(3Цар 10:15; 2Пар 9:14; Пс 71:15; Ис 21:13; Иер 25:24; Гал 1:17; Гал 4:25) — огромное, большей частью пустынное пространство южнее Сирийской пустыни, включающее в себя весь Аравийский полуостров и весь Синайский полуостров. Западная часть Аравии (так называемая Каменистая Аравия) — место сорокалетнего странствования евреев. В юго-западной (так называемой счастливой Аравии) — в самой ее плодородной части (на территории нынешнего Йемена и севернее) находилась богатая страна Сава (Савеев), изобиловавшая пряностями, бальзамом, золотом, драгоценными камнями. Отсюда приезжала к Соломону царица Савская. Арабы до сих пор в большей степени, чем другие народы, сохранили древние обычаи, язык, близкий арамейскому, и уклад жизни, помогающие понимать ветхозаветные повествования.
Слово Аравия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :
Аравия (עֲרַב ,עֲרָב = степь, пустыня, сухая, бесплодная земля; Ἀραβία; Arabia; Аравіа; Arabien): 2Пар.9:14. Пс.71:10, 15. Ис.21:13. Иер.25:24. Иез.27:21. Иудифь.2:25. 1Макк.11:16. Гал.1:17, 4:25 и др. – Это большой полуостров юго-западной Азии, окруженный с севера ханаанскими прежде землями и Палестиной, ныне – Азиатской Турцией, с востока – Персидским заливом, с юга – Индийским морем, с запада – Чермным или Красным морем.
Словарь Вихлицкого :
Словарь Никифорова :
(Пустынная, бесплодная страна; 3Цар 10:15), называемая туземцами Аравийским полуостровом, находится в западной Азии к ю. и ю.-з. от Иудеи. Протяжение оной от с. к ю. 1,500 англ. миль, а от в. к з. 1,200 англ. миль; граничит на с. Сириею, на в. рекою Евфратом и Персидским заливом, на ю. Индийским океаном и на з. Чермным морем, Палестиною и частью Сирии. Разделяется издревле, со времен Александрийского географа Птоломея, на три части:Аравия пустынная — громадная, песчаная степь с разбросанными кое-где оазисами из пальмовых деревьев и источниками солоноватой воды. Она была некогда страною Измаильтян, а в настоящее время населена Бедуинами, кочующими и хищническими племенами. Аравия счастливая — считалась и была весьма плодородною землею. Обитатели оной, считающие себя потомками Сима, мало походили на кочующих пастухов и хищников, населявших остальные части Аравии. Они имели постоянные жилища, жили земледелием и торговлею и владели некогда в значительной степени богатством и образованием. Знаменитое древнее царство Саби или Савеев (царица Савская) лежало на возвышенной плодоносной террасе ю.-з. конца Аравии, в нынешнем Йемене. Страна изобиловала благовониями, пряностями, бальзамом, золотом, драгоценными камнями; вела обширную торговлю с Тиром, Индиею и со всею переднею Азиею. Царица Савская, или южная, услышав о славе Соломона, прибыла с большими дарами в Иерусалим послушать его (3Цар 10:2), на что указывает и сам Господь Иисус Христос (Мф 12:42). Аравия каменистая — занимает местность некогда бывшей страны Мадианской. Здесь жили Идумеяне и Амаликитяне, а равно могущественное и независимое племя Измаильтян. Она была страною пастухов и местом нескольких важнейших событий в истории Церкви Ветхозаветной. Здесь, по пустыне Аравийской — именно каменистой Аравии, Евреи по переходе через Чермное море странствовали 40 лет; здесь, на Синайском полуострове, находятся Библейские горы: Синай, гора законодательства Моисеева, и Хорив (см. означенные названия). Думают, что многие из ценных предметов, упоминаемых в Исх 30:23-24, особенно же бальзам, вывозились из Аравии, и даже в настоящее время купеческие караваны, из потомков Кушитов, Измаильтян, и Мадианитян, не редко тянутся тою же самою пустынею, почти с теми же самыми предметами торговли и точно таким же образом, как и в дни Моисея. Если какой либо народ в мире представляет в своей истории образец сколько глубокой древности, столько же и простоты нравов, то это, конечно. Аравитяне, или Арабы. Всякий кто вздумал бы посетить их видит себя как бы внезапно перенесенным в допотопные века. Из всех восточных народов Арабы распространились далее прочих по земному шару и при всех своих странствованиях они гораздо лучше сохранили свой язык, нравы, обычаи, чем другой какой либо народ. Лучшие пояснения Библейских обычаев и языка дает нам Аравия. Народонаселение оной еще доселе по своей наружности, виду, обычаям, образу жизни, почти то же, что было и во времена патриархальные, или судей, народа Еврейского в Палестине. Доселе еще они живут в шатрах или палатках и вполне сохраняют древние формальности и предания приветствий, благожеланий и гостеприимства. Салам-Алским — «мир с тобою» — слышится доселе в пустыне, как в то время, когда странники подходили к дверям шатра Авраама. Многие Арабские племена, живущие набегами и хищничеством, считают первым благом быстроту своих коней, как период Еврейских пророков. Арабский язык, как родственный Еврейскому, но еще более подвижный и многообразный, оказывается весьма полезным в филологическом отношении при истолковании Ветхого Завета. Самые яркие пояснения многих обычаев, упоминаемых в Свящ. Писании, заимствуются из обычаев и нравов Аравитян и в этом отношении они, конечно, гораздо драгоценнее для нас, чем те пряные растения, благовония и золото, которые служили некогда предметом вывоза их обширной древней торговли. Самое раннее наименование Аравии в Свящ. Писании есть следующее: земля восточная (Быт 25:6), а народонаселение оной известно под названием: жителей востока (Суд 6:3, Суд 7:12). Соломон находился отчасти в сношениях с царями Аравийскими, когда флот его проходил мимо Аравийского залива для морской торговли с Офиром, в Индии (3Цар 10:15). В Пятидесятницу, в день сошествия Св. Духа на апостолов, в числе собравшегося к апостолам народа были и Аравитяне (Деян 2:11). Впоследствии в Аравии было основано несколько Христианских церквей.
Словарь Нюстрема :
Известна в Библии под двумя названиями:
а) «земля восточная» (евр. Эрец-Кедем) (Быт 25:6); «Восток» (евр. Кедем; русский перевод — восточный. Быт 10:30, Чис 23:7), и «земля сынов Востока» (Быт 29:1). Ее народ называется «восточным», «сынами Востока» и т.п. (Суд 7:12, Иез 25:4).
б) «Аравия» от слова араб, т.е. житель пустыни или степной житель (2Пар 9:14, Ис 21:13, Иез 27:21). Эти названия, может быть, не обозначали всей Аравии, но только несколько ее племен, вместе с землей, которую они населяли.
Аравия делится на три части:
1) собственно Аравия,
2) северная Аравия
3) горная (каменистая) Аравия.
Собственно Аравия или Аравийский полуостров находится в юго-западной части Азии, между Персидским заливом и Евфратом на востоке и Чермным морем на западе. На юге эта страна омывается Индийским океаном, а на севере не имеет определенной границы, сливаясь с Сирийской пустыней. Аравия очень обширна: ее протяжение с севера на юг равно 2700 км и с востока на запад 1000 км. Количество населения неопределенно. Внутри полуостров представляет частью возвышенность Неджед, родину знаменитых арабских лошадей, частью раскаленную пустыню, где кочевники пасут свои стада на скудных пастбищах, где вырастает трава после сильных периодических дождей. Между Неджедом и Чермным морем расположена плодородная горная страна Геджас с двумя священными для магометан городами, Меккой и Мединой. Южнее Геджаса расположена прибрежная страна Йемен, богатая водой. Южная береговая полоса Гадрамаут — родина ладана, смирны и бальзама. Самый восточный мыс Аравии, Оман, представляет горную страну с торговым городом Маскатом. Собственно Аравия называлась «счастливой Аравией»; это название произошло от непонимания значения слова Йемен, которое обозначает (землю) направо, в противоположность Шам (земля) налево, т.е. Сирия. Названия эти были даны, вероятно, потому, что арабы, совершая молитвы в Мекке, обращаются лицом к востоку, и тогда Сирия расположена от них налево.
От собственно Аравии надо отличать Аравийскую пустыню, или северную Аравию, являющуюся ее продолжением. Это обширное пространство, расположенное между Галаадом на западе и Евфратом на востоке, населено бедуинами, которые кочуют там таким же образом, как некогда древние измаильтяне и сыны Кидара. Это сухая и очень жаркая песчанная пустыня, где изредка встречается пальма, близ источника с соленоватой водой. Это та Аравия, которую посетил ап. Павел (Гал 1:17).
Наконец Горная Аравия — область на северо-западной границе Аравийского полуострова, заключающая гористый Синайский полуостров и Иудейскую пустыню. Может быть, эта часть Аравии получила название горной (Petraea) от города Петры. см. «Села 2». Это пространство было заселено с древнейших времен хорреями, потом идумеями, амаликитянами и другими племенами. Несмотря на то, что это наименьшая из трех частей Аравии, — она более всех богата священными воспоминаниями. Здесь были расположены Кадес-Варни, Вирсавия, Герар и множество других мест, известных со времен патриархов. Здесь, на Хориве, Моисей видел горящий терновый куст, и Илия ощущал веяние тихого ветра (3Цар 19:2); здесь в течение 40 лет странствовали израильтяне.
Аравия в начале населялась различными племенами, м.б. хамитского или семитского происхождения: потомками Иоктана, Хуша, Авраама со стороны Хеттуры, Измаила, Исава и Лота.
Народы эти не особенно отличались друг от друга и со временем смешались (Быт 10:7, Быт 25:2-15, Быт 27:1, Быт 36:1). Никакие рассказы древних о племенах Аравии не подтверждаются так преданиями самих арабов, как подтверждаются ими рассказы Библии. Потомки Хуша и Иоктана жили в южной части, а измаильтяне, агаряне и идумеяне населяли северную часть Аравии. Конечно, теперь, по прошествии 40 столетий, невозможно различить следы предков многочисленных арабских племен. Все эти племена со своими различными преданиями и обычаями проводят жизнь в постоянной вражде с соседями, но все же составляют единый народ, отличающийся от других народов. Единственное различие между ними то, что одни живут в городах, напр., в южной части Аравии, другие же, так называемые бедуины, ведут кочевой образ жизни, питаясь от своих стад, а иногда грабежом и разбоем. Каждое племя разделено на роды, которые управляются шейхом, или родоначальником.
В древнее время арабы были идолопоклонниками: они поклонялись небесным светилам и разным священным предметам, как, напр., упавшему с неба черному камню в Мекке, вероятно метеору. В настоящее время они номинально — магометане, хотя эта религия имеет на них мало влияния. Отделенные от других народов и по большей части свободные от чужеземного гнета, арабы придерживаются старинных обычаев, исследование которых бросает свет на библейское повествование. Они сохранили в чистоте древний язык и, так как он родственен еврейскому, то является весьма ценным для изучения Ветхого Завета.
а) «земля восточная» (евр. Эрец-Кедем) (Быт 25:6); «Восток» (евр. Кедем; русский перевод — восточный. Быт 10:30, Чис 23:7), и «земля сынов Востока» (Быт 29:1). Ее народ называется «восточным», «сынами Востока» и т.п. (Суд 7:12, Иез 25:4).
б) «Аравия» от слова араб, т.е. житель пустыни или степной житель (2Пар 9:14, Ис 21:13, Иез 27:21). Эти названия, может быть, не обозначали всей Аравии, но только несколько ее племен, вместе с землей, которую они населяли.
Аравия делится на три части:
1) собственно Аравия,
2) северная Аравия
3) горная (каменистая) Аравия.
Собственно Аравия или Аравийский полуостров находится в юго-западной части Азии, между Персидским заливом и Евфратом на востоке и Чермным морем на западе. На юге эта страна омывается Индийским океаном, а на севере не имеет определенной границы, сливаясь с Сирийской пустыней. Аравия очень обширна: ее протяжение с севера на юг равно 2700 км и с востока на запад 1000 км. Количество населения неопределенно. Внутри полуостров представляет частью возвышенность Неджед, родину знаменитых арабских лошадей, частью раскаленную пустыню, где кочевники пасут свои стада на скудных пастбищах, где вырастает трава после сильных периодических дождей. Между Неджедом и Чермным морем расположена плодородная горная страна Геджас с двумя священными для магометан городами, Меккой и Мединой. Южнее Геджаса расположена прибрежная страна Йемен, богатая водой. Южная береговая полоса Гадрамаут — родина ладана, смирны и бальзама. Самый восточный мыс Аравии, Оман, представляет горную страну с торговым городом Маскатом. Собственно Аравия называлась «счастливой Аравией»; это название произошло от непонимания значения слова Йемен, которое обозначает (землю) направо, в противоположность Шам (земля) налево, т.е. Сирия. Названия эти были даны, вероятно, потому, что арабы, совершая молитвы в Мекке, обращаются лицом к востоку, и тогда Сирия расположена от них налево.
От собственно Аравии надо отличать Аравийскую пустыню, или северную Аравию, являющуюся ее продолжением. Это обширное пространство, расположенное между Галаадом на западе и Евфратом на востоке, населено бедуинами, которые кочуют там таким же образом, как некогда древние измаильтяне и сыны Кидара. Это сухая и очень жаркая песчанная пустыня, где изредка встречается пальма, близ источника с соленоватой водой. Это та Аравия, которую посетил ап. Павел (Гал 1:17).
Наконец Горная Аравия — область на северо-западной границе Аравийского полуострова, заключающая гористый Синайский полуостров и Иудейскую пустыню. Может быть, эта часть Аравии получила название горной (Petraea) от города Петры. см. «Села 2». Это пространство было заселено с древнейших времен хорреями, потом идумеями, амаликитянами и другими племенами. Несмотря на то, что это наименьшая из трех частей Аравии, — она более всех богата священными воспоминаниями. Здесь были расположены Кадес-Варни, Вирсавия, Герар и множество других мест, известных со времен патриархов. Здесь, на Хориве, Моисей видел горящий терновый куст, и Илия ощущал веяние тихого ветра (3Цар 19:2); здесь в течение 40 лет странствовали израильтяне.
Аравия в начале населялась различными племенами, м.б. хамитского или семитского происхождения: потомками Иоктана, Хуша, Авраама со стороны Хеттуры, Измаила, Исава и Лота.
Народы эти не особенно отличались друг от друга и со временем смешались (Быт 10:7, Быт 25:2-15, Быт 27:1, Быт 36:1). Никакие рассказы древних о племенах Аравии не подтверждаются так преданиями самих арабов, как подтверждаются ими рассказы Библии. Потомки Хуша и Иоктана жили в южной части, а измаильтяне, агаряне и идумеяне населяли северную часть Аравии. Конечно, теперь, по прошествии 40 столетий, невозможно различить следы предков многочисленных арабских племен. Все эти племена со своими различными преданиями и обычаями проводят жизнь в постоянной вражде с соседями, но все же составляют единый народ, отличающийся от других народов. Единственное различие между ними то, что одни живут в городах, напр., в южной части Аравии, другие же, так называемые бедуины, ведут кочевой образ жизни, питаясь от своих стад, а иногда грабежом и разбоем. Каждое племя разделено на роды, которые управляются шейхом, или родоначальником.
В древнее время арабы были идолопоклонниками: они поклонялись небесным светилам и разным священным предметам, как, напр., упавшему с неба черному камню в Мекке, вероятно метеору. В настоящее время они номинально — магометане, хотя эта религия имеет на них мало влияния. Отделенные от других народов и по большей части свободные от чужеземного гнета, арабы придерживаются старинных обычаев, исследование которых бросает свет на библейское повествование. Они сохранили в чистоте древний язык и, так как он родственен еврейскому, то является весьма ценным для изучения Ветхого Завета.