Загрузка

борода

В Библии слово "борода" упоминается в 1 стихах.
Другие формы слова : бороде, бороду, бороды, бородами, борода.

Иер 48 : 37
у каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище.
Слово Борода найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
БОРОДА ж. средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок. | Волос на щеках и подбородке: у раскольн. отечество. У кого борода клином, у кого заступом. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам с локоток, борода с ноготок. Старичок с кувшин, борода с аршин. Эка борода: с посконное повесмо. Мужик бородой оброс, оттого и не слышит. Борода выросла, а ума не вынесла. Борода с ворота, а ума с прикалиток. Борода нижегородка, а ус макарьевский. Не тряси головой, не быть с бородой. Ни уса, ни бороды; ни сохи, ни бороны. Бородой в люди не выйдешь. Борода глазам (уму) не замена. Борода глазам замена; иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду. На аршин борода, да ума ни на пядь. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Ус в честь, а борода и у козла есть. Была бы голова, будет и борода (и булава). Борода-трава, скосить можно. Борода лишняя тягота, Петр I. Без рубля бороды не отрастишь, современное Петра I. Мудрость в голове, а не в бороде. Сам свою бороду оплевал. Борода делу не помеха. Благодаря Христа, борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась. Борода - образ и подобие Божие, говорят раскольники. Режь наши головы, не тронь наши бороды, раскольники. Борода дороже головы, раскольники. По бороде Авраам, а по делам Хам. Про то ведают большие,у кого бороды пошире. По бороде, давно бы ему быть в воде. Не хватай за бороду, сорвешься - убьешся. Ум бороды не ждет (не спрашивает). Ум не в бороде, а в голове. Дом вести - не бородой (не вожжой) трясти. Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов. Принес свою бороду на посмешище городу. Нет бороды, так нечего и стричь (скоблить). Образ Божий не в бороде, noдобие не в усах, говорят о раскольниках. Кормил до уса, корми и до бороды; потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать. Ты с бородой, да я и сам с усам. Трясет козел бородой (не хочет), да за рога тащат. Поле маленько, распахано гладенько, ни сохой, ни бороной, чертовой бородой, печной под. И по бороде знать, что лопатой звать. Ходи с бородой на плече. Носи бороду на плече, оглядывайся. Верь бороде, а порука в воде, водяной. | Волос пучком на том же месте у некоторых животных, напр. у козла; такой же пучок на груди индюка, драхвы; мясистые балаболки под клювом петуха. Чертова борода, растен. Asparagus offic. дикая спаржа, перекатичник, холодец, заячий холодок, сосенка, сорочьи глаза, мухоморник, подсов, журавлиная ягода, громовой корень, пестик, какушка. | Растен. Asclepias. струковатое зелье, ласточник; | растен. Vincetoxicum officinale, стручечник, ласточник, лускач, змеиный корень. | Аронова борода, Arum, арон, образки, телячья нога. | Бородка, баранья трава, будто бы растен. Arnica; но ее в России нет, разве на Кавказе. | Борода или посед пчел, когда они сидят ворохом на улье и не работают. Завить бороду или борода завить, сев. окончить полевые работы, страду, жнитво: последний сноп не сжинается, а вяжется на корню и убирается цветами. Бородка, бородочка, бородушка умалит., бородина, бородища увелич., бороденка, бородишка унизит. | Бородка, всякого рода мохнатый пучок или опушка; напр. перо состоит из дудки, стебла и бородки (махалки); пушистая оторочка различных растений; | очески, плохой сорт пеньки. | Ключевая борода, припаянная к трубке ключа шашка, с нарезками по колесам замка, для отпирания и запирания его. Бородач м. кто не бреет бороды, носит бороду; у кого большая, окладистая борода; | растение Andropogon. Бородачка м. растен. Pogonia? Бородуля ж. новг. мужлан, бородатая баба, мужевидная женщина. Бородуля не мужик. Бородок или бродок м. пробойка, кузнечное орудие для пробивки дыр в железе, в виде круглого зубрила или остроклювного молотка, по обуху коего бьют. Бородунчик м. человек с двойным или с отвислым подбородком. Бородунья ж. олон. мухарь, большая комнатная муха. Бородастик м. птица? Бородатый, обросший бородою. Бог судит виноватого, кто обидит бородатого, мужичка. Бородастый, у кого большая борода. Бородастее белевского раскольника. Бородатить, снабжать, наделять бородою. Годы бородатят. Бородатеть, обрастать бородою, становиться бородатым. Люди бородатеют, умнеют. Борбодчатый, с бородкою, как у ключа, у пера, т. е. у вещи. Бородобрей м. промышляющий бритьем, брильщик, цирюльник. Бородобритие ср. бритье бороды; бородобритный, бородобрейный, к этому делу относящийся, брильный. Бородобрейня ж. брильня, цирюльня. Бородавка ж. небольшая шишка на теле, накожный нарост, обычно роговатой наружности; | подобная шишка на растениях. На бородавке бородка, волос. И бородавка телу прибавка. Бородавочный, к ней относящийся. Бородавочный волос, растен. жигучка, Clematis erecta; она же, или виды того же рода: бородавник, ломонос, дикоград, жигунец, пищая трава; | растение Cerinthe major, тельник, бородавник; | Chelidonium majus, чистяк, чистуха, чистотел, желтомолочник, розопаст? ластовица, желтый молочай. | Растение Psilonema calycinum. Бородавочник, -давница, растен. Lampsana communis, бересква, лочица. Бородавистый, на бородавку похожий; бородавчатый, усеянный бородавками. Бородаветь, порастать, покрываться бородавками.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

В ВЗ говорится о Б. и усах. Так, в Лев 13 и след. говорится о Б., а в Лев 13 той же книги и в 2Цар 19 речь идет об усах (в Синодальном переводе выражение «до усов» передано как «до уст»). В древности у разных народов бытовали различные обычаи стрижки волос. Египтяне, как правило, гладко выбривали лицо (Быт 41:14, евр. слово, переданное в Синодальном переводе как «остригся» означает также «побрился»), то же относилось и к филистимлянам. Израильтяне же носили Б., и насильственное обривание считалось позором (2Цар 10 и след.). За Б. регулярно ухаживали (2Цар 19:24). Сбривание Б. (Ис 15:2; Иер 41:5) или вырывание из нее волос (Езд 9:3) было знаком большого горя. В Лев 13 оворится, что прокаженные должны были закрывать лицо до усов (см. выше), включая и рот. То же делалось и при траурных обрядах (Иез 24:17,22; Мих 3 — в Синодальном переводе — «уста» вместо «усы»). В Лев 19:27; Лев 21 запрещалось подстригать края Б. и брить голову, т.к. это считалось атрибутом языч. траурных обрядов (Втор 14:1; Ам 8:10; Мих 1 → Плешивый, лысый). Возможно, при этом также имелся в виду распростран. языч. обряд принесения волос в жертву идолам.

Словарь Геце :

Евреи никогда не показывались без бороды 2Цар 10:5.

Даже священники носили бороду Пс 132:2.

Прикосновение к бороде — признак уважения. 2Цар 20:9.

Бритье бороды — большое оскорбление. 2Цар 10:45.

Течение слюны по бороде — признак слабоумия. 1Цар 21:13.

Во время скорби не заботятся о бороде 2Цар 19:24.

Во время скорби борода умалена. Иер 48:37.

Во время скорби борода обрита. Иер 41:5.

Во время скорби иногда вырваны волосы бороды Езд 9:3.

Ради умершего не разрешено портить края бороды Лев 19:27, Лев 21:5.

Иногда заболевает проказою. Лев 13:29, Лев 13:30.

У исцеленного прокаженного бреют бороду Лев 14:9.

Бритье бороды образ наказаний Божиих. Ис 7:20, Ис 15:2. Иез 5:1.

Словарь Никифорова :
(Лев 13:29-30) — со стороны Иудеев бороде оказывалось не мало внимания (Пс 132:2). Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду, или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали (Езд 9:3, Ис 15:2, Иер 41:5, Иер 48:37). Арабы даже и в настоящее время оказывают большую заботливость о бороде. Они торжественно клянутся ею и, чтоб выразить самые лучшие благожелания гостю или другу, обыкновенно говорят: да хранит Аллах твою бороду! Передают, что один Араб, раненый в нижнюю челюсть, решился скорее рискнуть жизнью, чем дозволить сбрить себе бороду для освидетельствования врачом раны. Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Из сего можно видеть, как сильно и язвительно было оскорбление, нанесенное царем Анноном посланным к нему от Давида (2Цар 10:4-5). Из сего также можно уразуметь особенную силу выражения в книге пророка Иезекииля (Иез 5:1-5). Египтяне имели обыкновение оставлять небольшой клок волос на краю подбородка. Иудейский закон (Лев 19:27) воспрещал подражание сему языческому обычаю. Прокаженные (Лев 13:45), равно как разные лица, во время плача, или сетования (Мих 3:7), закрывали усы, т.е. лице до верхней губы; но священники никогда не портили своей бороды. Ассирияне, как можно видеть на древних Ниневийских памятниках особенно занимались расческою своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды.
Словарь Нюстрема :
евр. закан. Евреи, в противоположность египтянам, носили длинную бороду (Быт 41:14). Запрещение в Лев 19:27, Лев 21:5: «не стригите бороды вашей кругом, и не порти края бороды твоей», вероятно, имеет в виду арабский обычай стричь бороду на щеках. Борода считалась украшением и подвергалась заботливому уходу (Пс 132:2). Лишить кого-либо бороды считалось бесчестием (2Цар 10:4 и дал., Срав. Ис 7:20, Ис 50:6). Во время большого горя сбривали или вырывали волосы на голове и бороде (Ис 15:2, Иер 41:5, Езд 9:3) или совершенно не ухаживали за ней (2Цар 19:24). Однажды спросили у турка, почему он не бреет бороды, подобно европейцам. «Брить бороду», пылко воскликнул тот: «Бог запрещает». Араб раненый в челюсть охотнее соглашался расстаться с жизнью, нежели обрить бороду для исследования врачом раны. Это объясняет степень бесчестия причиненного посланникам Давида (2Цар 10:4 и дал.).