Загрузка

чудо

В Библии слово "чудо" упоминается в 14 стихах.

Исх 7 : 9
если фараон скажет вам: сделайте [знамение или] чудо, то ты скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой и брось [на землю] пред фараоном [и пред рабами его], -- он сделается змеем.
Втор 13 : 1
Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
Втор 13 : 2
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", --
Суд 13 : 19
И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его.
Пс 87 : 11
Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?
Сир 31 : 9
Кто он? и мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем.
Сир 45 : 24
Он сотворил над ними чудо, истребив их пламенем огня Своего.
Мк 9 : 39
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Лк 23 : 8
Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
Ин 4 : 54
Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Ин 6 : 14
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Ин 12 : 18
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Деян 4 : 16
говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
Деян 4 : 22
Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Слово Чудо найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЧУДО ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. | Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное. Каким ты чудом здесь очутился? Семь чудес древнего мира. Чудо искусства, живописи, ваянья. Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда! Чудо чудное, диво дивное: от черной коровки, да белое молочко! Он всякими чудесами торгует, редкостями. Поживи на свете, погляди чудес. Слышу, лиса, про твои чудеса! Чудо морское, диво полькое, страх водяной. Вышло чудо из печуры, спрашивает чудо у царя-растопыря: где живет Марья Хохловна (мышь, таракана, о кошке)? Чудо-иудо , маханная губа, сказочн. и бранное, на татар. Чудовый, чудный либо чудесный; удивительный, странный, необычайный; превосходный, прекрасный. Чудоватое дело, непонятное, сомнительное. Чудовые дела на свете творятся! Он чудовое ружье купил! Чудый арх. странный, чудный или непонятный; | сущ. юродивый. Чудный, дивный, удивительный, изумительный, необычайный; непонятный, непостижимый; редкий, превосходный, редкостный. Чудное дело - куда книжка в глазах пропала! Чудный мастер, да дыра в горсти! Чудный образ, арх. чудотворный. Ты чудак! ответ. И чудней меня есть, да некому (да не поспели) привесть! В знач. странный, смешной, дикообразный, говор. чудной, новг. ряз. тамб. Такой чудной и собою-то, словно на смех народился! Чудовный, чудесный. В земле Святой чудовная победа, летописн. Чудовый, чудобный, чудесный, представляющий собою чудо. Чудесное исцеление, по-нашему, сверхъестественное. Чудесное видение. - победа, какой нельзя было разумно ожидать. - мастер, - отделка, отлично искусная. - погода. Чудесность странного случая разъяснилась очень просто. Чудовность Божьих дел. Чудесить и чудесничать, чудить, дивить, мудрить, делать что, придумывать, строить, хитрить; странничать, чудачить; дурить, проказить с умыслу; сумасшествовать, сумасбродствовать. Тут чудесить нечего, надо делать, как разумные люди делают. Что-то он не в меру чудесит, чудит, словно не в своем уме. Молодежь чудесила вчера, да и попалась. Нынче им не чудесится, не до того, или не дают воли. Чудиться чему, дивиться, удивляться, изумляться, даться диву. Весь народ чудился этому диву. Слепые мы судьи, слепые чудимся таковым делам, Ломоносов. Всчудился человек, застранничал. Вычудесил денег взаймы. Дочудил до беды. Опять зачудил. Начудесил вволю. Почудились все этому. Прочудесили всю ночку! Чудесенье, чудесничанье, действ. по знач. глаг. Чудимый, странный, чудный, дивный. Чудиться кому, безличн. представляться, мерещиться, видеться, казаться, мниться; быть под обаяньем, видеть или слышать мару, мороку; блазнить. Мне чудится стук! будто стучат. Это тебе, почудилось. У этого озера чудится, сев. блазнит, морочит, водит, нечисто, ходят привиденья. Коли чудится, так перекрестись. Чудесник, чудесница, чудитель м. чудительница, чудиха ж. чудила об. кто чудит, чудесит; проказник, чудак. Чудовин м. чудовка ж. и чудак, чудачка ж. человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыка. Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным. Чудак покойник: умер во вторник, в среду хоронить - а он в окошко глядит (а он поехал боронить)! | Чудаки и чудаки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли. Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала. Чудачить, чудаковать, чудачествовать, быть чудаком, чудить, странничать, идти против обыка, обычая людей. Чудаченье, действие по знач. глаг. Чудачьи странности. Чудаковатый барин. Чудачный или чудачливый. Чудачность ж. и чудаковатость, странности чудака. Чудище, чудовище ср. чудовище зап. сказочное животное, страшилище небывалого вида, многоголовый змий и пр. Урод, тело необычайного построенья. Эко чудище, теленок о двух головах! | *Урод нравственный, человек-изверг, свирепый злодей. | Большое, громадное животное, поражающее собою всякого. Морское чудовище, кит, морж и пр. Слон сущее чудище. Чудовищное зверство человека. Чудовищность, свойство, качество по прилаг. Чудогрея, чудогрейка, костр. род женской кофты, телогрейка, душегрейка. Чудодеять, чудодействовать, чудотворить, делать, творить чудеса, что-либо сверхъестественное, противное законам природы, как человек или наука их понимает. Спасе люди, чудодействуяй Владыко, Ирмологий. Поим Богу, чудодеящему мышцею высокою, там же. Чудотворяй Моисейский жезл. Чудотворничать и чудодейничать, хитрить, мудрить, переиначивать, чудить. Что у вас тут чудотворится, чудодеется? Чудодействие, чудодейство, чудодеяние (или в значеньи чудачества, чудодеянье), чудотворение, действ. по глаг. Обоя же содевающи чудодейство едино, Ирмологий. Чудодействием орошаеши концы, Кондак. Чудодеяние источаеши, Минея. | Чудодеянье, чудодейство чудака только дивит народ. Чудодей м. чудодейка ж. чудак, чудовин; | проказник, затейник, шутник; | делающий странные, непонятные вещи, как бы чудом. Чудодейственник, чудодейственница, чудоделатель, чудодетель, чудодетельница, чудотворец, чудорица, церк. совершающий чудеса веры. Из святых чудотворцев у нас особенно чтится Св. Николай. Каким вы чудотворцам молитесь, что у вас у всех молодые мужья? Бог - старый чудотворец. Знают про то и чудотворцы, что мы не богомольцы. Чудодейное, чудодейственное явленье. Чудодетельная молитва. Чудотворная икона, творящая чудеса. Чудозрачные виды, дивно красивые; чудозрачность, красота. Чудоносный, чудоносивый церк. чудеса приносящий. Чудоносец, чудоносица, чудотворец. Чудород, чудодей, чудак, Чудоточный, чудоточивый и чудоточащий образ, источающий чудеса. Чудоцвет м. растен. Mirabilis, переводн.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Всякое суждение о Ч. исходит из представления о существующем естественном устройстве мира. Наиболее частым возражением против Ч. является то, что это было бы невозможным нарушением «законов природы». Но с естественнонаучной т.зр. т.наз. «законы природы» не могут рассматриваться как самостоят. действующие силы. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с т.зр. законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии. В соотв. с этим Ч. также не может считаться экспериментальным доказательством существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия. Но скоропалительное отрицание Ч. исходит из философ. предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч. (См. K.Heim, Die Wandlung im naturwissenschaftlichen Weltbild, Kap.5,1 )

II. ЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч. Сотворение и сохранение мироздания — тоже великое Ч. Божье. «Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо» (Августин). Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями. Богу подвластно всё (Быт 18:14; Мф 19:26; Мк 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу. Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч. (Исх 7:3; Иов 37:5,14–16; Пс 77:43). Так, Ч. названы гром (Иов 37:5), траектории движения звезд (Иов 9:9–12), зарождение человека в материнской утробе (Пс 138:13–15), повсеместное присутствие Бога (Пс 138:5–6) и Его помощь людям (Пс 39:6). Бог вмешивается в человеч. историю (см. Лев 10:1–7; 1Цар 6:19–21; 2Цар 6:6–16; → Казни египетские);

2) особенно много Ч. приходится на периоды → исхода из Египта и деятельности пр. → Илии. Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение → манной небесной и вода, извлеч. Моисеем из скалы, воскресение мертвых, чудеса, связ. с судом Божьим и т.д. Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоиль 2:30–32; Деян 2:19–36).

III. ЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч.: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит. воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч. внутри несоверш. мира — это знак, который открыват глаза ослепленным людям. Значение «естественного» (или «сверхъестественного») Ч. состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой. Ч. прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см. Лк 5:23–26; Рим 8:21), а самое великое Ч. в НЗ — это преодоление «закона природы», т.е. закона греха и смерти, законом духа жизни «в Христе Иисусе» (Рим 8:2);

2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:

а) олицетворением Ч. является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим 3:16), а также «главное чудо» — Его → воскресение. Все Ч. в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч. Его воскресения. Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, которое Он совершил на кресте, то все Ч. Его жизни являются естественным следствием этого. Если же Он не воскрес, «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге... вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:14–19). Ч. Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего. Эти Ч. подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк 1:15,22–28; ср. Мф 11:21–24). Ч. — это «знамения» (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин 2:11,23; Ин 3:2; Ин 4:48,54; Ин 6:2,14,26,30; Ин 7:31; Ин 9:16; Ин 10:41; Ин 11:47; Ин 12:18,37; Ин 20:30), которые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение. Ч. и вера взаимообусловлены. С одной стороны, сама вера — это Ч., с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф 13:58). Ч. служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере. Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит. неверие (в частн., Ин 1:5,10–13; ср. со Ин 1:7,12,16; отрицание: Ин 5:16; Ин 6:26; Ин 7:5,46–48; Ин 8:40,44–47,59; Ин 12:37; Ин 15:24). Знаменательно, что, напр., больного способна исцелить только его вера (Мф 15:28; Мк 2:5; Мк 9:23): «Вера твоя спасла тебя» (Лк 7:50; Лк 8:48; Лк 17:19; Лк 18:42). Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение (Мф 11:23). Но, говоря о Ч., нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф 12:24–32; Деян 4:7). Знамения и Ч. могут быть ложными (2Фес 2:9; ср. Мф 24:24; Откр 13:13–18), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч. (Мф 12:38–42; Лк 16:31; → Знак, знамение, IV);

б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч., соверш. Иисусом. Как Ч., соверш. над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк 1:27,30,32,34,40–45; Мк 2:1–11; Мк 3Мк 6:10–13), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк 5:39–43), юноши из Наина (Лк 7:11–17) и Лазаря (Ин 11). Среди Ч., связ. с природой, можно назвать след.: укрощение бури (Мк 4:35–41), хождение по морю (Мк 6:45), умножение хлебов (Мк 6:30–44; Мк 8:1–10), превращение воды в вино (Ин 2:1–12), чудесный улов (Лк 5:1–11), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф 17:27);

в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч. или совсем не верили в них. Иисус удивляется общему неверию, которое проявляется к Нему и к творимым Им Ч. (Мк 4:40; Мк 6:6; Мк 16:14; Лк 18:8; Ин 10:38; Ин 14:11). Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч. (Мк 5:40), люди отрицают Ч. (Ин 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк 3:22–27; Ин 8:48–59). Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк 16:11; Лк 24:11; Ин 20:24–25) так же, как и римляне (Деян 26:8), и греки (Деян 17:32) (→ Воскресение). В то же время народ и книжники требуют знамений и Ч., в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф 27:39–44; Лк 11:16,29–32);

г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч. с т.зр. разума или «естественных причин» (как, напр., исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии «свидетельствами» древней Церкви, которая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим. и греч. историй о Ч. Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч. являются значит. составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их. То обстоятельство, что сообщения о Ч. в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч. и иуд. истории о Ч. (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит. событиях из жизни Иисуса, свидетелями которых они были;

д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч. (Мк 16:17–18; Ин 14:12). Сам Бог засвидетельствовал проповедь апостолов «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его» (Евр 2:4). Эти Ч. и знамения в Церкви совершаются «силами будущего века», от которых она уже вкусила «благого глагола Божия» (Евр 6:5). Все Ч. — это свидетельства совершенного мира, нацеленные на осуществление → обетований.

1 К.Хайм. Преобразование естественнонаучных представлений о мире. Гл. 5. [Прим. пер.]

Словарь Вихлицкого :
Событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян 8:6, ср. Деян 8:13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12:28).

Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2:22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21:25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6 — изгнания бесов, 10 — чудес над силами природы, 3 — воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4:23-24; Мф 9:35; Мф 15:30; Мф 19:2; Мк 1:34; Мк 6:46; Лк 4:40; Лк 6:18; Лк 7:22; Ин 2:23; Ин 20:30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2:43; Деян 5:12; Деян 14:3; Деян 15:12), Стефан и Филипп (Деян 6:8; Деян 8:6), хотя о них и нет конкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Цар 13:1).

Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5:30; Лк 8:46). Также сказано, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф 8:17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, жало в плоти. Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.

В Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2:9; Откр 13:14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8:18-19). (см. видение)
Словарь Никифорова :
Чудеса (Исх 3:20, Исх 34:10, Суд 6:13, Пс 77:11, Пс 104:5, Пс 105:7, Пс 110:4, Иер 21:2, Дан 6:27, Деян 2:19,22,4:Лев 15:12 и др.). Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею. Священное Писание исполнено сказаний о многоразличных чудесах от Господа или избранными от Господа мужами совершенных всемогуществом Божиим в Ветхом и Новом Завете. Отрицать чудо, как нечто неестественное и невозможное и признавать чудеса только как дело слепой противоразумной веры значило бы посягать на чистоту и полноту Божественного откровения, что, к сожалению, дозволял себе ослепленный самолюбием философствующий разум. С точки зрения материализма и совпадающего с ним современного, так называемого. научного мировоззрения, чудо не мыслимо. Материализм признает лишь материю, как первопричину мира, и те лишь законы, по которым живет и которыми управляется материальный мир; отсюда для него недопустимы явления, стоящие вне причинной связи с этими законами, как явления противоестественные, и потому невозможные. Отрицает чудо пантеизм: для него немыслимы явления, причина которых лежала бы вне мира, так как пантеизм подобно материализму кроме этого мира ничего не знает и не признает. Чудо не допустимо и со стороны деизма, который утверждает, что для развития и продолжения бытия мира совершенно достаточно присущих ему сил и однажды навсегда установленных законов, при чем становится уже излишним вмешательство в мировую жизнь сторонней высшей силы и, следовательно, в мире не могут иметь места явления не зависящие от мировых сил и законов. На ряду с указанными тремя направлениями или мировоззрениями область философского мышления представляет еще теизм, который совершенно иначе относится к вопросу о возможности того, что называется чудом. По теистическому воззрению первопричина вселенной есть Существо, исполненное жизни, всемогущее, премудрое, благое и по Своей благости пекущееся о мире, Им созданном, промышляющее о нем. При таком воззрении на первопричину всего сущего действительность чуда не только не подлежит ни малейшему сомнению, но является необходимою. Ибо если первопричина всего есть Существо, исполненное жизни, то, понятно, это Существо действует; если Оно исполнено благости, то несомненно Его действия непосредственно направляются на вселенную, получившую от Него бытие и на отдельные существа вселенной; наконец, если верховное Существо есть всемогущее творческое начало мира, стоящее вне его, то Его действия, очевидно, должны быть вне зависимости от законов этого мира, стоять выше их, т.е. необходимо должны быть сверхъестественными, или чудесными. Иисус Христос Сам придавал особенное значение чудесам, которые совершал Он. «Когда не верите Мне, сказал Он, верьте делам Моим» (Ин 0:38). «Иоанн послал двоих из учеников своих к Иисусу спросить: «Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» В ответ на это сказал им Иисус: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Лк 7:19-22). Все верующие в Евангелие знают, что учение евангельское придает жизни человеческой глубокий и отрадный смысл; но такое значение евангельского учения обусловлено воскресением и вознесением Христа, о чем повествуется в Евангелии, т.е. событиями чрезвычайными, чудесными, но в которых именно и заключается ручательство в непреложности светлых обетовании, данных Христом, и лишь благодаря которым надежда возбуждаемая этими обетованиями превращается в совершенную уверенность, и всякое земное иго становится удобоносимым, всякое бремя — легким. Поэтому-то ап. Павел и говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:14). Чудес, совершенных Господом Иисусом насчитывается и описано в Евангелиях свыше тридцати. Евангелист Матфей пишет: «и ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 9:35). Евангелист Лука говорит: «Пришли (множество учеников и народа) послушать Его и исцелиться от болезней своих, и также страждущие от нечистых духов, и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6:18,19). Евангелист Иоанн в конце своего Евангелия присовокупляет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не записано в книге сей» (Ин 20:31), и далее: «многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин 21:25). По воскресении Своем Господь Иисус Христос явился ученикам и сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим, будут изгонят бесов; будут брать змей: и если что смертоносное выпьют, не повредит им: возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16:15-18). Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века Христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас неизвестно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим, и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. «Верою, Господи, помоги моему неверию» — таков должен быть молитвенный вопль души скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: Претворение воды в вино, Кана, Ин 2:1-11. Исцеление сына Капернаумского царедворца, Кана, Ин 4:46-54. Чудесная ловля рыб, Галилейское озеро, Лк 5:1-11. Исцеление бесноватого. г. Капернаум, Мк 1:23-26. Исцеление тещи Петровой, Мк 1:30-31. Исцеление прокаженного, Мк 1:40-45. Исцеление слуги сотника, Мф 8:5,13. Воскрешение сына вдовы Наинской, Наин, Лк 7:11-17. Укрощение бури, Галилейское озеро, Мф 8:23-27. Исцеление Гадаринских бесноватых, г. Гадара, Мф 8:28-32. Исцеление расслабленного, г. Капернаум, Мф 9:1-8. Воскрешение дочери Иаира, Капернаум, Мф 9:18-26. Исцеление кровоточивой, Лк 8:43-48. Исцеление двух слепых, Мф 9:27-31. Исцеление глухого бесноватого, Мф 9:32-33. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда, Иерусалим, Ин 5:1-9. Исцеление сухорукого, Иудея, Мф 12:10-13. Исцеление бесноватого, Капернаум, Мф 12:22-23. Чудесное насыщение пяти тысяч человек, Декаполь Мф 14:15-21. Исцеление дочери Хананеянки, близ Тира, Мф 15:22-28. Исцеление глухонемого, Декаполь, Мк 7:31-37. Чудесное насыщение четырех тысяч человек, Декаполь, Мф 15:32-39. Возвращение зрения слепому, Вифсаида. Мк 8:22-26. Исцеление бесноватого в новолунии, г. Фавор Мф 17:14-21. Возвращение зрения слепорожденному, Иерусалим, Ин 9:1-8. Исцеление скорченной женщины, страдавшей от болезни 18 лет, Галилея, Лк 13:11-17. Исцеление десяти прокаженных, Самария, Лк 17:11-19, Исцеление страждущего водяною болезнью, Галилея, Лк 14:1-4. Воскрешение четыредневного Лазаря из мертвых, Вифания, Ин 1:11-14. Возвращение зрения двум слепым, Иерихон, Мф 20:30-34, Чудесное иссушение смоковницы, Масличная гора, Мф 21:18-21. Чудесное исцеление уха первосвященнического раба Малха, Гефсимания, Лк 22:50-51. Чудесная ловля рыб, Галилейское озеро, Ин 21:1-14. Чудеса ветхозаветные. Из множества чудес ветхозаветных, о которых повествование заключается в Св. Писании, для примера мы укажем лишь на некоторые. а) Чудеса совершенные непосредственно Богом: Энох, взятый на небо (Быт 5:24, Евр 11:5). Смешение языков (Быт 11:7-9). Переход чрез Чермное море (Исх 14:15-31). Манна (Исх 16:4-35). Перепелы (Чис 11:18-32). Мариам, пораженная проказою (Чис 12:10-15). Чудесная вода (Суд 15:18,19). Илия, питаемый воронами (3Цар 17:2-6). Илия, взятый на небо (4Цар 2:9-12). Три Еврея в пещи (Дан 3:16-28). Даниил во рву львином (Дан 6:20-24). б) Чудеса совершенные избранными от Господа мужами: Моисеем — услажденные воды Мерры (Исх 15:23,25), вода из камня в Хориве (Исх 17:6), то же в Кадисе (Чис 20:8-11); И. Навином — воды Иордана стали (Нав 3:13-17), солнце и луна останавливаются (Нав 10:12-14); пр. Илиею — мука и масло вдовы Сарептской (3Цар 17:14-16), воскрешенный сын вдовы Сарептской (3Цар 17:17-23), разделенные воды Иордана (4Цар 2:8); Елисеем — разделенные воды Иордана (4Цар 2:14), воды сделавшиеся здоровыми (4Цар 2:19-22), воскрешенный сын Сонамитянки (4Цар 4:32-35); пр. Исаией — исцеление Езекии (4Цар 20:1-7), возвращение назад тени солнечных часов (4Цар 20:9-11). Чудеса ложные (2Фес 2:9, Откр 13:13,14, Откр 19:20 и др.) — чудеса, произведенные силою сатаны (Откр 16:14), лжехристами и лжепророками, чтобы прельстить избранных (Мф 24:24), чтобы снискать доверие к ложным религиям (Втор 13:1-8, Откр 13:13,14, Откр 19:20). Волшебники, обольстители и творцы ложных чудес мерзки пред Богом (Лев 20:27, Втор 18:10-12), и Бог не слушает творящих ложные чудеса (Лев 19:31, Лев 20:6, Втор 18:3,14). Примеры ложных чудес представляют: волхвы Египетские (Исх 7:11,22, Исх 8:7). Аендорская волшебница (1Цар 28:7-14). Симон волхв (Деян 9:11), Вариисус или Елима (Деян 13:8).
Словарь Нюстрема :
евр. нес. Чудом называются такие дела или события, которые своим действием и величием, превышающими человеческие способности и обыкновенный опыт, вызывают удивление очевидца и являются для него знамением, свидетельствующим об особом вмешательстве силы Самого Бога, подобно тому, как, например, Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы говорит, что те чудеса и знамения, которые Бог совершил через Иисуса из Назарета, доказывали, что Он был Мессией (Деян 2:22). Свящ. Писание представляет, как чудо, не только дела Божий, проявившиеся в творении и промысле Его (Иов 5:9, срав. Иов 9:10, Пс 9:2, Пс 25:7, Пс 39:6, Евр 1:3) и Его руководство, как отдельными лицами, так и народами, в милости и суде (Исх 34:10, Нав 3:5, Пс 4:4, Пс 70.7, Пс 76.15, Дан 6:27), — (внимательным видны Его чудеса даже в мелочах; срав. Пс 138.14 и дал.); но в особенности совершение дела спасения через Христа, Который уже в пророчестве характеризуется именем Чудный» (Ис 9:6), не только в чудных делах, которые даже Его враги не могли отрицать)

Хотя они и объяснили их, как проявление силы злых духов (Мф 12:24, Мк 3:22, Лк 11:15), равно как и Талмуд в одном месте говорит, что «Сын Стыда» (ругательное имя Иисуса) привел с собою чародейство из Египта в разрезе сделанном им в своей коже». Все это является косвенным свидетельством исторической достоверности чудес Иисуса (Делич, «Иисус и Гиллель»).

и на которые Он указывает, как на доказательство, что Он послан Богом (Мф 11:3, Ин 9:16, Ин 9:32, Ин 14:11, Ин 20:31), но, еще более, в чистой глубине духа Своей личности (Ин 8:46, Ин 14:6) и в самоотверженной любви, которая взыскала самых погибших (Ин 4:27, Ин 4:32) и отдала Себя Самого за Своих врагов (Рим 5:8 и дал.). Вокруг этого великого центрального чуда группируются не только все предыдущие чудеса в истории Израиля, но и те чудеса, которые сопровождали первоначальную проповедь Евангелия (Мф 10:8, Ин 14:12, Деян 4:30); также чудо возрождения посредством той же силы, которая воскресила Иисуса из мертых (Еф 1:19 и дал.); чудо единения верующих (Деян 2:44, Деян 4:32, Еф 4:4 и дал.); чудо пророчества и исполнения молитв (Ин 14:13, Деян 2:18) и все иные дары духа (1Кор 1:7, 1Кор 12:4 и дал.). Противоположностью этим божественным чудесам являются ложные чудеса волшебников и лжеучителей, которые не служат святым целям, но отвращают людей от Бога (Мф 24:24, 2Фес 2:9, Откр 13:13 и дал.).