26, Ин 26:13.

Апостолы одарены Духом премудрости неодолимой. Мф 10:19, 20. Мк 13:11. Лк 12:11, 12. Деян 2:4; Деян 6:10; 1Кор 2:12, 31;1Кор 12:8.

Апостолы получили силу чудотворений. Мф 10:1, 8; Мк 3:15; Мк 6:7, Мк 16:20; Лк 9:1; Деян 2:43.

Апостолы были посланы проповедывать Евангелие. Мф 10:1, Мф 10:7, Мф 28:19. Мк 3:14, Мк 16:15−20; Деян 14:7; Деян 15:7; Рим 1:15; Рим 15:19; 2Кор 5:19; Еф 6:19; 1Фес 2:4.

Апостолы были уполномочены возвещать благодать и прощение грешникам. Мф 16:19; Мф 18:18; Лк 24:47; Ин 20:23. Деян 10:42-43; 2Кор 5:19; Ис 40:1, 2.

Апостолы были посланы сначала к Иудеям Мф 10:5, 6; Лк 24:47; Деян 11:19; Деян 13:26, 46.

Апостолы были посланы потом ко всем народам. Мф 28:19. Мк 16:15. Лк 24:47. Деян 9:15, Деян 19:10, Деян 26:17, Деян 22:21. Рим 10:18. Гал 1:16, Гал 2:2. Еф 3:8. Кол 1:6; 2Тим 1:11.

Петр — Апостол Иудеев. Гал 2:7-8.

Павел — Апостол язычников. Деян 9:15; Деян 13:46; Деян 18:6; Деян 22:21; Рим 15:16; Гал 1:16, Гал 2:7-8; Еф 3:8; 1Тим 2:7; 2Тим 1:11.

Апостолы видели Иисуса Христа во плоти. Лк 1:2; Ин 1:14; Деян 1:21; 1Ин 1:1; Евр 2:3.

Петр, Иоанн и Иаков присутствовали во время Преображения Господня. Мф 17:1−9; Мк 9:2−9; Лк 9:28−36.

Все апостолы были свидетелями воскресения Господня. Мф 28:16-17; Мк 16:14; Лк 24:36; Ин 20:19−26; Ин 21:1; Ин 21:14; Деян 1:3; Деян 2:32; Деян 10:41; Деян 13:31; 1Кор 15:5−7.

Все апостолы были свидетелями вознесения Господня. Мк 16:14, 19; Лк 24:50−51; Деян 1:2−9.

Апостолы не были от мира. Ин 5:19; Ин 17:14, 16; 1Кор 2:12.

Апостолы были ненавидимы миром. Мф 10:22;Мф 24:9; Мк 13:13; Лк 21:17; Ин 15:18; Ин 17:16.

Апостолы терпели гонение. Мф 10:17−28; Мф 24:9; Лк 21:16; Деян 4:3; Деян 5:18, 40-41; Деян 9:23−25; Деян 12:3−5; Деян 13:50; Деян 14:5; Деян 16:22−24; Деян 21:27−32, Деян 23:12−15; 1Кор 4:11−17; 2Кор 4:8−11; Гал 5:11; 2Тим 3:11.

Апостолы терпели мучения. Лк 21:16. Ин 21:18, Ин 21:19, Деян 7:58−60, Деян 12:2, Деян 14:19, Деян 22:20; 2Пет 1:14; 1Кор 4:9, 1Кор 15:32; 2Кор 1:8−10, 2Кор 4:11; 2Тим 4:6; Откр 2:13.

Имена двенадцати апостолов Мф 10:2−4. Мк 3:17−19. Лк 6:13−16. Деян 1:26.

Словарь Вихлицкого :
(Посланник) — наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати (Деян 15:2) (см. Приложение 3), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (в русской Библии Апостолами названы также Иаков — см. Иаков, д и Иуда — см. Иуда, и). Выполняя наказ Господа, они возвестили благую весть по всей земле (Мф 28:19; Деян 1:8; Деян 9:15; Деян 19:10; Рим 1:5, Рим 1:8; 14.25; Кол 1:6, Кол 1:23; 1Тим 3:16; Откр 5:6). Сам Господь в Евр 3:1 назван Посланником (греч. текст — Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян 1:11; Деян 2:7) (Филипп — возможно, грек), и только Иуда Искариот был из Иудеи. (см. также Галилея)
Словарь Никифорова :
(Мф 10:2; посланник) — слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета (Евр 3:1, Мал 3:1), потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий (Деян 1:15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10-й главе (5-42) Евангелия Матфея, и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, на сколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как например Петр, Андрей, Филипп и др. Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: Все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали (Ин 5:27, Деян 1:22, 1Ин 1:3). Все они были призваны или избраны самим Господом (Лк 6:13, Гал 1:1). Даже апостол Матфий не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было по воле Божией (Деян 1:24-26). Они были вдохновляемы Духом Божиим (Ин 6:13). Они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары (Мк 16:20, Деян 2:43, Евр 2:4). Кроме 12-ти апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских (Чис 10), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте облечены были тою властью и силою, каковою облечены были первые. Называются в Свящ. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия (2Кор 8:16-24, Флп 2:25-30). Наконец апостолами называются в Христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, св. равноапост. цари Константин и Елена, св. равноап. Нина, просветительница Грузии, свв. Мефодий и Кирилл, св. равноап. вел. кн. Владимир и др.
Словарь Нюстрема :
Посланник, вестник. Обыкновенно, это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование (Лк 6:12, Лк 6:13, Мф 10:1-4, Мк 3:14); «двенадцать апостолов Агнца» (Откр 21:14), соответствуют 12-ти коленам Израилевым (Мф 19:28).

Имена их были следующие: Симон Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей или Нафанаил, Фома, Матфей, Иаков младший, сын Алфея, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем или Фаддеем, Симон Зилот и Иуда Искариот.

После того, как Иуда предал Христа, и над ним сбылось пророчество Пс 68:26, на его место, путем жребия был выбран Матфей (Деян 1:26). К числу апостолов был присоединен и Павел, избранный чрезвычайным образом (Деян 9:1). Апостолами, кроме Павла и двенадцати, называются и другие благовестники, так, напр., Варнава (Деян 14:4, Деян 14:14), Сила и Тимофей (вместе с Павлом) 1Фес 2:7, сравн. 1Фес 1:1. В 2Кор 8.23 Павел, называя Андроника и Юнию апостолами (Рим 16:7, греч. текст) или прославившимися между апостолами, этим хочет сказать, что они или были известны среди апостолов, или же он сам дает им такой титул за их евангельскую деятельность. В последних случаях название апостол употребляется в более широком значении, чем, напр., в 1Кор 12:28, 1Кор 12:29: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможеиия, управления, разные языки. Все ли апостолы?»