(Gratitude) Выражение благодарности в ответ на благословения, защиту или любовь. В иудейско-христианской традиции благодарность нельзя воспринимать как орудие для управления Божьей волей. Она не должна быть вынужденной или насильственной; это скорее радостное выражение искренней преданности Богу. В ВЗ благодарение Бога было обязательным условием для наслаждения жизнью. Иудеи считали, что все творение свидетельствует о господстве Бога над всем сущим. Евреи благодарили Его за великолепие вселенной (Пс 18:2-5; Пс 32:6-9; Пс 103:1-24).
Когда они получали хорошие известия, то благодарили Бога за Его благость и великие дела (1Пар 16:8-12).
Когда же известия были плохими, они благодарили Бога за Его справедливость (Иов 1:21).
Те же самые чувства отражены в поздних иудейских трудах, в частности в Талмуде. Народ Израиля благодарил Бога за Его верность обетованиям завета:
(1) за избавление от врагов (Пс 17:18; Пс 29:2; Пс 43:2-9) и смерти (Пс 29:9-13; Ис 38:18-20);
(2) за прощение грехов (Пс 31:5; Пс 98:8; Пс 102:3; Ис 12:1);
(3) за ответы на молитву (Пс 27:6; Пс 65:19);
(4) за сострадание к скорбящим и гонимым (Пс 33:3; Пс 71:12);
(5) за осуществление справедливости (Втор 32:4; Пс 98:4) и
(6) за продолжение руководства ими (Пс 31:8; Ис 30:20-21).
Благодарность была такой важной составляющей религии Израиля, что большую часть многих обрядов и церемоний составляли благодарения. Во время благодарственных жертвоприношений иудеи признавали Божьи благословения (Лев 7:12-13; Лев 22:29; Пс 49:14).
Крики радости (Пс 41:5), хвалебные гимны (Пс 144:7; Пс 149:1), музыка и танцы (Пс 150:3-5) — все это придавало поклонению радостный настрой. Праздники отмечались в память о любви Бога к Своему народу, явленной в истории (Втор 16:9-15; 2Пар 30:21-22).
Царь Давид назначал левитов для благодарения (1Пар 16:4).
Этот обычай продолжался при царях Соломоне (2Пар 5:12-13) и Езекии (2Пар 31:2), а потом после возвращения из изгнания (Неем 11:17; Неем 12:24,27).
В НЗ темой благодарения стала любовь Бога, выраженная в искупительных деяниях Христа. Апостол Павел благодарит Бога за этот дар благодати (1Кор 1:4; 2Кор 9:15) и способность проповедовать Благую Весть (2Кор 2:14; 1Тим 1:12).
Павел был благодарен за духовные дары (1Кор 14:18).
Благодарность за любовь и веру среди верующих — частая тема его посланий (Рим 6:17; Еф 1:15-16; Флп 1:3-5; Кол 1:3-4; 1Фес 1:2-3).
Поскольку благодарность так тесно связана с верой, Павел призывает верующих благодарить за все (Рим 14:6; 1Фес 5:18).
Он велит христианам молиться с благодарением (Флп 4:6; Кол 4:2) во имя Христа, Который сделал благодарение возможным (Еф 5:20).
В своем учении о Вечере Господней Павел указывает, что христиане должны благодарить, как Господь «возблагодарил» (1Кор 11:24).
Когда они получали хорошие известия, то благодарили Бога за Его благость и великие дела (1Пар 16:8-12).
Когда же известия были плохими, они благодарили Бога за Его справедливость (Иов 1:21).
Те же самые чувства отражены в поздних иудейских трудах, в частности в Талмуде. Народ Израиля благодарил Бога за Его верность обетованиям завета:
(1) за избавление от врагов (Пс 17:18; Пс 29:2; Пс 43:2-9) и смерти (Пс 29:9-13; Ис 38:18-20);
(2) за прощение грехов (Пс 31:5; Пс 98:8; Пс 102:3; Ис 12:1);
(3) за ответы на молитву (Пс 27:6; Пс 65:19);
(4) за сострадание к скорбящим и гонимым (Пс 33:3; Пс 71:12);
(5) за осуществление справедливости (Втор 32:4; Пс 98:4) и
(6) за продолжение руководства ими (Пс 31:8; Ис 30:20-21).
Благодарность была такой важной составляющей религии Израиля, что большую часть многих обрядов и церемоний составляли благодарения. Во время благодарственных жертвоприношений иудеи признавали Божьи благословения (Лев 7:12-13; Лев 22:29; Пс 49:14).
Крики радости (Пс 41:5), хвалебные гимны (Пс 144:7; Пс 149:1), музыка и танцы (Пс 150:3-5) — все это придавало поклонению радостный настрой. Праздники отмечались в память о любви Бога к Своему народу, явленной в истории (Втор 16:9-15; 2Пар 30:21-22).
Царь Давид назначал левитов для благодарения (1Пар 16:4).
Этот обычай продолжался при царях Соломоне (2Пар 5:12-13) и Езекии (2Пар 31:2), а потом после возвращения из изгнания (Неем 11:17; Неем 12:24,27).
В НЗ темой благодарения стала любовь Бога, выраженная в искупительных деяниях Христа. Апостол Павел благодарит Бога за этот дар благодати (1Кор 1:4; 2Кор 9:15) и способность проповедовать Благую Весть (2Кор 2:14; 1Тим 1:12).
Павел был благодарен за духовные дары (1Кор 14:18).
Благодарность за любовь и веру среди верующих — частая тема его посланий (Рим 6:17; Еф 1:15-16; Флп 1:3-5; Кол 1:3-4; 1Фес 1:2-3).
Поскольку благодарность так тесно связана с верой, Павел призывает верующих благодарить за все (Рим 14:6; 1Фес 5:18).
Он велит христианам молиться с благодарением (Флп 4:6; Кол 4:2) во имя Христа, Который сделал благодарение возможным (Еф 5:20).
В своем учении о Вечере Господней Павел указывает, что христиане должны благодарить, как Господь «возблагодарил» (1Кор 11:24).