Загрузка

чаша

В Библии слово "чаша" упоминается в 31 стихах.

Быт 40 : 11
и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.
Быт 44 : 9
У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.
Быт 44 : 10
Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.
Быт 44 : 12
Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.
Быт 44 : 16
Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
Быт 44 : 17
Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему.
Чис 7 : 13
приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 25
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 31
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 37
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 43
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 49
Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 55
Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 61
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 67
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 73
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Чис 7 : 79
приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
Пс 22 : 5
Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
Пс 59 : 10
Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
Пс 74 : 9
ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
Слово Чаша найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЧАША ж. сосуд полушаром или около того; братина; миса. Иже напоит единаго от малых сих чашею студеной воды, Матф. *Чаша заздравная, прощальная, стакан вина. *Пить горькую чашу, мыкать горе, бедовать. Чаша, море Соловецкое, пить здоровье молодецкое! Дом как полная чаша. Дом - чаша-чашей. Мы с ним из одной чаши кашу едим. Хороша кашка (бражка), да мала чашка. Какову чашу другу налил, такову и самому пить. Не твоя чаша, не тебе и пить. Эко счастье - на мосту с чашкой! Над двором, стоит чаша с молоком (месяц)? Чашка, то же, сосуд для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, миса (миска), ставец. Щаная чашка. Чайная чашка. Просим на чашку чаю! Выкушайте еще чашечку! Чашками постучали, а чаю не видали. | Чаша, горн. круглый вашгерд: ось вертится и чугунные лапы разминают землю. | Разные вещи, похожие на чашку: щиток или тарелка у конной шпаги и палаша; | наколенная, круглая кость, приросшая к тяжам бедра и берца; | у цветов: кружок посреди поддона, внутри венчика, с тычинками и плодником. | Округлая вырубка в бревне, при рубке углов сруба. | Лунки на конских зубах, по коим узнается возраст. Лошадь чашку свела, уж ей за девять годов. Чашный, чашечный, к чаше, чашке относящ. Чашник м. придворный виночерпий, у кого напитки в ведении и чарочники под рукою. В монастырях: монах, заведующий погребом, напитками. | Сиб. раскольник, который ест только из своей чашки. Чашница ж. растенье Cyathus. Чашничать, бражничать, пировать.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

1) словом «Ч.» в Синодальном переводе Библии передается ряд евр. слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах которых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. прикладного иск-ва при изготовлении Ч. стали применяться драг. камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. и рим. влияние. Глиняные Ч. и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар 7:26). Ч. могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Езд 1:10);

2) Ч. в Синодальном переводе назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда [еврейское агган] для жидкости (Исх 24:6; Песн 7:3);

3) большое блюдо [еврейское мизрак], которое использовалось при богослужении в → скинии и храме (Чис 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Чис 7:13) и крови (Зах 9:15; Зах 14:20). Подобные Ч. делались из полированного золота, серебра и меди (Исх 27:3; Чис 7:84; 3Цар 7:45,50). Из таких Ч. пили вино (Ам 6:6);

4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Мф 10:42). Существовали специальные Ч., в которых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис 65:11; Притч 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из которых пили только они (Быт 40 и др.), у людей же бедных, согласно 2Цар 12:3, была всего одна Ч., из которой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. воды (Мф 10:42). Наполнением Ч. и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.

Если к.-л. сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис 22:24). В Библии говорится, что Ч. использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. камни или капали воск и, следуя определ. правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Чис 7:84; 1Пар 28:17; Езд 1:10; Езд 8:27), во время которых они служили для самых различных целей. Напр., Ч. использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх 25:29; Исх 37:16; Чис 4:7; см. также Пс 115:4).

В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исх 24:6). В Исх 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась «чаше благословения», вероятно, третьей Ч. в ходе пасхальной вечери, которую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу.

Ап. Павел называет эту Ч. «чашей благословения, которую благословляем» (1Кор 10:16). В ст. 21 она называется «чашей Господней», потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, которые Он претерпел ради нашего спасения (Лк 22:17–20; 1Кор 11:23–25). «Чаша Господня», являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена «чаше бесовской», связанной, вероятнее всего, с языч. жертв. пиршествами (1Кор 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску «чаш и блюд»; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф 23:25–35);

5) часто слово «Ч.» употребляется в Библии в метафорич. значении. С Ч. сравнивали судьбу человека (Пс 10:6; Пс 15:5; Пс 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс 10:6; Пс 15:5; Пс 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иер 16:7–13). Ч. спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс 115:4), а словосочетание «чаша ярости» служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис 51:17,22; Иер 25:15–18; Откр 14:10; Откр 16:19). Ч. гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс 74:9 — «даже дрожжи ее будут выжимать и пить...»).

Ч. опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис 51:17,22; Зах 12:2; см. также Пс 59:5; Пс 74:9; Иер 25:15–18; Авв 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что «открылась его срамота», так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. опьянения (Авв 2:16; см. также Плач 4:21; Иез 23:31–33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер 51:7; Откр 17:4; Откр 18:6). Но Ч. страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Иер 49:12; Мф 20:22; Мф 26:39,42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его «чаша сия» (Ч. страдания и смерти, Мф 26:39,42; Ин 18:11), если будет на то воля Отца.

Словарь Вихлицкого :
Во многих местах означает: участь, мера, достояние (Пс 10:6; Пс 15:5; Пс 22:5; Пс 74:9; Пс 115:4; Ис 51:17; Плач 4:21; Иез 23:31, Иез 23:32; Авв 2:16; Мф 20:22; Мф 26:39; 1Кор 10:21).
Словарь Нюстрема :
Срав. Быт 44:2, 3Цар 7:50, Откр 5:8 и дал.