Загрузка

деньги

В Библии слово "деньги" упоминается в 23 стихах.

Исх 22 : 15
если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.
Исх 22 : 25
Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
3Цар 10 : 28
Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
2Пар 1 : 16
Коней Соломону приводили из Египта и из Кувы; купцы царские из Кувы получали их за деньги.
1Езд 7 : 17
поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев и хлебных приношений к ним и возлияний для них, и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме.
Сир 18 : 33
Не сделайся нищим, пиршествуя на занятые деньги, когда ничего нет у тебя в кошельке.
Сир 21 : 9
Строящий дом свой на чужие деньги - то же, что собирающий камни для своей могилы.
Плач 5 : 4
Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.
Иез 16 : 36
Так говорит Господь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими, и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им, -
Мих 3 : 11
Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!"
2Макк 1 : 14
Именно, когда Антиох, как бы намереваясь сочетаться с нею, пришел на то место, а бывшие с ним друзья пришли взять деньги как приданое,
2Макк 4 : 20
итак, им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов.
2Макк 4 : 23
По прошествии трех лет Иасон послал Менелая, брата вышеозначенного Симона, чтобы он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах.
2Макк 4 : 45
Менелай, уже взятый, обещал Птоломею, сыну Дорименову, большие деньги, если он упросит за него царя.
2Макк 8 : 25
Взяли и деньги у пришедших покупать их; преследовали их на значительное расстояние и возвратились, будучи остановлены временем.
3Макк 2 : 24
Но большая часть укрепились мужеством духа и не отпали от благочестия; они отдавали деньги за жизнь свою, и небоязненно пытались избавиться от записи, имея добрую надежду получить помощь, и от отпавших отвращались, почитая их врагами своего народа и избегая всякого общения с ними и дружественного обхождения.
Мф 28 : 15
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня.
Мк 12 : 41
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Ин 2 : 15
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
Деян 4 : 37
у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.
Слово Деньги найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант — 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); → Меры длины, площади, объема и веса (II);

2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово «деньги» может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; таким образом, золотой сикль (4Цар 5:5; 1Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты — серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, — кесита — упоминается в Быт 33:19 (в Синодальном переводе — «монета») и в Иов 42:11.

II. Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69; Неем 7:70–72), перситская золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перситской провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью «Первосвященник Ионафан и общество иудеев» (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке.

III. 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них — евр. ЛЕПТА (Мк 12:42; Лк 12:59). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ (Мк 12:42; Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29; Лк 12:6). Римский эквивалент греческое ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28; Мк 6:37; Лк 7 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22 динарий назван «монетой, которой платится подать»: ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;

2) в Мф 17 упоминается ДИДРАХМА, греч. монета, которой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязательством (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13; Исх 38:26. Таким образом, дидрахма (— два динария) равнялась половине евр. сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму;

3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ (Мф 18:24; Мф 25:15), равный 60 минам — 6000 драхм.

IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к. точные сведения о покупат. способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16; 3Цар 10:29; 4Цар 6:25; 4Цар 7:1). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе которых можно сделать некоторые выводы. Согласно Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согласно Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни «стоил» один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев — плата за 300 дней, т.е. почти годовой заработок наемного работника.

Словарь Геце :

Из золота и серебра. Быт 13:2. Чис 22:18.

Римляне ввели в употребление медь. Мф 10:9.

Первоначально чеканились с изображением. Быт 23:15, Быт 33:19.

Римляне чеканили с изображением императора. Мф 22:20−21.

Обычно считались на вес. Быт 23:16. Иер 32:10.

Упоминаемые в Библии:

Талант золота. 3Цар 9:14; 4Цар 23:33.

Талант серебра. 3Цар 16:24; 4Цар 5:22−23.

Сикль серебра. Суд 17:10; 4Цар 15:20.

Пол сикля. Исх 30:15.

Треть сикля. Неем 10:32.

Четверть. 1Цар 9:8.

Гера, двадцатая часть сикля. Чис 3:47.

Фунт. Лк 19:13.

Динарий. Мф 20:2; Мк 6:37.

Кодрант. Мф 5:26; Лк 12:6.

Лепта. Мк 12:42; Лк 21:2.

Мерилом у евреев служила монета, хранимая в святилище. Лев 5:15; Чис 3:47.

Купцы имели их в обращении. Быт 23:16.

Евреям запрещалось отдавать в рост. Лев 25:37.

Размен денег был особым предметом торговли. Мф 21:12; Ин 2:15.

Уплачивались:

При покупке земли. Быт 23:9. Деян 4:37.

За рабов. Быт 37:28. Исх 21:20−21.

За товары. Быт 43:12. Втор 2:6.

Как дань. 4Цар 23:33. Мф 22:19.

Как поденная плата. Езд 3:7. Мф 20:2. Иак 5:4.

Как жертва. 4Цар 12:7−9. Неем 10:32.

Как милостыня. 1Цар 2:36. Деян 3:3, 6.

Обычай дарить деньги Иов 42:11.

Власть и польза их. Еккл 7:12, Еккл 10:8.

Любовь к ним — корень зла. 1Тим 6:10.

Словарь Вихлицкого :
В виде монет появились у евреев только незадолго перед вавилонским пленением, а до этого за покупку отвешивалось на весах золото или серебро (Ис 55:2; Иер 32:10), поэтому некоторые единицы веса стали и единицами стоимости. Основной единицей стоимости у евреев был сикль (см). Сикль различался серебряный (священный) и золотой.

Во времена Христа в Палестине основными монетами были драхма (греческая монета) и динарий — равная ей по стоимости римская монета. За драхму (динарий), которые были дневной платой солдату и поденному рабочему (Мф 20:2, Мф 20:9, Мф 20:10, Мф 20:13), можно было купить небольшую овцу.

Для сравнения стоимости других монет см. след. таблицу:

серебряные монеты

1 сикль (серебреник)

1 статир = 1 сиклю = 4 драхмам

1 дидрахма = 2 драхмам = 1/2 сикля

1 драхма = 1 динарию = 1/4 сикля

1 гера = 1/5 драхмы = 1/20 сикля

медные монеты

1 ассарий = 1/4 геры = 1/20 динария

1 кодрант = 1/3 ассария = 1/60 динария

1 лепта = 1/2 кодранта = 1/120 динария

+

60 сиклей (то есть 240 драхм) составляли мину, а 50 мин (то есть 3000 сиклей или 12000 драхм) составляли талант.

Стоимость золотых таланта, мины и сикля к соответствующим серебряным относилась в среднем как 16:1 (то есть, если сикль серебряный соответствовал 4 драхмам, то золотой — 64 драхмам и т.д.).

В заключение подсчитаем, что собой представляет долг должника царю (образно — долг грешника перед Господом), о котором говорится в Мф 18:24-35:

10000 х 12000 = 120000000 драхм.

Работая поденщиком (или служа солдатом) Зах 1:1 драхму в день, для отдачи такого долга потребовалось бы работать:

120000000 : 365 = 328767 лет.

Можно ли самому отдать такой долг? (см. также вес)
Словарь Никифорова :
См. Монета.
Словарь Нюстрема :
евр. кесеф, т.е. серебро. Первоначально торговля представляла не что иное, как обмен товаров. Торговали тогда преимущественно скотом, который, собственно, и являлся ценностью. На римских монетах поэтому часто было изображение овцы или какого либо другого животного. Когда торговля достигла такой степени развития, что перестала быть простым обменом товаров, тогда потребовалось другое меновое средство, признаваемое обеими сторонами и имеющее постоянную ценность. Таковым средством в западной Азии с древнейших времен служили благородные металлы: серебро и золото, в начале в необработанных слитках, цена которых определялась по весу. Поэтому часто говорится, что деньги отвешивались продающему. Так, Авраам отвесил Ефрону серебро (Быт 23:16), и Иеремия, купив поле в Анафрф у Анамеила, отвесил ему на весах семь сиклей серебра и десять сребреиников (Иер 32:9, Иер 32:10). Первым шагом к чеканке монет, может быть, послужило то, что отдельные куски металла снабжались знаком, обозначающим их вес. В этом значении некоторые понимают плату за поле с пещерой, которое Авраам купил у Ефрона, отвесив ему четыреста сиклей серебра, «какое ходит у купцов» (Быт 23:16). Таковыми, вероятно, был тот слиток золота, весом в пятьдесят сиклей, который присвоил себе Ахан (Нав 7:21) и 100 монет (кесита по евр.) в Быт 33:19, Нав 24:32, Иов 42:11, во всяком случае решающую роль играл вес денег, а не обозначение. Денежная единица сикль (шекель) обозначает также вес, и это слово стало со временем общим названием обиходного веса и ходящей монеты, как и слова: рубль, лира, марка и другие в Европе. По ценности и весу серебряного сикля или сикля священного (Исх 30:13) закон Моисеев определял также различные подати и дани (Лев 27:3). Когда дело касалось больших ценностей, то брали большие меры веса для счисления; самой большой мерой был талант или киккар, т.е. круг; это название указывает на серебряные слитки в виде кругов или колец, каковые можно видеть на египетских памятниках, где изображены весы, на одной чашке которых помещено животное (очевидно оцениваемое), а на другой — несколько кольцеобразных слитков серебра. Рядом с весами стоит писец, записывающий на доске.

О чашах см. Ис 46:6. Гирями первоначально служили камни и поэтому на еврейском языке гиря обозначается словом «камень». Так, в заповедях (Лев 19:36) сказано: «Да будут у вас весы верные, гири верные» (буквально камни). В Втор 25:13 запрещается иметь в суме двоякие гири (камни большего и меньшего веса). Срав. также Притч 16:11. И теперь можно встретить в Палестине мелочных торговцев, употребляющих камни вместо гирь.

Монеты в настоящем значении слова впервые появились у финикиян, древнего торгового народа. От них, вероятно, израильтяне получили монеты, которые были у них в употреблении до Вавилонского плена. Талмудисты утверждают также, что все серебряные монеты, упоминаемые в законе, — тирского происхождения. Другие придерживаются того мнения, что финикийские монеты представляли большие или меньшие слитки металла круглой или четырехугольной формы, определенного веса, и что у греков впервые появились настоящие монеты. По словам Геродота лидийцы в Малой Азии первые начали чеканить серебряные монеты; это надо понимать так: Лидийское правительство впервые начало ставить знак на монетах, тогда как раньше это было дело купцов. Во время Вавилонского плена евреи познакомились с вавилонскими и персидскими монетами и с того времени стали вести счет драхмами, персидской золотой монетой, названной так, может быть, по имени Дария Гистаспа, который впервые начал их чеканить. О таких золотых драхмах мы читаем в Езд 2:69, Езд 8:27, Неем 7:70, 1Пар 29:7. Золотые драхмы, находимые до сих пор, равняются, приблизительно, 11 руб. Существовали также серебряные драхмы меньшей ценности. После падения Персидского царства у евреев были в обращении греческие и сирийские монеты — таланты и драхмы — В 143 г. до Р. Хр. Симон Маккавей, спустя четыре года после освобождения Израиля, получил от Антиоха VII право на чеканку еврейской монеты (1Мак 15:6). Симон чеканил из серебра и бронзы сикль, полсикля и четверть сикля; многие монеты времен Симона и позднее сохранились до наших дней. По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотникам (16,37 грам.), а серебряного сикля — 3,35 золотникам (14,55 грам.), почему ценность серебряного сикля (по сведениям Иосифа Флавия, равная 4 аттическим драхмам или 4 римским динариям) составляла около 1 р. 22 к., а золотого — около 20 р. 66 к. О золотом сикле, вероятно, упоминается в 4Цар 5:5. В определении ценности сикля очень помогли найденные в развалинах Ниневии ассирийские государственные стандартные гири, по которым вес ассирийского сикля равнялся 3,87 золотника (16,83 грам.). На одной стороне серебряного сикля времен первосвященника Симона изображена чаша, вокруг которой выбиты древнееврейские или так называемые, самарийские буквы: «Schekel Jisrael», т.е. израильский сикль, над чашей буквы B.S., 2 год. На другой стороне вокруг линии выбиты слова: «Святой Иерусалим». Части сикля были «века» (бека) или полсикля (Исх 38:26) ценностью около 57 коп. и «гера» 1/20 часть сикля (Исх 30:13), т.е. около 6 1/2 коп.

Мина и талант являлись более крупными денежными единицами. Мина соответствует 50 сиклям, талант же равнялся 60 минам или 3000 сиклей; следовательно, древняя золотая мина на наши деньги равнялась 1033 р. 59 к., а серебряная около 51 р. 68 к. Серебряный талант составлял около 3488 р 40 к., а золотой талант — около 62791 р. 20 к. Менаим должен был выдать ассирийскому царю Фулу 1000 серебряных талантов, т.е. 3.488.400 р. (4Цар 15:19). Иезекия должен был уплатить 300 серебр. талантов, т.е. 1.046.520 р. и 30 золотых талантов, т.е. 1.883.757 р.

В Новом Завете говорится о мине у Лк 19:1-3 и дал.

Во времена Нов. Завета были в обращении греческие и римские монеты: «статир» (Мф 17:27), равный ветхозаветному священному сиклю, около 1 р. 16 к.; «дидрахма», т.е. двойная драхма (Мф 17:24), соответствующая ветхозаветной «беке», около 57 к. Самой обыкновенной монетой был римский динарий. В Евангелии говорится о 200 динариях (Мк 6:37) и о 2-х динариях (Лк 10:35). Этот динарий соответствовал греческой драхме (т.е. горсть), около 31 к. В Мф 20:2 динарий составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во времена Тиверия. Срав. Откр 6:6 «Хиникс (около литра) пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий» — цена припасов во время дороговизны. Римский динарий в то время был самой распространенной монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р. Хр. с изображением римской богини, украшенной шлемом. Затем римляне стали помещать на динарии изображение кесаря с надписью. Сравни Мф 22:19 и дал. Мелкой монетой был римский ассарий (Мф 10:29 и Лк 12:6) — медная монета, ценностью около 1 1/2 коп.; далее, римский кодрант, приблизительно 1/2 коп. (Мф 5:26) и греческая монета лепта (Мк 12:42), равная половине кодранта, т.е. 1/4 коп. Римский ассарий имеет на одной стороне голову Януса, на другой нос судна.