Загрузка

брак

В Библии слово "брак" упоминается в 17 стихах.

Тов 6 : 13
Так послушайся меня; я поговорю с ее отцом и, когда мы возвратимся из Раг, совершим брак. Я знаю Рагуила: он никак не даст ее мужу чужому вопреки закону Моисееву; иначе повинен будет смерти, так как наследство следует получить тебе, а не другому кому.
Тов 9 : 2
брат Азария, возьми с собою раба и двух верблюдов и сходи в Раги Мидийские к Гаваилу; принеси мне серебро и самого его приведи ко мне на брак;
Тов 9 : 6
И на утро рано встали они вместе и пришли на брак. И благословил Товия жену свою.
Тов 11 : 18
и весело праздновали брак Товии семь дней.
1Макк 9 : 37
После сих происшествий сказали Ионафану и Симону, брату его, что сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту, дочь одного из знатных вельмож Хананейских.
1Макк 10 : 58
Царь Александр встретил его, и он выдал за него Клеопатру, дочь свою, и устроил брак ее в Птолемаиде, как прилично царям, с великою пышностью.
3Езд 16 : 45
вступающий в брак, - что не будут рождать детей, и не вступающие, - как вдовцы.
Лк 14 : 8
когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
Ин 2 : 1
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
Ин 2 : 2
Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
1Кор 7 : 9
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
1Кор 7 : 10
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, --
1Тим 4 : 3
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
1Тим 5 : 11
Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
1Тим 5 : 14
Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
Евр 13 : 4
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
Откр 19 : 7
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
Слово Брак найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
БРАК м. законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн. церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно?). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест. | В высш. знач. союз церкви с Господом, воссоединение человека через церковь. Брак без повенчания, сожительство. Брак морганический, когда несродная мужу, по происхождению, жена и дети ее лишаются родовых законных отцовских прав. Бракосочетание, брачение ср. венчание, повенчание четы, обряд освящения брака установленным церковью таинством. Брачный, относящийся ко браку, к свадьбе. Брачить кого, венчать, более употреб. обрачить; брачиться, сочетаться браком, венчаться, быть обвенчанным. БРАК м. немецк. товар, оказавшийся негодным, порченым или ниже должной доброты. Из браку можно иногда выбрать годную вещь. | Бракование, браковка. Целый день занимался браком. Браковать что, разбирать товар по доброте, на разные сорта (руки); сортировать. | Признавать негодным в дело. Ты за что мою работу бракуешь? Браковаться, быть бракуему. Отпускной товар бракуется, пересматривается приставом, разбирается по достоинству на известные руки, разряды. Бракование ср. браковка ж. брак м. действие бракующего; браковой, относящийся до брака, браковки. Браковщик м. браковщица ж. пристав для браковки товаров; вообще всякий, кто разбирает товар по сортам, или бракует вещь, признавая ее негодною.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Брак

I 1) в соотв. с обществ. и правовыми нормами, Б. подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Б. состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18,20,23; ср. Притч 5 и след.; Мф 19:4–6). Согласно Быт 1 и след., Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;

2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в евр. Библии нет четкого понятия Б.; в значит. большей мере, как в ист. повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практич. стороне Б.: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению Б, и т.п. Б. в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом (ср. Ос 2:1; Мал 2:14). Установление института Б. делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Б. человек делает выбор и принимает на себя определ. обязательства, что способствует организации и сплочению человеч. общества. Библия считает, что одной из задач Б. является искоренение блуда (1Кор 7:2). Важную роль в Б. играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126 и след.). Рождение детей — это Божье благословение, не получить этот дар — значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1; 1Цар 1 и след.);

3) несмотря на то, что в Быт 1–2 явно подразумевается моногамный Б., т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израил. обществе долгое время царила полигамия (в отличие, напр., от Вавилонии, которая уже прим. к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израил. цари — вплоть до периода НЗ. Из Втор 21:15–17 ясно, что о Б. мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Б. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) вступление в Б. начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4; Быт 38:6; Суд 14:2); в редких случаях предложение о Б. могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и след.), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли к.-л. с таким поручением к родителям невесты (ср. Быт 24 и след.). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого Б. (ср. слова «были в тягость» в Быт 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2 и след.; Руф 2 и след.). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30; Суд 21 и след.). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему воен. или проч. помощь (ср. Быт 34:11 и след.; Нав 15:16; Суд 1:12; 1Цар 17:25; 1Цар 18:25). Из текста Исх 20 идно, что жена практич. причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключ. брачный договор (упоминание о письм. договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [еврейское баал], которому она была обязана хранить верность (Втор 22:23–27). В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Б.; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определ. времени взять обрученную в свой дом;

2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн 3:11; Ис 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44 и след.). В честь торжества зажигали факелы и → светильники (ср. Мф 25 и след.). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27; Суд 14:12). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65). От отца она получала приданое (Нав 15:19) — скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее (Руф 3:9);

3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (см. 2Цар 5:13; 3Цар 11:1–8). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Быт 16:1; Быт 21:1; Быт 29:30; Быт 30 и след. говорится о том, какие трудности возникали в Б., если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) средний возраст вступавших в Б. израильтян составлял 18 лет (→ Юность, молодость, IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша — 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собств. роду или племени (Быт 24:1; Суд 14:3). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Чис 36:5–12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал Б. между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7–17; Лев 20:11; 2Цар 16:21). Запрещались и Б. между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9; ср. Быт 20:12), а также Б. одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18). В ранний период израил. истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт 41:45 — Иосиф; Исх 2:21; Чис 12 — Моисей; ср. также Суд 14:1; 2Цар 11:3), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее Б. с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Втор 7:1–4; Втор 20 и след.; Втор 21 и след.; Езд 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1–11), который под влиянием своих иноплем. жен отошел от веры в единого Бога;

2) особые установления действовали в отношении Б. СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;

3) у израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Б.), цель которого — не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени» (Быт 38:8; Втор 25:5–10). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собств. невестке была запрещена (Лев 18:16; Лев 20:21).

IV. Поскольку в Б. учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. большей свободой, чем женщины. → Муж (II):

1) состоя в Б., муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обруч. с другим мужчиной женщиной (Исх 20:17; Лев 20:10). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх 20 перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22 и след.). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20–22). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22 и след.; Втор 22 и след.). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22 и след.). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16–19; Притч 6:24–35; Притч 7:5–27;

2) о привилегиях мужчины свидетельствует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определ. меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты напис. на свитке проклятия. Если жена была виновна в супруж. измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Чис 5:11–31);

3) РАЗВОД также являлся исключит. прерогативой мужчины. В соответствии с Втор 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное». Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис 50:1), с которым женщина могла вернуться в родит. дом (Лев 22:13) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (→ Девица, дева) свадьбы (Втор 22:13–19). Об участи вдов → Вдова.

V.: 1) уже пророки (см. Мал 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал 2:16: «Я ненавижу развод, говорит Господь», — так говорится в пер. М.Лютера и в ряде совр. пер.; евр. текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; ср., однако, расторжение Б. с иноплем. женами при Ездре и Неемии: Езд 10:1; Неем 13 и след.). Они считали моногамный Б. единственно возможной в нравств. отношении формой брачного союза (см. Ис 54 и след.; Ос 2 и след.). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19 и след.; Мк 10:2–12). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5 и след.). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию. Единств. исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния» (Мф 19:9). Об этом упоминается только в назв. стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2–11; ср. Втор 22:24);

2) для Павла Б. также означает обязательство безусловной верности (1Кор 7 и след.). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор 6:9,11; 1Фес 4:3; Евр 13:4). В частн., Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7 и след.). Здесь вновь возникает тема отказа от Б. во имя Царства Божиего (ср. 1Кор 7:32 и след.). В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и след. Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Лк 14:20; также → Тело, IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Б. невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7 и след.). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7 и след.); если неверующий расторгает Б., то христианин не связан обязательством сохранять узы Б.. Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (ср. Лк 14:26; Еф 5 и след.; Кол 3 и след.). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеч. различия (ср. 1Кор 11 и след.; Гал 3:28; Кол 3:11).

Это стирание различий между теми, кто «во Христе» (см. Кол 3 и след.; Гал 3 и след.), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практич. жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10). → Женщина (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены» (1Тим 3:2,12; Тит 1:6); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа» (1Тим 5:9). Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор 6:9).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Б. как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (ср. Ис 54 и след.; Ис 62:5; Иер 2 и след.; Иер 3:1; Ос 2 и след.), что, в свою очередь, не может не иметь знаменат. значения для человеч. Б.: в Еф 5 Б. как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение — раз и навсегда. Так «Б.» применит. к отношениям между Богом и Его народом — а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Ос 2:20) — олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеч. неверности.

Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соотв., отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (ср. Иер 3:6 и след.; Иер 5 и след.; Иер 13 и след.; Иез 16:1; Ос 2 и след. и др.). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном» (см. Мф 12:39; Мк 8:38; Откр 2:22). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраж. в Откр 19:7; Откр 21:2; Откр 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. → Любовь.

Словарь Геце :

Его установление и цель:

Быт 1:27. Мф 19:4−5. Быт 1:28. Быт 2:18.

Законоположение о браке в Ветхом Завете:

Наряду с нормальным единобрачием — одноженством допущены без порицаиия и случаи многоженства — две, три жены и более: Авраам, Иаков, Давид: Быт 16:2, Быт 29:20; 1Цар 18:27, 1Цар 25:40, 1Цар 25:43.

Запрещались браки с хананеянками (Исх 34:16) и близкими родственницами (Лев 18:6); однако Руфь, праматерь Давида, была моавитянка (Руфь 1:4).

Развод разрешается мужу «если он нашел что-нибудь срамное в жене», но он должен отпустить ее не иначе, как с разводным письмом, т. е. с удостоверением об отказе от нея, на основании которого она получает право снова выйти замуж, Втор 24:1, Втор 24:2.

Прелюбодеяние карается смертью: Исх 20:13−14. Лев 20:10. Втор 22:22.

Законоположение о браке в Новом Завете:

Брак, как установление Божие, нерасторжим; развод допустим только в случае фактического нарушения супружеской верности. Мф 5:31−32, Мф 19:6−9; 1Кор 7:39. Рим 7:2.

Христианский брак должен быть чистым в любви. Еф 5:22, Еф 5:23, Еф 5:25; Евр 13:4; 1Пет 3:7; 1Фес 4:3; 1Кор 7:13−14; Мф 5:28.

И Новый Завет видит в браке нормальное — ибо согласное с творческим планом Божиим — состояние человека; исключения должны иметь свою особою причину.

Не только Иисус (см. выше Мф 19:4 и т. д.), но и ап. Павел видит в браке явление нормальное: 1Тим 2:15, 1Тим 4:3−4; 1Тим 5:14.

Исключения имеют свою особою причину. Мф 19:12, (т. е. воздерживаются от брака, как ап. Павел, ради работы для Царства Небеснаго). 1Кор 7:26, (т. е. в безбрачии).

Его назначение:

Благо человека. Быт 2:18.

Размножение рода людского. Быт 1:28, Быт 9:1.

Производство угодного Богу потомства. Мал 2:15.

Предупреждение блуда. 1Кор 7:2.

Ожидание обетованного семени жены. Быт 3:15, Быт 4:1.

Признан законом. 1Кор 7:2, 28; 1Тим 5:14.

Почетен для всех. Евр 13:4.

Лишь в Господе должен был заключен. 1Кор 7:39.

Состоит в соединении обоих супругов. Мф 19:6.

Влечет за собою родство. 3Цар 3:1.

Мужья берут себе жен. Исх 2:1.

Дочерей отдают за сыновей и сыновей за дочерей. Втор 7:3. Езд 9:12.

Нерасторжим при жизни супругов. Мф 19:6. Рим 7:2−3; 1Кор 7:39.

Давнее происхождение многоженства. Быт 4:19.

В период патриархов происходили между близкими родственниками. Быт 20:12, Быт 24:24, Быт 28:2.

Нередко заключались родителями брачущихся. Быт 24:49−51, Быт 34:6 Быт 8:1.

Происходили с согласия родителей. Быт 28:8. Суд 14:2−3.

Согласие сторон есть непременное условие. Быт 24:57−58; 1Цар 18:20, 1Цар 25:41.

Родители иногда не соглашались на брак детей. Исх 22:17. Втор 7:3.

Евреям запрещены между близкими родственниками. Лев 18:6.

Не разрешались с язычниками. Втор 7:3−4. Нав 23:12. Езд 9:11−12.

Нередко заключались с чужестранцами. 3Цар 11:1. Неем 13:23.

Евреи иногда впадали в многоженство. 3Цар 11:1, 3Цар 11:3.

Осторожность родителей в отношении брака их детей. Быт 24:2−3, Быт 28:1−2.

Предшествовала помолвка. Втор 20:7; Суд 14:5, 7; Мф 1:18.

Хорошо совершать в молодых годах. Притч 2:17; Иоиль 1:8.

Нередко совершались внутри колен у евреев. Исх 2:1; Чис 36:6−13; Лк 1:5, 27.

Вдову брал обыкновенно брат умершего мужа, если брак был бездетен. Втор 25:5; Мф 22:24.

Позорным считалось не быть в браке Ис 4:1.

Поводом к скорби было безбрачие. Суд 11:38.

За безбрачие полагалось нередко взыскание. Иер 7:34, Иер 16:9, Иер 25:10.

По жестокосердию евреев им разрешалось разводиться. Втор 24:1. Мф 19:7−8.

Вступившие в брак освобождались временно от немедленного выступления в поход. Втор 20:7.

Священники не должны вступать в брак с разведенными или нечистыми. Лев 21:7.

Первосвященник не должен вступать в брак со вдовою или разведенной. Лев 21:14.

Совершались браки при воротах и при свидетелях. Руфь 4, 1, 10-11.

Обряд сватовства. Быт 24:3−4, Быт 34:6, Быт 34:8; 1Цар 25:39−40.

Старших дочерей выдавали замуж обычно ранее младших. Быт 29:26.

Приданое выдавалось родителям женщины до брака Быт 29:18, Быт 34:12; 1Цар 18:27−28; Ос 3:2.

Совершались браки с шумной радостью. Иер 33:11. Ин 3:29.

Сопровождались празднествами. Быт 29:22. Суд 14:10. Мф 22:2−3. Ин 2:1−10.

Празднество продолжалось семь дней. Суд 14:12.

Заключение сопровождалось благословением. Быт 24:60. Руфь 4:11−12.

Невеста:

Предварительно получала подарки. Быт 24:53.

К ней приставлялась прислужница. Быт 24:59, Быт 29:24, Быт 29:29.

Украшалась драгоценностями. Ис 49:18, Ис 61:10.

Одевалась роскошно. Пс 44:13−14.

Подруги окружали ее. Пс 44:15.

Стояла по правую руку жениха. Пс 44:10.

Приглашалась забыть дом отчий. Пс 44:11.

Жених:

Украшался нарядами. Ис 61:10.

Окружен был дружками. Суд 14:11. Ин 3:29.

Получал подарки. Пс 44:13.

Увенчан был венками. Песн 3:11.

Радовался невесте. Ис 62:5.

Ночью возвращался с невестою в дом свой. Мф 25:1−6.

Гостям предлагалась праздничная одежда. Мф 22:12.

Неверность среди обрученных наказывалась также, как и среди женатых. Втор 22:23−24. Мф 1:19.

В переносном смысле:

О союзе Бога с еврейским народом. Ис 54:53. Иер 3:14. Ос 2:19−20.

О союзе Христа с Церковью. Еф 5:1, Еф 23:1-24:1, Еф 32:1.

Брак установлен Богом. Быт 2:18, Быт 2:22−24. Мф 19:4−6. Мк 10:6−9. Еф 5:31.

Брак законен для всех христиан. 1Кор 7:2, 1Кор 7:28, 1Кор 9:5; 1Тим 5:14.

Брак должен быть честен у всех христиан. Евр 13:4.

Брак иногда необходим. 1Кор 7:2, 1Кор 7:9; 1Тим 5:14.

Не все способны к браку Мф 19:10−12; 1Кор 7:8.

Обязанности брака Еф 5:28.

Мысли ап. Павла о браке 1Кор 7:25−40.

Брак не расторжим до смерти одного из супругов. Мф 19:6. Мк 10:9. Рим 7:2, Рим 7:3; 1Кор 7:10, 1Кор 7:11, 1Кор 7:39.

Позволительно ли разводиться мужу со своею женою? Мф 19:3; Мк 10:2.

Развод допускался законом Моисеевым. Втор 24:1; Иер 3:1; Мф 5:31, Мф 19:7. Мк 10:4.

Причина этого допущения. Мф 19:8; Мк 10:5.

Закон развода. Мал 2:14−16; Мф 5:32, Мф 19:32. Мк 10:11 Мк 12:1. Лк 16:18; Рим 7:3; 1Кор 7:10, 1Кор 7:11, 1Кор 7:39.

Не должен быть заключаем верными с неверными. Втор 7:3. Нав 23:12. Езд 10:10; Неем 13:27; 1Кор 7:39.

Брак есть прообраз единения Христа с Его Церковью. Ис 62:5. Иер 3:14. Еф 5:23−32. Откр 19:7, Откр 21:2, Откр 21:9.

Брак не будет существовать на небе. Мф 22:30. Мк 12:25. Лк 20:35.

Запрещение брака составляет один из признаков отступничества от веры. 1Тим 4:3.

Словарь Никифорова :
Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). По учению Православной Церкви, брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Что брак есть таинство, это видно из послания ап. Павла к Ефесеям (Быт 5:31,32). Подробнее о браке см. «Библейский словарь» Верховского стр. 230-236 и словарь протоиер. Солярского, т. IV, стр. 709-711.
Словарь Нюстрема :
евр. несуин.

1) Установление брака, т.е. соединения одного мужчины и одной женщины, как видно из первой книги Библии, относится к началу создания человечества в Едемском саду, где Бог дал в помощь Адаму жену, сотворенную из его собственного существа (Быт 2:18), почему человек и должен оставить отца и мать свою, и прилепиться к жене своей, «и будут двое одна плоть» (Быт 2:24). Следовательно, супружество по своей идее и по существу с самого начала является соединением двух людей. Несмотря на примеры многоженства, которые упоминаются в Библии и ею прямо не осуждаются, единобрачие все-таки представляется, в основе своей, как нормальный брак. Св. Писание восхваляет семейное счастье картинами, взятыми только из единобрачия (Притч 12:4, Притч 19:14, Притч 31:10 и дал., Пс 127); им символизируется взаимоотношение между Богом и Его народом (Ис 54:5 и дал., Ос 2:3). Исключением из этого является место в Иез 23:4, где говорится, что Господь взял себе в жены двух сестер, Иуду и Израиля. Двоебрачие допустил в первый раз Ламех, потомок Каина (Быт 4:19).

2) Законы о супружестве. Установленые Моисеем законы относительно препятствий к супружеству и воспрещение браков между родственниками были довольно строги, сравнительно с существовавшей в языческом мире свободой. В патриархальное время мы часто встречаем примеры, которые нельзя считать образцовыми. Авраам был женат на единокровной своей сестре (Быт 20:12). Иаков имел женами двух сестер одновременно. Отец Моисея был женат на своей тетке (Исх 6:20 и т.д.). В Лев 18, воспрещаются под страхом смертной казни различные кровосмесительные сожительства, как, напр., с матерью, мачехой, сестрой, сводной сестрой, внучкой, невесткой, снохой, свояченицей и т.д., кроме того как в этой, так и в 20 главе, запрещаются и некоторые другие виды сожительства. Подобные преступления были подвергнуты торжественному проклятию с горы Гевал (Втор 27:20 и дал.). Далее, закон запрещал браки с хананеянами и другими родственными им народами, как ведущие к идолопоклонству (Исх 34:16, Втор 7:3 и дал.). Мы нередко читаем о супружестве между израильтянами и язычницами или наоборот. Смотри Руфь 1:4, 2Цар 3:3, 3Цар 7:14, 3Цар 14:21, 1Пар 2:3, 1Пар 2:35. Запрещение браков с хананеянами часто нарушалось, особенно царями (Суд 3:6, 2Цар 11:3, 3Цар 11:1 и 16:31). Ездра и Неемия ревностно боролись против супружества с языческими народами вообще, а не только с хананеянами, что было запрещено законом (Езд 9:2, Езд 10:3, Неем 13:23 и дал.). В отступление от строгого запрещения в Лев 18:16 брака с невесткой (женой брата), в Втор 25:5 и дал. было установлено, чтобы брат женился на жене своего умершего брата для восстановления его семени (имени); если брат отказывался исполнить это, то были предписаны особые обряды (о чем смотри «обувь»).

Для священников было установлено, чтобы они не женились на безнравственной женщине или разведенной; первосвященнику даже не разрешалось брать в жену вдову (Лев 21:7, Лев 21:14); у Иез 44:22 все-таки делается исключение для вдов священников. Закон не запрещал вдове выходить замуж вторично; но, по-видимому, в позднейшее время под влиянием римлян, оказывавших особый почет вдовам, не вышедшим вторично замуж, что отмечалось даже на надгробных памятниках словами «univira» или «uninupta» (одномужница), — взгляды изменились. Пророчица Анна жила в долгом вдовстве после короткого супружества (Лк 2:36 и дал.). В первых христианских церквах от пресвитера также требовалось, чтобы он не женился более одного раза, «был мужем одной жены»

Это место некоторыми истолковывается как общее требование непорочного отношения к супружеству. Но тогда можно задать вопрос: неужели этого не требовалось от каждого члена церкви?

(1Тим 3:2, Тит 1:6) и вдовы, которые избирались на различные служения в церкви, тоже должны были быть таковыми, т.е. замужем только однажды (1Тим 5:9). У Павла мы встречаем также и другие пожелания, из которых явствует, что он отдает предпочтение несемейному положению или продолжительному вдовству (1Кор 7:8, срав. Мф 19:12), хотя, с другой стороны, он не воспрещает вторичного брака после смерти первого супруга (Рим 7:1 и дал., 1Тим 5:14).

Какого-либо определенного запрещения многоженства в законе Моисеевом нет. Древний обычай — иметь несколько жен или, кроме жены, иметь еще наложниц — обычай, который встречается у патриархов (Быт 16:3, Быт 22:24, Быт 25:6, Быт 26:34, Быт 30:3, Быт 36:12)

Заметьте, что Хеттура, которая в Быт 25:1 называется женою, в 6 стихе причисляется к наложницам.

не отменяется каким-либо прямим постановлением, но ограничивается различными определениями. Так, напр., было предписано, что будущему царю нельзя брать много жен (Втор 17:17); далее, — при разделе наследства воспрещено давать детям одной жены преимущество перед детьми другой (Втор 21:15 и дал.) и, наконец, было установлено, что девицей, купленной у израильтянина, нельзя было пользоваться, как рабыней; если она была отдана сыну купившего в жены, то должна пользоваться правами дочери и, в случае, если бы сын взял себе еще жену, не лишаться содержания и супружеских прав; в противном случае она должна получить свободу без выкупа (Исх 21:7 и дал.). Итак, многоженство у израильтян было до известной степени узаконено; написано даже, что Сам Бог дал Давиду жен Саула (2Цар 24:3), но все-таки этот обычай ограничивался преградами, подготовлявшими место более строгому закону христианства. После Вавилонского плена многоженство становилось все более и более редким среди евреев, и во время Христа евреи вообще имели по одной жене (Мф 18:25, Лк 1:5, Деян 5:1), хотя бывали и исключения. Христос, а потом и апостолы резко и определенно установили первоначальное положение, как единственно правильное (Мф 19:4, Мф 19:5, 1Кор 7:2, Срав. Еф 5:22 и дал.).

Спорным местом в законе относительно многоженства является Лев 18:18, которое гласит так: «не бери жены с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее». Некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь просто запрещается двоеженство с двумя сестрами одновременно, как, напр., супружество Иакова; после же смерти жены не запрещалось брать в жены ее сестру; в некоторых случаях это было даже повелено. Другие же толкователи понимают эти слова, как определенное запрещение многоженства вообще. Первые на это отвечают, что многоженство все-таки допускается законом, напр., в Втор 21:15 и дал, где устанавливается, что, если человек имел двух жен, любимую и нелюбимую, и первородный сын был ему рожден от нелюбимой, то отцу должно было дать сыну полное право первородства. «Нет!» возражают первые: «мысль не та, что он имел одновременно двух жен, но одну после другой» и т.д.

3) Вступление в брак. Родителям принадлежало право выбора невест своим сыновьям (Быт 24:2, Быт 21:21, Быт 28:1, Быт 38:6), изредка после выраженного последними желания (Быт 34:4, Быт 34:8, Суд 14:2). Для девицы желание родителей и братьев было решающим (Быт 24:51, Быт 34:11), хотя иногда спрашивали и девицу (Быт 24:58). Если согласие устанавливалось, то следовало обручение, причем подарки жениха невесте и родителям играли значительную роль, так что иногда могло казаться, как будто дело заключалось в покупке невесты за такое то количество даров, как это некоторыми, может быть не вполне правильно и понимается.

Кейль указывает на то, что слуга Авраама только тогда подарил ей золото, серебро и одежды, а родственникам драгоценные подарки, когда получил согласие на брак Ревекки (Быт 24:51-53).

Срав. Быт 34:12, 1Цар 18:23, 1Цар 18:25. Возможно, что в вопросе о наложницах, действительно, покупка и имела место (Исх 21:7 и дал.). Изредка девицам давалось приданое (Нав 15:18 и дал., 3Цар 9:16). Подтверждалось ли обручение кольцом, неизвестно. Между обручением и браком, обыкновенно, был промежуток времени, продолжительность которого колебалась от нескольких дней, как, напр., в патриархальное время (Быт 24:55) до года для девиц и одного месяца для вдов в позднейшее время. В это время невеста на самом деле уже считалась женою своего будущего мужа, почему неверность с ее стороны наказывалась смертью (Втор 22:23 и дал.), хотя муж все-таки имел право на более легкий исход: дать развод (Мф 1:19, Втор 24:1). Если обрученная дева была насильно обесчещена, то она была свободна от ответственности, а насильник должен был умереть (Втор 22:25 и дал.). Самый брак совершался без определенного религиозного обряда. Хотя мы читаем и о благопожеланиях (Быт 24:60), и свидетелях (Руфь 4:11 и дал., Срав. слово о «завете» в Притч 2:17: о союзе Иез 16:8, Мал 2:14), но все-таки нет и следа церковного обряда бракосочетания ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Главное в брачном обряде состояло в переезде невесты из родительского дома в дом жениха или его отца. К брачной одежде жениха принадлежал тюрбан или шляпа (Ис 61:10, русский венец), венок (русский венец, Песн 3:11), а также мирра, фимиам и всякие порошки мироварника (Песн 3:6). Одежду невесты составляло покрывало (Быт 24:65), символ подчиненности мужу (1Кор 11:10), далее, особенный пояс (Иер 2:32), венец на голову, золотые украшения с драгоценными камнями и духи (Пс 44:10, Пс 44:15, Ис 49:18, Ис 61:10, Откр 21:2). Когда наступал определенный час, обыкновенно поздно вечером, жених отправлялся в путь в сопровождении своих друзей, «брачных друзей» (Суд 14:11),

В Суд 14:1 делается различие между 30 брачными друзьями, которых дали ему родственники Самсона (ст.

11) и одним другом, которого он сам избрал (ст. 20). С этим сравнивают позднейший обычай: в день брака выбирать двух лиц, т.н. «шошбеним», на обязанности которых лежало защищать интересы жениха и невесты, особенно в случае могущих возникнуть споров о таких обстоятельствах, которые имеют отношение к Втор 22:15.

Мф 9:15 названых «сьщами чертога брачного». (Срав. Ин 3:29 2Кор 11.2), музыкантами и певцами (Быт 31:27, Иер 7:34, Иер 16:9). В брачном шествии несли также горящие факелы (Мф 25:7 и дал., Иер 25:10, Откр 18:23). Когда жених приходил в дом невесты, которая вместе с подругами ожидала его прибытия (Мф 25:6), то брал ее с провожатыми и возвращался со всеми гостями обратно в свой или отчий дом, при всевозможных шумных выражениях радости (Пс 44:15). Пир, на который приглашались друзья и соседи (Быт 29:22, Мф 22:1 и дал., Лк 14:8, Ин 2:2), часто продолжался несколько дней (Суд 14:12). Жених с этого часа вступал в непосредственное общение с невестой, и радость друга его делалась совершенной, когда он слышал голос жениха (Ин 3:29). Конец обряда состоял в том, что невеста приводилась в брачный покой (Суд 15:1, Пс 18:6, Иоиль 2:16). Невеста все время была под покрывалом; поэтому обидная проделка Лавана с Иаковом не представляла ничего невозможного (Быт 29:23). Молодой муж в течение первого года был свободен от военной службы и также от всякого другого общественного служения (Втор 24:5); освобождался от военной службы также и только что обрученный муж (Втор 20:7).

В качестве иллюстрации к притче Иисуса о десяти девах, вышедших навстречу жениху, может служить следующий рассказ путешественника Ворда:
»На индусской брачной церемонии, которую мне пришлось наблюдать, жених прибыл издалека, а невеста жила в Сарампоре, куда жениху нужно было ехать морем. Подождав 2 или 3 часа, мы, наконец, в полночь услышали возгласы, выраженные почти теми самыми словами, что и в Свящ. Писании: «вот жених идет, выходите навстречу ему». Те, которых касался этот призыв, зажгли фонари и поспешили с ними в руках занять свои места в шествии; некоторые потеряли свои свечи и не были готовы, а так как слишком поздно было их искать, то толпа поспешила занять места на большом дворе, над которым было натянуто полотно, и где большое количество друзей, одетых в лучшие свои одежды, сидели на коврах. Жених был приведен вперед одним из друзей и посажен на высокий стул посреди общества; просидев некоторое время, он вошел в дом, дверь которого сейчас же была заперта и охранялась солдатами. Я и некоторые другие напрасно старались подговорить сторожей. Никогда прекрасная притча Иисуса так много не говорила мне, как в эту минуту: «и двери затворились».

4) Супружеская жизнь. Законными правами жены по Исх 21:10 были: пища, одежда и супружеское право. Многие места в Библии свидетельствуют о том, что положение израильской жены не было положением рабыни, как у многих народов древности. На это указывает также то положение, которое женщина занимала в обществе. Замужние женщины и девицы ходили непокрытыми (Быт 12:14, Быт 24:16, Быт 24:65, Быт 29:11, 1Цар 1:13) и участвовали до известной степени в общественных делах (Исх 15:20, 1Цар 18:6, 1Цар 18:7). Поэтому вполне естественно, что влияние женщины в семье было немалым. Мы видим ее участвующей в делах семьи и пользующейся до известной степени независимостью (4Цар 4:8, Суд 4:18, 1Цар 25:14 и дал.). Ее обязанности в хозяйстве были различны; кроме воспитания и выращивания детей (1Цар 1:24, 1Цар 2:19, Притч 31:1, Деян 16:1, 2Тим 1:5), на ее обязанности лежало приготовление пищи (Быт 18:6), раздача продуктов слугам (Притч 31:15) и приготовление необходимой одежды (Притч 31:13 и дал.). Если она являлась образцом прилежания и способностей, то изготовляла пояса и покрывала для продажи купцам, за что уподобляется купеческому кораблю, издалека добывающему богатства в свой дом (Притч 31:14, Притч 31:24).

Хорошая жена — дар Божий (Притч 18:22, Притч 19:14, Притч 31:10); картинами счастливого супружества рисуется в Ветхом Завете связь между Иеговой и Израилем (Ис 54:5), а в Новом Завете соединение Христа с Его Церковью (Мф 9:15, Ин 3:29 2Кор 11.2). Поэтому апостольские увещевания супругов о любви и верности (Кол 3:18 и дал., Тит 2:4 и дал., 1Пет 3:1 и дал.) сильно и ярко запечатлеваются указанием на величайшую тайну: любовь Христа к Церкви, невесте Его (Еф 5:22 и дал.). Совершенная Церковь, поэтому, зовется женою Агнца (Откр 21:9, греч. текст «невесту, жену Агнца»), и последняя радость победы называется браком Агнца (Откр 19:7, Откр 19:9, Срав. 22:17).

5) Развод был определенно запрещен только в двух случаях, а именно: — если муж после брака возвел обвинение на свою невесту, которое при расследовании оказалось неосновательным; он должен был тогда уплатить штраф в 100 сиклей серебра отцу жены, оставить ее у себя, как жену, и никогда не разводиться (Втор 22:13); — также в том случае, если мужчина обесчестил необрученную девицу, он должен был заплатить ее отцу 50 сиклей серебра, взять ее в жены и никогда не мог оставить ее (Втор 22:28 и дал.).

В одном случае брачный развод был обязателен, а именно: если хозяин дал жену еврею рабу, то, по получении свободы в седьмой год, он должен был оставить жену и детей хозяину (Исх 21:4). Если же он не хотел расставаться со своей женой, то должен был остаться рабом навсегда. см. «Рабы».

Вообще, развод, как вкоренившийся обычай, был допускаем даже без приведения к тому каких-либо оснований, лишь с одним условием, что разведшемуся со своей женой нельзя было вторично взять ее замуж, после того как второй муж (если она шла замуж вторично) тоже развелся с нею или умер (Втор 24:1 и дал.). Это установление, без сомнения, имело целью пресечь слишком большое легкомыслие при применении развода. Сознание, что он не получит жены обратно, предостерегало мужа от необдуманного шага. Из вышеприведенного текста видно, что брачный развод, согласно древнему обычаю, совершался посредством законного разводного письма. О действительных причинах, которые могли дать мужу право выдать такое письмо жене, с древности велся горячий спор. В Втор 24:1, говорится: «потому, что он находит в ней что-нибудь», и пр. Во времена Иисуса Христа разные раввинские школы имели различные мнения о значении этих слов.

С одной стороны стояла Школа Шаммая, которая под этими словами понимала безнравственные поступки жены и только в таком случае допускала развод; с другой стороны — школа Гиллеля, которая применяла эти слова ко всякого рода мелочам, напр., если жене случалось пережарить пищу, и т.д. На вопрос фарисеев об этом, Христос ответил, что только по жестокосердию их Моисей позволил развод, но что по первоначальному замыслу Божию только прелюбодеяние могло быть поводом к разводу, и кто женится на разведенной, прелюбодействует (Мф 19:3, Мф 5:31 и дал.).

Из того, как гласит текст в Мк 10:12, «если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует», можно понять, что еврейская женщина имела право требовать развода; по греческому и римскому законам это было позволительно (1Кор 7:13). Еврейский закон ничего не говорит об этом, хотя изредка это и случалось (1Цар 25:44). Ев. Марк, может быть, только пользуется выражением более римской окраски для того, чтобы обозначить обоих разведенных супругов. По совету Павла в 1Кор 7:13, христианке жене не следовало пользоваться подобным правом по отношению к язычнику мужу, желавшему жить с ней. Если она развелась, то должна была или примириться с мужем, или оставаться безбрачною.

Другое установление в связи с разводом имеется в Втор 21:10 и дал.; оно говорит, что если кто взял в плен девицу на войне и захотел на ней жениться, то должен был ввести ее в свой дом, обрить, очистить, переодеть и дозволить ей в течение месеца оплакать потерю родных, а затем взять ее в жены; но если она после этого потеряет благоволение в глазах его, то он должен был отпустить ее свободною, отнюдь не продавая ее в рабство и не оставляя у себя рабынею. О прелюбодеянии и обряде в том случае, когда муж подозревал жену, см. «Блуд».