В общем плане богохульство может обозначать любое оскорбление, словом или действием, каким-то образом принижающее другого. В греческой литературе этот термин использовался по отношению к осмеянию или оскорблению живых и мертвых, но распространялся и на богов, что включало как сомнение в их силе, так и насмешки над природой Бога. В ВЗ богохульство прежде всего обозначает оскорбление Бога как в результате непосредственного выступления против Него, так и в результате косвенного осмеяния. Это любое действие, умаляющее славу и достоинство Бога, так что хула противоположна хвале. Израильтянин мог непосредственно оскорбить «Имя» Божье, проклиная Его (Лев 24:10-16) или сознательно не подчиняясь Божьему закону (Чис 15:30).
Такие богохульники приговаривались к смерти, как и идолопоклонники, совершившие тяжкое богохульство (Ис 66:3).
Считалось, что язычники, которые никогда не сталкивались с могуществом и величием Господа, скорее всего богохульники. Так, царь Ассирии богохульствовал, приравнивая Господа к богам уже покоренных им народов (4Цар 19:4-6).
За такую наглость царь был осужден на погибель по слову пророка Исаии. Бог подвергался хуле и в дни изгнания Израиля (Ис 52:5), когда Едом глумится над опустевшими «горами Израилевыми» (Иез 35:12), когда враги говорили, что Бог не защитил Иерусалим (Пс 73:18; 1Мак 2:6).
В НЗ понятие богохульства приобретает более широкое, греческое значение, потому что сюда относится оскорбление человека (Мф 15:19; смотрите также Рим 3:8; 1Кор 10:30; Еф 4:31; Тит 3:2), а не только Бога. Сюда относятся даже насмешки над ангельскими или демоническими силами, которые так же нехороши, как насмешки над любым другим существом (2Пет 2:10-12; Иуд 1:8-10).
Иначе говоря, НЗ полностью осуждает хулу, насмешки и злословие любого рода. Наиболее распространенная форма богохульства в НЗ — это хула против Бога. человек может оскорбить Бога непосредственно (Откр 13:6; Откр 16:9), насмехаясь над Его словом (Тит 2:5) или отвергая Его откровение и носителей оного (Деян 6:11).
Иисус был обвинен в богохульстве, когда претендовал на права, принадлежащие Богу, — власть прощать грехи (Мк 2:7).
В Ин 10:33-36 рассказывается о попытке побить Иисуса камнями; его обвинители говорили Ему: «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин 10:33).
Иисус был осужден высшим иудейским судом, синедрионом, по обвинению в богохульстве, потому что называл Себя Сыном Человеческим (Мессией), но по их мнению, не было никаких доказательств того, что Он — такая возвышенная личность, и им казалось, что Он насмехается над Мессией и, следовательно, над Самим Богом (Мк 14:64).
Естественно, ранние христиане смотрели на суд над Иисусом с другой точки зрения: стражники оскорбляли Иисуса (Лк 22:64-65), а толпа и два умирающих разбойника насмехались над Ним на кресте (Мк 15:29-32), что делает их настоящими богохульниками. Церковь, видя, как обошлись с ее Господом, была готова снести любые оскорбления, как личные (1Кор 4:13; 1Тим 1:13).