Загрузка

давид

В Библии слово "давид" упоминается в 461 стихах.

1Цар 16 : 21
И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.
1Цар 16 : 22
И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих.
1Цар 16 : 23
И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, -- и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
1Цар 17 : 12
Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами.
1Цар 17 : 14
Давид же был меньший. Трое старших пошли с Саулом,
1Цар 17 : 15
а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме.
1Цар 17 : 20
И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению.
1Цар 17 : 22
Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье.
1Цар 17 : 23
И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал их.
1Цар 17 : 26
И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?
1Цар 17 : 29
И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?
1Цар 17 : 31
И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его.
1Цар 17 : 32
И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
1Цар 17 : 34
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
1Цар 17 : 37
И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.
1Цар 17 : 39
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
1Цар 17 : 43
И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки.] И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
1Цар 17 : 45
А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;
1Цар 17 : 48
Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
1Цар 17 : 49
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Слово Давид найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Давид (דָּוִיד ,דָּוִד – от דּוּד кипеть, волноваться, взволнованным быть = любимый, друг, возлюбленный, Δαυίδ, Λαβείδ; David; Давідъ): Руфь.4:17, 22. 1Цар.16–30. 2Цар.1–13, 15–24. ЗЦар.1, 2:1–11, 3:1–15, 8:15–20. гл. ЗЦар.11, 12, 14, 15. и др. 4Цар.8:19, 11:10, 16:2, 18:3, 20:6, 22:2. 1Пар.2:15, 3:1, 9. гл. 1Пар.11–22, 23:1, 6, 24:3, 25:1. 28:1... 29:1... 10, 20, 23–26. 29–30. 2Пар.1:1, 4, 8, 9, 2:3... 3:1: 6:4... 7:17–18, 8:14, 10:16–19. 13:5, 8, 21:7. 23:9, 18, 28:1, 29:2, 33:7, 35:3–4, 15. 1Ездр.3:10, 8:20. Неем.12:24, 36, 45–46. 2Ездр:5:5, 57, 8:48. 3Ездр.3:23. Ис.37:35. Иер.23:5, 33:15–26. Иез.34:23–24, 37:24–25. Ос.3:5. Сир. 47:1–13. Мф.1:1, 6, 17. Мк.12:36, 37. Лк.1:29, 32, 69, 2:4, 11, 3:31. Деян.2:25, 29, 13:22. Рим.1:3. Евр.11:32. Откр.5:5 и др. – Царь и пророк израильский, младший сын Иессея (1Цар.16:1. Пс.151:1), правнук благочестивого и богатого вифлеемлянина Вооза, из колена Иудина (Руфь.4:12, 17–22. Мф.1:3–6). В юности он пас стада отца своего (1Цар.16:11. Пс.151:1) и с самых ранних лет был предан благочестию (Пс.21:10–11, 70:5–6). Находясь со стадами своими среди величественной природы, он проводил время в благоговейном рассматривании творений Божиих и в духовном поклонении Творцу своему, всюду находя следы Его премудрости, могущества и благости (См. напр. Пс.8.:18, 22:64, 103). Занимаясь природой, он занимался вместе музыкой и пением, в самой природе находя воодушевление к своим вдохновенным песнопениям (Пс.151:1–8. 1Цар.16:17–18). В юности также он избран был Богом и тайно помазан пророком Самуилом на царство Израильское (1Цар.16:1–13. Пс.151:3–5). Вскоре, по своим прекрасным качествам и искусству в музыке и пении, сделался он известен царю Саулу и взят ко двору (1Цар.16:14–23), откуда мог, однако же, отлучаться и продолжать прежнее занятие (1Цар.17:15). Вскоре была война с филистимлянами, и знаменитая победа Давида над их исполином Голиафом сделала его известным всему Израилю (1Цар.17:17–58) и приобрела общую всех любовь к нему, и сын царя Ионафан искренно подружился с ним (1Цар.18:1–5, 16). Но со времени победы над Голиафом, ревность и зависть овладели Саулом, и он всячески старался погубить Давида (1Цар.18:6–13), и хотя Давид после новых счастливых побед над филистимлянами сделался наконец зятем царя, но и это не доставило ему безопасности (1Цар.18:17–29). Несмотря на свою невинность, скромность и благоразумие, он должен был укрываться от преследований Саула в разных местах (1Цар.19:1–17). Он был на короткое время у пророка Самуила в Раме, но Саул и там искал погубить его, хотя и не мог (1Цар.19:18–24). Наконец, уверясь чрез Ионафана в нерасположенности к себе царя, Давид решился навсегда оставить царский дворец (1Цар.20). Был он в это время в Номве у первосвященника Ахимелеха, потом у Анхуса, царя Гефского (1Цар.21) и потом удалился в пещеру Одолламскую. Здесь братья его и весь дом отца его пришли к нему, и собралось к нему до четырех сот человек преданных ему, и он, оставив родителей своих в Массифе у царя Моавитского, сам удалился с людьми своими в лес Херет (1Цар.22:1–5). В это между тем время Саул, узнав, что Давид был в Номве у первосвященника, велел истребить всех священников Номвы; спасся только сын первосвященника Ахимелеха Авиафар, известивший об этом несчастии Давида. Давид оставил его здесь при себе (1Цар.22:6–23). Отсюда Давид ходил потом в Кеиль для спасения жителей от филистимлян; но, узнав потом об угрожавшей ему здесь опасности от Саула, оставив Кеиль, скитался по разным местам (1Цар.23:1–13): был в пустыне Зиф, в пустыне Маон, в пустыне Ен-Гадди, в пустыне Фаран, и снова в пустыне Зиф, имел неоднократно случай погубить самого гонителя своего, но он и сам не сделал сего и другим не позволял, уважая в нем помазанника Божия (1Цар.23:14–28, 24:1–23, 25:1 и гл. 1Цар.26). Не полагаясь и после сего на обещания Саула, Давид удалился наконец к Анхусу, царю Филистимскому, и получил от него город Сикелаг для жительства. В это время к Давиду перешло множество сильных я храбрых воинов из разных колен израильских (сн. 1Цар.27:б-7. 1Пар.12:1–22), и он нападал с ними на соседние земли, враждебные израильтянами скрывая это от Анхуса и подвергая жизнь свою немалым опасностям (1Цар.27:1–12, 28:1–2, 29:1–11). Однажды и самый Сикелаг его был разграблен амаликитянами, которых, впрочем, он вскоре победил и возвратил пленных с богатой добычей (1Цар.30). Это было во время последней войны Саула с филистимлянами, которая так несчастна была для израильтян (1Цар. 31).

Человек :

ДАВИД (возлюбленный) — младший сын Иессея из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи, царь Израильский. Автор Псалтиря, книги хвалений, которые ставят его в один ряд с величайшими священными писателями и пророками (1 Цар. 16:13).

Известные люди с именемДавидДавид I — король Шотландии (1124—1153)Давид I Куропалат — царь Тао-Кларджети (историческая провинция в Юго-западной Грузии), (876—881)Давид I Безземельный (989—1048)Давид Анахт (конец V — 1-я половина VI века) — армянский философ-неоплатоник.Давид-Бек (1669—1728) — армянский полководец.Давид Керакан (VI век) — армянский учёный.Давид (ум. 1581) — епископ Коломенский Русской православной церкви.Давид VI (1903—1977) — епископ Грузинской православной церкви, католикос-патриарх Грузии.Давид (Махаффи) (род. 1952) — епископ Православной церкви в Америке, епископ Ситкинский и Аляскинский.Давид (Перович) (род. 1953) — епископ Сербской православной церкви, епископ Крушевацкий.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Давид (по-видимому, «брат отца» или «любимец»).

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ

Д. был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар 16:1,10–23; 1Пар 2:13–16), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руф 4:18–22). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Д. показал себя человеком надежным и смелым (1Цар 16:12,18; 1Цар 17:34–36), мужем по сердцу Господню (1Цар 13:14). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пр. Самуила помазать Д. в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Д. снизошел Дух Божий и почивал на нем (1Цар 16:1–13).

II. ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Призванный к Саулу, Д. игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Д., пришедший в израил. войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруж. филистим. воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончат. взял его ко двору (1Цар 161Цар 18:2). Как придворный и воин, Д. завоевал дружбу цар. сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар 18:7–9). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Д. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако, хотя он и подверг Д. опасности во время войны с филистимлянами — причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Д. рисковать жизнью, — тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар 18:3–30). Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Д., и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Д., что примирение с Саулом невозможно (1Цар 19:1; 1Цар 20:1).

III. БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Д. получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Д. хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар 21:1; Пс 33:1; Пс 55:1). Затем Д. искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Д. и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пр. Гада, идти в землю Иуды (1Цар 22:1–5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Д., повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единств. священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Д. в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Д. дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар 23:1; 1Цар 24:1; 1Цар 26:1). Осознавая возможные последствия (1Цар 27:1), Д. с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился (1Цар 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (1Цар 27:2–7).

В последующие 16 месяцев Бог заставил Д. до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Д. вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар 271Цар 28:2; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Д. взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Д. сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Д. захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Д. горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвящ. Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар 1).

IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

После того как Д. вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Д. постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Д., который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончат. соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образомотвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Д. тотчас же приказал их казнить (2Цар 2–4). После семи лет царствования Д. над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Д. на царство (2Цар 5:1–5; 1Пар 11:1–3; 1Пар 12:23–40).

V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ

После воцарения Д. первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, располож. на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, т.наз. «градом Давидовым» — с воен. и политич. т.зр. необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Д. заново укрепил город, и приказал соорудить там цар. дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар 5:6–16; 1Пар 3:4–9; 1Пар 14:1–7). Как только первые победы обеспечили Д. внешнеполитич. спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религ. столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (1Цар 7:1). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Д. все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжеств. процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (ср. Пс 23:1; Пс 131:1). В пути сам царь, облаченный в священнич. накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Д. перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар 6:1; 1Пар 13:1; 1Пар 15 и след.).

Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Д. были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарств. песнь Господу, в честь перенесения ковчега (1Пар 6:16–32; 1Пар 9:22; 1Пар 16:4–42; 1Пар 23:11Пар 26:28). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях зап. и вост. Иордана (1Пар 26:29–32). В связи с этим могло быть окончат. проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином (Чис 35 и след.; Ис Нав 20 и след.) выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соотв. городов (напр., Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Д. подпали под власть израильтян.

Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротвор. царства, с шатром ковчега завета (→ Скиния, V), желание построить для ковчега Божьего дом — храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Д., а лишь его сын осуществит строительство, ибо Д., участвуя в войнах, пролил много крови (1Пар 22:8). Но зато Господь устроит дом Д.; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Д. и не должен был строить храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строит. материалы и планы (2Цар 7:1; 1Пар 17:1; 1Пар 22:1; 1Пар 281Пар 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Д., была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, — на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Д. было указано место, на котором Соломон позже начал строительство храма (2Цар 24:1; 2Пар 3:1).

VI. ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

Как только Д. стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Д., действовавшим по наставлениям Господа (2Цар 5:17–25). Последующие сражения (2Цар 21:15–22) привели к покорению филистимлян (2Цар 8:1; 1Пар 18:1). На севере Д. побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Д. установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар 8:2–14). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Д. спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончат. покорились Д. Через год Д. взял Равву и сделал пленных → аммонитян рабами на тяжелых работах (2Цар 10:1; 2Цар 11:1; 2Цар 12:26–31) (1) Царство Д. простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за искл. узких прибреж. полосок, насел. филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис 34:2–12; Иез 47:15–20).

1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в евр. текст 2Цар 12 (Синод. пер. ему в целом соответствует) вкралась ошибка. — Прим. ред.

VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА

Обширное царство требовало упорядоч. организации управления и войска. При дворе Д. создал, во многом по егип. образцу, должности дееписателя и писца (гос. секретаря) (2Цар 8 и след.). Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар 27:32–34), о чиновниках, управлявших цар. имуществом, и о надзирателе за сбором податей (2Цар 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар 27:16–22) действовали уже упоминавшиеся левит. судьи и чиновники (1Пар 26:29–32). Д. произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар 27 и след.). Высшим воин. чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар 20:23), наемников критского и филистим. происхождения. Особое положение занимали храбрые Д. — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях (2Цар 23:8–39; 1Пар 111Пар 12:22; 1Пар 20:4–8).

VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

Когда Д. вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Д. выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Д. приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар 21:1–14). Д. должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Д. призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за цар. столом вместе со своими сыновьями (2Цар 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Д. проявил по отношению к последнему внуку Саула царств. милосердие.

IX. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Д. впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Д., несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Д., надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Д. послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия офиц. сделалась женою Д. и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пр. Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Д. вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Д. будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Д. — Соломон (2Цар 112Цар 12:25).

С этого времени жизнь Д. была одноврем. подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Д., узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (2Цар 13). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Д. Внезапно начав воен. действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Д. (2Цар 15:1; 2Цар 16:1).

Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, довер. лицо Д. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Д. не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорич. приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у гор. ворот (2Цар 17:12Цар 19:9). На обратном пути в Иерусалим Д., полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одноврем. Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назнач. Д. военачальником вместо него (2Цар 192Цар 20:22).

Х. ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент цар. сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пр. Нафану и Вирсавии удалось побудить Д. к действию. Соломон был своеврем. помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Д. при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Д. завещал сыну совершить цар. правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказ. Семея. Д. умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме (3Цар 13Цар 2:12).

XI. ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ

На время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитич., воен. и организац. успехов, Д. не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одноврем. полководцем и гос. мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погреб. песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (ср. загл. псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и др., а также 2Цар 22; 2Цар 23:1–5; евр. ле давид можно также перевести «для Д.»). Было у Д. много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собств. семьи и особенно племяннику Иоаву вело Д. к нарушению цар. долга, что усугубляло его собств. грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основ. на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Д. твердо держался и к Которому постоянно обращался.

В глазах Божьих грехи Д. были прощены и смыты. Д. остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» (3Цар 11 и след.), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3Цар 14:8). С образцом «любимца» Божьего — как переводится его имя — вновь и вновь соизмерялись цари иуд. и израил. — от Соломона (2Пар 7:17; 3Цар 3:3; 3Цар 11:4,6) и Иеровоама (3Цар 11:38; 3Цар 14:8) до Езекии (4Цар 18:3) и Иосии (4Цар 22:2). Ради Д. Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар 7 (3Цар 11:12,13), Авию (3Цар 15 и след.), Иуду (4Цар 8:19) и Иерусалим (4Цар 19:34; 4Цар 20:6); ради Д. молят Бога о царе (Пс 131:10–18). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Д. обетование (Ис 55:3; Иер 33:14–17). НЗ видит в Д. пророка (Деян 2:30) и героя веры (Евр 11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца (Деян 13 и след.; Мф 1:1,6) «Сына Давидова» (Мф 9:27; Мф 15:22; Рим 1:3), Который одноврем. есть Давидов Господь, Христос (Мф 22:42–45). В этом исполняются данные Д. обетования (Лк 1:32,33).

Словарь Вихлицкого :
(Возлюбленный) — младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств — от 1Цар 16:1 до 3Цар 2:1 и в 1Пар 11:11Пар 29:1. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Цар 16:13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Цар 2:4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Цар 5:3). Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11:10). (см. воины Давида)
Словарь Никифорова :
(Возлюбленный; 1Цар 16:13) — был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 году до Р.Х. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо его царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол Израильский... Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын — это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротою бега и крепостью мускулов (Пс 16:33-35). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец (1Цар 16:34-36), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40) и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в Пс 22:1-6, Пс 77:70-72, все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула (1Цар 16:21). Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином исполином. Голиафом. которого и убил (1Цар 17), поразивши в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечем голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им на встречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Сеул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1Цар 18:7). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула. В сих счастливых обстоятельствах Давид вступил в самые близкие и искренние отношения к Ионафану, сыну Саула. И полюбил его Ионафан, как свою душу, замечает священный историк (1Цар 18:1). Вскоре после того Саул стал завидовать славе Вифлеемского юноши, он боялся как бы Давид не отнял его собственную славу, и потому искал случая погубить его; и хотя Давид, после новых счастливых побед над филистимлянами, сделался зятем Саула, женившись на его дочери Мелхоле, но и это не доставило ему безопасности (1Цар 18:10-29). После неоднократных воинских подвигов и успехов, в которых проявлялись храбрость и мудрость Давида, и нескольких случаев почти чудесного избавления от злобы и ненависти искавшего погубить его царя. подробно описанных свящ. историком и воспетых самим Давидом в его псалмах, он наконец получил помощь от колен Иудина и Вениаминова, по крайней мере, достаточную на первое время для того. чтобы иметь защиту и помощь ему в изгнании и странничестве (1Пар 12). Это еще более раздражило Саула, так как он видел в этом начало явного возмущения, и потому стал преследовать Давида с большею силою и ненавистью. Два или три раза, во время преследования Саулом Давида в пустыне, Саул всецело находился в руках Давида, но он щадил жизнь его, как помазанника Господня (1Цар 24-26). Кто, подняв руку па помазанника Господа, останется не наказанным, сказал он Авессе при последнем случае (1Цар 26:9), и запретил убивать Саула. Во время последней несчастной войны Саула с филистимлянами, Ионафан и два брата его были убиты в сражении на горе Гелвуе (1Цар 31, 2Цар 1), а сам Саул, в виду поражения своего войска, израненный пал на свой меч и кончил жизнь самоубийством. Тогда Давид, по Божественному указанию, удалился в Хеврон, и пришли мужи Иудины, говорит свящ. повествователь, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным (2Цар 2:4). Он царствовал над коленом Иудиным 71/2 лет, но в конце этого времени, когда окончилась продолжительная распря между домом Давидовым и домом Сауловым, он был торжественно помазан царем над всеми коленами Израилевыми (2Цар 5:1-5), к чему, как мы видели выше, он был предназначен Богом чрез пр. Самуила еще за долго до сего торжественного дня. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, вообще же царствование его продолжалось слишком 40 лет (ст. 4). В начале своего царствования, Давид овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у Иевусеев, владевших Сионом, и сделал означенный город своею столицею, который и получил название: Город Давидов (2Цар 5:6-11). При его мудром и кротком правлении, город быстро и значительно расширился. В нем всюду появились величественные здания, воздвигнуты сильные укрепления, и Ковчег Завета, остававшийся доселе без определенного местопребывания, с особым религиозным торжеством и весельем был перенесен в новый город, в новую Скинию. С сего времени Иерусалим сделался царскою столицею, местопребыванием царского семейства и, что всего важнее, градом Божиим, городом Великого Царя (Пс 47:2, Мф 5:35). В него стекались сотнями тысяч Израильтяне, со всех концов страны, для отправления своих ежегодных праздников, и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись. Теперь Давид возымел желание соорудить величественный храм для поклонения Господу, вместо Скинии, устроенной лишь на время, переносившейся с места па место. Но Бог возвестил ему чрез пророка Нафана, что этот храм построится в мирное царствование сына его Соломона (2Цар 7). После различных, всегда победоносных войн для Давида с народами, обитавшими на границах царства Израильского, возникла война с Аммонитянами (см. Аммонитяне), во время которой Давид впал в одно из самых тяжких преступлений, которое состояло в том, что он вступил после насильственной смерти Урия в незаконное сожительство с его женою Вирсависю, что навлекло на него гнев Божий и различные бедствия на семейство царя в последние годы его царствования (2Цар 12:9). Его домашнее спокойствие было нарушено кровосмешением сына его, Амнона, с единокровною дочерью его Фамарью (2Цар 13) — Затем последовало возмущение Авессалома, побудившее царя бежать из столицы и скрываться, чтобы спасти свою жизнь от руки мятежного сына (14, 15). Хотя смерть Авессалома и положила конец междоусобице, но все таки оставила глубокую и кровавую рану в сердце огорченного отца (2Пар 18). Бунт Савея (2Цар 20), трехлетний голод (2Цар 21:1-14) и убийство Амессая Иоавом скоро следовали одно за другим, как неизбежные спутники грехопадения, хотя он в нем и глубоко раскаялся, выразив свое сокрушение о грехе в 50-м псалме, составляющем доселе искреннейший и глубоко трогательный памятник чувств истинного покаяния. В заключение всего последовало грозное наказание Божие — моровая язва, постигшая Давида и его царство, за тщеславие, обнаруженное им в исчислении народа Израильского, которое, несомненно, было греховно в очах Божиих. Давиду теперь исполнилось уже 70 лет от роду. Почти пред самою его смертью, сын его Адония сделал дерзкое покушение незаконно вступить на престол отца своего, но, к счастью, он не успел в своем преступном намерении. Чтоб оградить на будущее время свой престол от всяких незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма; затем он созвал со всех пределов своего царства многочисленное собрание и обязал всех, равно как и сына своего Соломона, соблюдать повеления Господни, и мирно скончался и был погребен в городе Давидовом. По возвращении Иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоемом Салах и домом храбрых (Неем 3:16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницею последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. Гроб его (Давида) у нас до сего дня (Деян 2:29), говорит св. ап, Петр в день чудесного излияния св. Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницею Давида. Имя Давид у пророков иногда относится к Мессии (Иез 34:23,24, Ос 3:5). В тех местах, где Свящ. Писание упоминает о Давиде, как о муже по сердцу Божию (1Цар 13:14, Деян 13:22), очевидно указывается вообще на его возвышенный характер и благочестивую деятельность. Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом. Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря, оградил его безопасность от внешних врагов, возвысил внутреннее его благоустройство и пр. Псалмы (Псалтирь — книга хвалений, 150 псалмов), написанные Давидом, ставят его на ряду с величайшими свящ. писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, почти беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных сердечных движений души верующей. Эти священные песнопения, раздававшиеся некогда в пустынях Энгадди и одушевлявшие Евреев среди долин и гор Иудеи, повторялись после того в течение целых веков и повторяются доселе почти во всех частях света, — и па отдаленнейших островах Океана и в лесах Америки и в пустынях Африки. Глубоким благочестивым чувством и сердечною теплотою, сокрытыми в них, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу чрез размышление о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых и возвещаемых в этой, поистине, книге хвалений! Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгою пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя: так например предвечное Его бытие. Его воплощение, вочеловечение. Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его учения до концов вселенной, вечное царство и др. В заключение скажем, что память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться, и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь (3Цар 9:4,5, 4Цар 14:3, Ис 27:35, Иер 23:5, Иез 34:23,24. Ос 3:5, Мф 1:1, Лк 1:27, Ин 5:42. Деян 2:25-29 и пр.). Память царя-пророка Давида празднуется Церковью 26-го декабря.
Словарь Нюстрема :
Т.е. возлюбленный.

1) Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055-1015 г. до Р.Хр. Его история подробно описана в 1Цар 16:11Цар 31:1, 2Цар 1:1, 3Цар 1:1, 3Цар 2:1, и в сокращенном виде в 1Цар 11:11Цар 29:1. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1Цар 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. Давид очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (1Цар 16:21). Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу.

Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2Цар 2:4); после семилетнего враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царем, и он был помазан в 3-ий раз. Давид покорил Иерусалим и поселился там (2Цар 5:3 и дал.). Он был родоначальником дома Давидова, царствовавшего до падения Иудейского царства. Давид приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2Цар 6); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2Цар 8:1, Быт 15:18, Нав 1:4). Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2Цар 7:1). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2Цар 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2Цар 11:12, Пс 50:1). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями. В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2Цар 15:1), Савея (2Цар 20:1) и Адонии (3Цар 1:1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т.п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание Давида Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2Цар 22:1, 2Цар 23:1) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе Давидовом» (3Цар 2:10, 3Цар 2:11). Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2Цар 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида». Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Пс 22:1, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2Цар 23:1). Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии — «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на Пс 109:1 в Мф 22:43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян 2:25 и дал., Пс 15:1).

2) Давидом также называется великий обещанный Царь, т.е. Мессия (Иер 30:9, Иез 34:23 и дал., Ос 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (Мк 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иер 22:2, Иер 22:4) и имеет ключ Давида (Откр 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизмерной милости Божией обещанной Давиду (Ис 55:3, 2Цар 7:12 и дал.), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Пс 88:4, Пс 88:5,21,36,50, Иер 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деян 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном Давидовым (Мф 1:1, Мк 10:47, Лк 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид (Зах 12:8).