Загрузка

артаксеркс

В Библии слово "артаксеркс" упоминается в 14 стихах.

1Езд 7 : 11
И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле:
1Езд 7 : 12
Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному, и прочее.
2Езд 8 : 9
Царь Артаксеркс Ездре, священнику и чтецу закона Господня, радоваться.
2Езд 8 : 19
И вот я, царь Артаксеркс, повелел казнохранителям Сирии и Финикии, чтобы они всё, чего потребует Ездра, священник и чтец закона Всевышнего Бога, исправно давали ему, даже до ста талантов серебра,
Есф 1 : 1
[Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот — день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных. — Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего, что Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце…] [И сказал Мардохей: от Бога было это, ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея — это я и Амон; народы — это собравшиеся истребить имя Иудеев; а народ мой — это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасенные…] И было [после сего] во дни Артаксеркса, -- этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, --
Есф 1 : 2
в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,
Есф 1 : 17
потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.
Есф 3 : 1
После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;
Есф 3 : 13
И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить. [Вот список с этого письма: великий царь Артаксеркс начальствующим от Индии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и подчиненным им наместникам. Царствуя над многими народами и властвуя над всею вселенною, я хотел, не превозносясь гордостью власти, но управляя всегда кротко и тихо, сделать жизнь подданных постоянно безмятежною и, соблюдая царство свое мирным и удобопроходимым до пределов его, восстановить желаемый для всех людей мир. Когда же я спросил советников, каким бы образом привести это в исполнение, то отличающийся у нас мудростью и пользующийся неизменным благоволением, и доказавший твердую верность, и получивший вторую честь по царе, Аман объяснил нам, что во всех племенах вселенной замешался один враждебный народ, по законам своим противный всякому народу, постоянно пренебрегающий царскими повелениями, дабы не благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление. Итак, узнав, что один только этот народ всегда противится всякому человеку, ведет образ жизни, чуждый законам, и, противясь нашим действиям, совершает величайшие злодеяния, чтобы царство наше не достигло благосостояния, мы повелели указанных вам в грамотах Амана, поставленного над делами и второго отца нашего, всех с женами и детьми всецело истребить вражескими мечами, без всякого сожаления и пощады, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара настоящего года, чтобы эти и прежде и теперь враждебные люди, быв в один день насильно низвергнуты в преисподнюю, не препятствовали нам в последующее время проводить жизнь мирно и безмятежно до конца.]
Есф 7 : 5
И отвечал царь Артаксеркс и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?
Есф 8 : 1
В тот день царь Артаксеркс отдал царице Есфири дом Амана, врага Иудеев; а Мардохей вошел пред лице царя, ибо Есфирь объявила, что он для нее.
Есф 8 : 7
И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев;
Есф 8 : 12
в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара. [Список с этого указа следующий: великий царь Артаксеркс начальствующим от Индии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и властителям, доброжелательствующим нам, радоваться. Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость, покушаются строить козни самим благодетелям своим, не только теряют чувство человеческой признательности, но, кичась надменностью безумных, преступно думают избежать суда всё и всегда видящего Бога. Но часто и многие, будучи облечены властью, чтоб устроять дела доверивших им друзей, своим убеждением делают их виновниками пролития невинной крови и подвергают неисправимым бедствиям, хитросплетением коварной лжи обманывая непорочное благомыслие державных. Это можно видеть не столько из древних историй, как мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами злобою недостойно властвующих. Посему нужно озаботиться на последующее время, чтобы нам устроить царство безмятежным для всех людей в мире, не допуская изменений, но представляющиеся дела обсуждая с надлежащей предусмотрительностью. Так Аман Амадафов, Македонянин, поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости, быв принят у нас гостем, удостоился благосклонности, которую мы имеем ко всякому народу, настолько, что был провозглашен нашим отцом и почитаем всеми, представляя второе лицо при царском престоле; но, не умерив гордости, замышлял лишить нас власти и души, а нашего спасителя и всегдашнего благодетеля Мардохея и непорочную общницу царства Есфирь, со всем народом их, домогался разнообразными коварными мерами погубить. Таким образом он думал сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам. Мы же находим Иудеев, осужденных этим злодеем на истребление, не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живаго Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии. Посему вы хорошо сделаете, не приводя в исполнение грамот, посланных Аманом Амадафовым; ибо он, совершивший это, при воротах Сузских повешен со всем домом, по воле владычествующего всем Бога, воздавшего ему скоро достойный суд. Список же с этого указа выставив на всяком месте открыто, оставьте Иудеев пользоваться своими законами и содействуйте им, чтобы восстававшим на них во время скорби они могли отмстить в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, в самый тот день. Ибо владычествующий над всем Бог, вместо погибели избранного рода, устроил им такую радость. И вы, в числе именитых праздников ваших, проводите сей знаменитый день со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение для нас и для благорасположенных к нам Персов и погубление строивших нам козни. Всякий город или область вообще, которая не исполнит сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною.]
Есф 10 : 1
Потом наложил царь Артаксеркс подать на землю и на острова морские.
Слово Артаксеркс найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Артаксеркс (אַרְתַּחְשַׁסְתְּא ,אַרְתַּחְשַׁשְׁתָּא = могущественный царь (Ges. р. 101. Fürst 1. р. 144); Ἀρταξέρξης, Ἀρθασασθά; Artaxerxes; Артаѯе́рѯъ). – Имя это принадлежит разным царям персидским. По возвращении иудеев из плена, цари персидские были: Кир, давший иудеям свободу возвратиться в свое отечество (в 537 г. до Р. Хр.); Камбиз и Смердис (у LXX. и в Слав. Ассуиръ и Арфасафанъ – 530–522 г.), препятствовавшее строению Храма; Дарий Истаспов, при котором Храм построен и освящен (522–486 г. до Р. Хр.); Ксеркс, сын Дария Истаспа (486–465 г. до P. Хр.); Артаксеркс I, Лонгиман, покровитель иудеев (465–424 г. до Р. Хр.); Дарий Ноф (423–403 г. до Р. Хр.); Артаксеркс II, Мнемон (404–361 г.); Артаксеркс III (361–88S г.) и Арсес (388–386 г.), при которых царство Персидское склонилось к падению; Дарий Кодоман (336–331 г. до Р. Хр.), при котором царство Персидское разрушено Александром Македонским, и все досталось победителю (в 831 г. до Р. Хр.). Сн. Шлосс. Всем. Ист. Т. I. стр. 64–66, 68–69. Из указанных здесь государей персидских, под именем Артаксеркса, в Св. Писании упоминаются следующие государи:

Большой библейский словарь :
(I) «буду смирен и беден» (ahasuerus)

1. Персидский царь, известный западным читателям как Ксеркс I (486-465 до Р.Х.); сын и преемник Дария I (Гистасп).

В Езд 4:6 упоминается, что Артаксеркс получал письма с обвинениями против иудеев, которые восстанавливали храм. В основном роль Артаксеркса в библейской истории связана с Книгой Есфирь. Согласно греческому историку Геродоту, на третий год своего правления Ксеркс (Артаксеркс) собрал совет своих сановников, планируя вторжение в Грецию. Книга Есфирь начинается с описания пира, возможно, связанного с этим моментом. Греческая кампания, которая началась в 480 г. до Р.Х., не увенчалась успехом. После нее Артаксеркс занялся решением частных проблем, подобно тем, что описаны в Книге Есфирь. Иудеянка, героиня книги, была второй женой Ксеркса (Артаксеркса).

Она и ее дядя Мардохей повлияли на царя и побудили его отменить указ, приговаривавший всех иудеев к смерти. Артаксеркс повесил Амана, своего первого министра, который попросил его издать этот указ. Артаксеркс, который управлял огромной территорией «от Индии и до Ефиопии» (Есф 1:1), славился грандиозными постройками, возведенными им в Сузах и Персеполисе. Его правление завершилось в 465 г. до Р.Х., когда он был убит в собственной спальне. В Тов 14:15 его называют покорителем Ниневии, но этого явно не может быть: Ниневия была разрушена в 612 г. до Р.Х., примерно за 100 лет до рождения Артаксеркса. Смотрите: Израиль, история, Есфирь, книга; Персия.

2. Отец Дария Мидийского (Дан 9:1).

Кому из царей соответствует это имя в светской истории — неизвестно.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Артаксеркс: 1) [евр. → Ахашверош (2)];

2) перситский царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий), сын и преемник Ксеркса. Царствовал в 464–424 гг. до Р.Х. Сначала, подстрекаемый врагами иудеев, он запретил всякое строительство в разрушенном Иерусалиме (Езд 4:7–23), но позднее разрешил его (Езд 6:14). На шестом году своего правления (458 г. до Р.Х.) А. позволил Ездре и большому числу угнанных иудеев вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить службу в храме, и оказал ему в этом полную поддержку (Езд 7). Через 13 лет (445 г. до Р.Х.) А. удовлетворил просьбу Неемии, служившего у него в почетной должности виночерпия, и разрешил ему на год удалиться от придворной службы, чтобы тот смог, в качестве цар. наместника, восстановить Иерусалим (Неем 2:1–6).

Словарь Вихлицкого :
Общее наименование нескольких персидских царей. В период от Зоровавеля до Неемии Персией правили следующие цари:

• Кир (536-529 гг до РХ),

• Камбиз (529-522 гг до РХ) (Езд 4:7, Езд 4:8, Езд 4:11, Езд 4:23),

• Дарий 1 Гистасп (522-485 гг до РХ) (см. Дарий),

• Ксеркс (485-465 гг до РХ) (Есф 1:1, Есф 1:2),

• Артаксеркс 1 Лонгиман (длиннорукий) (465-425 гг до РХ) (Езд 6:14; Езд 7:1, Езд 7:7, Езд 7:11, Езд 7:21; Езд 8:1; Неем 2:1; Неем 5:14). (см. также Персия)
Словарь Никифорова :
Почетный титул царей Персидских. В Русских переводах Ветхозаветных книг встречаются три Мидо-Персидских царя под означенным названием: Езд 4:7, Езд 7:7 — один из царей этого имени препятствовал построению Иерусалимского храма. Этот царь, так много покровительствовавший врагам Иудеев, как не без основания думают, был лже-Смердиз из волхвов и царствовал только 8 месяцев. Езд 7:1-8, Неем 2:1-5 — царь Персидский, царствовавший 47 лет, особенный покровитель Иудеев. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре возвратиться в Иудею с теми из соотечественников, которые решатся следовать за ним, а через 14 лет после того дозволил Неемии, своему виночерпию, отправиться в Иудею для возобновления Иерусалима. Этот царь, как думают, был Артаксеркс Лонгиман. Еф 1:1-2 — супруг Есфири, предшественник Ксеркса, сына и преемника Дария Истаспова. Мы знаем, что он царствовал от Индии до Ефиопии над сто двадцатью семью областями, что дворец его находился в Сузах, столице Персии, и что в 3-й год своего царствования он устроил блестящий пир для своих князей; слуг и народа, — пир подробно описанный в Еф 1:3-8. Среди этого великолепного пира царь позвал пред свое лице Астинь, свою жену, чтобы показать ее гостям во всей красоте; она отказалась идти и посему была отделена от царя и лишена царского достоинства. Супругою Артаксеркса после сего сделалась Есфирь, двоюродная сестра и приемная дочь Мардохея, который в то время жил при дворце.
Словарь Нюстрема :
(евр. Артахшаста) царское имя, упоминается на персидских памятниках (Артаксхатра, т.е. могучий царь); у греков — Артаксеркс. Тот царь, о котором говорится 6 Библии (Езд 4:7, Неем 2:1) Артаксеркс Лонгиман (длиннорукий) — сын и наследник Ксеркса (465-424 г. до Р. Хр.). В начале своего царствования, вследствие интриг лукавых самарян, он приказал остановить работы по постройке Иерусалима (Езд 4:7-23), но позже издал приказ противоположный первому (Езд 6:14), и даже дал Ездре обширные полномочия для восстановления храма и богослужения в Иерусалиме (Езд 7:11-26). Он благоволил к Неемии (Неем 2:1).