Загрузка

дагон

В Библии слово "дагон" упоминается в 2 стихах.
Другие формы слова : дагон.

1Цар 5 : 3
И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.
1Цар 5 : 4
И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и [обе ноги его и] обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.
Слово Дагон найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Дагон (דָּגוֹן – от דָּג = рыба; Δαγών; Dagon; Дагѡ́нъ): Суд.15:23. 1Цар.5:2–7. 1Пар.10:10. 1Макк.10:84, 11:4. – Идол филистимский, с головой и руками человеческими и туловищем рыбы (1Цар.5:2–5). Капища ему были в Газе и Азоте (Суд.16:21, 23. 1Цар.5:2–5. 1Макк.10:83–84), а по Иерониму (на Ис.46:1) и во всех других городах филистимских. Это было главное божество филистимское, которому учреждены были празднества (Суд.16:23). Как символ воды, божество это представляло живительную, оживотворяющую я произращающую силу природы, может быть, то же, что дождеводный и облаконосный Зевс у греков, который почитался также и божеством нивы, возделывания земли, хлеба, произрастаний, плодородия (Ζεύς Ἀρότριος, Iupiter ruralis). Отсюда и Δαγών, по Филону Библ., ὅς ἐστι σίτων, т. е. דָּגָז). Fürst 1. p. 286–287. Упоминание о Беф-Дагоне в колене Иудином (Нав.15:41) и другом Беф-Дагоне в колене Асировом (Нав.19:27) указывает, что почитание сего божества издревле и далеко распространялось и в земле Ханаанской. Божество это имело мужской тип, как показывает и самое название его в еврейском и греческом тексте (1Цар.5:3–4), и как изображается оно у Филона Библского. Иные отождествляют его с Атаргатой (2Макк.12:26) и Деркетой (דַּגְתָא ־ דֶּרְגְתָא) финикиян и сириян; но Атаргата и Деркета противоположное Дагону женское божество; она имеет голову и грудь женщины, а прочее тело – рыбы. Сн. Атаргатион. Капище Дагона в Газе разрушено было Сампсоном (Суд.16:23–30), а в Азоте – Ионафаном Маккавеем (1Макк.10:83–84, 11:4). Ges. p. 235. Fürst 1. p. 286. Zell. 1. p. 211. Herz. 111. p. 255–256.

Человек :

ДАГОН (рог, или большая рыба) — Филистимский идол с человеческими руками и головой, а туловищем рыбы (Суд. 16:23; 1 Цар. 5:2-7).

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Дагон, бог филистимлян (Суд 16:23; 1Цар 5:2–7; 1Пар 10:10). Еще во времена Маккавеев в Азоте был храм Д., разоренный Ионафаном (1 Макк. 10:83–85; 1 Макк. 11:4). Филистимляне приняли это божество, только когда поселились на побережье Палестины, где почитание Д. было давно и широко распространено. И в уделе Иуды, и в уделе Асира были города под названием Беф-Дагон («дом, точнее, храм Д.»; Нав 15:41; Нав 19:27). Это могло бы объясняться позднейшим влиянием филистимлян, но в отношении Беф-Дагона в уделе колена Асира это вызывает сомнение. В Вавилоне и Ассирии почитался бог Даган, и раскопки Рас-Шамры показывают, что это божество было в большом почете и у финикийцев. Даган и Д. соответствовали друг другу, хотя значение имени и не вполне ясно. Связь с евр. даг («рыба») или даган («рог») маловероятна, скорее, это имя несемит. происхождения. Д. почитался в Вавилоне уже во времена шумер., рано стал он известен и в Ассирии. Отождествление Д. с Энлилем и Ададом позволяет сделать вывод, что первоначально Д. был богом грозы (Х.Шмёкель). Почитался он и как бог подземного мира.

Словарь Вихлицкого :
(Зерно) (Суд 16:23; 1Цар 5:2-5, 1Цар 5:7; 1Пар 10:10) — филистимский идол, храмы (дома) которого были в Газе и Азоте. Почитался как божество растительного мира. Следы поклонения ему находятся и в древнем Вавилоне.
Словарь Никифорова :
(Одни думают, что означенное слово происходит от dagan — рог, а другие от слова dag — большая рыба; Суд 16:23, 1Цар 5:2-7). Так назывался Филистимский идол, с головою и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в г. Газе (Суд 16:23), в Азоте (1Цар 5:1-3), где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев (1Мак 10:83-84), в Беф-Дагоне, где находилось капище или храм Дагона, на границах колена Иудина (Нав 15:41), в городе колена Асирова (Нав 19:27) и еще нескольких других местах. Падение и разрушение идола, когда Ковчег Божий, по перенесении из Авен-Езера в Азот, был внесен в храм Дагона и поставлен подле идола, представляет одно из замечательнейших событий Иудейской истории; и, по свидетельству путешественников, доселе еще видны в Газе развалины капища Дагона, потрясенного и ниспроверженного Самсоном (Суд 16:29-30).
Словарь Нюстрема :
Филистимское божество, капища которого были в Газе, Азоте и других местах (1Пар 10:10). Капище в Газе было разрушено Самсоном (Суд 16:21 и дал.). В Азоте истукан дважды падал с пьедестала перед ковчегом Божиим и в последний раз голова и руки его были отделены от туловища, имевшего вид рыбы (1Цар 5:1 и дал.). То, что Библия говорит нам об имени и изображении Дагона, подтверждается ассирийскими памятниками, которые называют его Дакан или Даган; на них он изображен с человеческим туловищем, оканчивающимся рыбьим хвостом. Богиня, соответствующая Дагону, называлась Деркето и также изображалась с рыбьим хвостом. Ей поклонялись, как богине любви и в честь ее содержались священные рыбы в пруде близ Аскалона. Подобные идолы были и у других древних народов; в Индии и теперь поклоняются такому изображению, как одному из воплощении бога Вишну.