Загрузка

дождь

В Библии слово "дождь" упоминается в 57 стихах.

Быт 7 : 4
ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
Быт 7 : 13
и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
Быт 8 : 2
И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
Исх 9 : 33
И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю.
Исх 9 : 34
И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его.
Втор 11 : 14
то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;
Втор 28 : 12
Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].
Втор 32 : 2
Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
1Цар 12 : 17
не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя.
1Цар 12 : 18
И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.
2Цар 1 : 21
Горы Гелвуйские! да [не сойдет] ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем.
3Цар 8 : 36
тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
3Цар 17 : 14
ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.
3Цар 18 : 1
По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
3Цар 18 : 44
В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: "запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь".
3Цар 18 : 45
Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.
2Пар 6 : 27
тогда Ты услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
Иудифь 8 : 31
Помолись же о нас, ибо ты жена благочестивая, и Господь пошлет дождь для наполнения водохранилищ наших, и мы больше не будем изнемогать от жажды.
Иов 5 : 10
дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей;
Иов 37 : 6
Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.
Слово Дождь найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ДОЖДЬ, дождик, дожж, дожжик, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь; дежгем, дождем; дежгевый, дождевой; дежгити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, самый сильный; косохлест, подстега, косой дождь, по направлению сильного ветра. Грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника. Купальный или окатный дождь, решето, в банях и купальнях, через которое вода льется дождем. Частые дождички, буйны ветры. Дождь через солнце, сквозь солнце, одновременно. Дождь пополам с солнышком, по утопленнике, либо праведник помер. Дождь пробил до костей. Дождь сухой нитки не оставил; промок словно юша, ниж., костр. После дождика даст Бог солнышко. После грозы дождь, после ведра ненастье. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. На одном часу и снег, и дождь. Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок. Как в мае дождь, так будет и рожь. Даст Бог дождь, уродится и рожь. Даст Бог дождь, даст и рожь. Дождь как из ведра. Дай Бог дождю, в толстую возжу! Крупен дождь не спор. По капле дождь, по росинке роса. После Казанской, дождь пойдет, все лунки нальет. На Казанскую дождь лунки нальет, зиму приведет, октября 22. Уж дождь дождем, поливай ковшем! привет дождю. Мать Божья, подавай дождя, на наш ячмень, на барский хмель! привет дождю. От дождя, да (или не) в воду. Быть было ненастью, да дождь помешал. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Дождем покрыто, ветром огорожено, жилье. Не под дождем: постоим, да подождем. Не под дождем, подождем. Мокрый дождя, а нагой разбою не боится. Дождь на молодых - счастье. Дождь-мужику рожь, а бурлаку-вошь. Дождевой, дозжевой, церк. дождевный, от дождя происшедший, дождь приносящий, к дождю относящийся. Дозжевая туча. Дождевая вода преснее и мягче всякой иной. Вскочил, как дождевой пузырь (как волдырь). Большие дождевые пузыри, к дождям. Дождливый день или год, обильный дождем, дождями; дождистый край, полоса, местность, обильная дождями. Дождевик, дождяник, дозжевик м. поганый гриб Lycoperdon, заячья картошка, пурхавка, пчелиная губка, бздюх, табачник, чертова тавлинка. Дождевик не гриб, выскочка не указчик. Случайный человек, что дождевик: вскочил и лопнул. | Дождевой или земляной червяк, употреб. для наживы удочек. Дождейка ж. кадка, под кровельные, водосточные трубы. Дозжуха ж. дождевая вода, в каком-либо употреблении. Стирать белье в дозжухе. Когда в сене дождевина (гниль), тогда в сусеке ведрина, т. е. хлеб хорошо родится. Дождить, кропить дождем, посылать дождь. Опять задождило. В сени надождило. Одождило нивы. Отдождило, прояснело. Хоть бы подождило. Весь день продождило. Господь дождит на нивы. Поп дождит кропилом. | Безличн. идти дождю. На дворе дождит. Дозжаться арх. безличн. дождить, идти дождю. На дворе будет дозжаться, будет дождь. Дождемер, оброметр, снаряд, измеряющий количество падающего дождя. Дожденосный, дождеродный, приносящий, рождающий дождь.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Продолжающееся в Палестине пять месяцев засушливое лето сменяется периодом Д. (→ Календарь):

1) с середины мая до второй половины октября Д. не выпадают даже на побережье (см. Притч 26:1; 1Цар 12 и след.). Но зап. ветер приносит на равнину и на склоны гор влагу (Быт 27:28; Втор 33:28; Суд 6:38; Иов 29:19; Зах 8:12). В пустыне Негев осадки выпадают в виде росы, причем здесь она особенно обильна из-за резких колебаний дневной и ночной температуры;

2): а) период Д. начинается обычно в октябре, вскоре после → праздника Кущей, причем в холмистой местности — несколько позднее, чем на побережье. Эти ранние Д. [еврейское йорэ (Втор 11:14; Иер 5:24; Иоиль 2:23; Иак 5:7)] предшествуют пахоте и севу, орошая иссохшую от летней жары почву. Но если Д. задерживаются (до ноября и даже до начала января), а ветер гонит над землей только «тучи без дождя» (Притч 25:14; Иуд 1:12), или если за первыми Д. наступает продолжит. сухой период, то урожай оказывается под угрозой; б) после ранних Д. наступает время, когда регулярно дуют благодатные для земледелия зап. ветры, приносящие с собой Д. В первые два-три дня продолжит. Д. сменяются кратковрем., и после этого прим. четыре дня стоит сухая солнечная погода — до след. Д. Эти Д. обычно внезапны и интенсивны (3Цар 18:45; Езд 10:9,13; Иез 13:13,14; Мф 7:25,27). → Снег выпадает только в конце декабря, во второй половине периода Д.; в) в марте-апреле, когда становится теплее, выпадают поздние Д. [еврейское малкош]. Влага позволяет налиться колосьям и обеспечивает хороший урожай (Втор 11:14; Иов 29:23; Притч 16:15; Иер 3:3; Иер 5:24; Ос 6:3; Иоиль 2:23; Зах 10:1).

II. Больше всего осадков выпадает в сев. и зап. частях Палестины. По мере продвижения на юг и удаления от моря на восток их количество снижается. Однако с увеличением высоты осадков выпадает больше. В особо благоприятном положении, таким образом, оказываются тер. на востоке Палестины — от → Васана и → Галаада до → Аврана, а на юге — Эдома. Д. проливаются над низменными областями Нижней Галилеи, Изреельской равниной и над пустыней Негев, в то время как в остальных областях, прилегающих к вост. берегу Иордана и отделенных от Средиземного моря горами Иуды, Ефрема, Верхней Галилеи и особенно горными хребтами Ливана и Антиливана, осадки крайне редки. Заметно уменьшается количество влаги на вост. склонах гор; это прежде всего относится к горам на зап. берегу Иордана, а также к вост. части Негева и к Араве. Количество осадков определяет границы между пашнями и пастбищами, а также между степями и пустыней. При этом к пустыням относятся не те области, где никогда не бывает Д. или их недостаточно для сельскохоз. использования земель, а те, в которых Д. идут нерегулярно.

III. Если засуха приходится всегда на одно и то же время, то период Д., от которых зависит урожай, может преподносить любые неожиданности. Урожай зависит не только от общего количества осадков, но и от равномерного выпадания Д. в зимние месяцы. Если наступление ранних или поздних Д. задерживается или Д. не идут вовсе, это может стать причиной неурожая и, как следствие, голода; только обильные и равномерные Д. способны обеспечить изобилие и плодородие (Пс 64:10–14). В этом израильтянин всегда видел свою зависимость от Господа, Который один только может послать Д. (Иер 14:22; Пс 146:8). Д. — это Божье благословение (Иез 34:26 и след.; ср. Мал 3:10), а также символ Его духовных даров (Ис 55 и след.; Ос 6:3; Ос 10:12), в то время как засуха означает Его суд (Втор 11:17; Втор 28:23 и след.; Агг 1 и след.).

Словарь Геце :

Происходит чрез сгущение облаков. Иов 36:27, Иов 36:28. Пс 76:17. Еккл 11:3.

Господь Бог:

Полагает устав дождя Иов 28:26.

Готовит. Пс 146:8.

Посылает на землю. Иоиль 2:23.

Являет в нем милость Свою. Деян 14:17.

Являет щедрость Свою. Иов 36:26, Иов 36:27.

Дает добрым и злым. Мф 5:45.

Достоин восхваления. Пс 146:7.

Внушает страх человеку. Иер 5:24.

Идолы бессильны послать его людям. Иер 14:22.

Не сразу после сотворения мира послан на землю. Быт 2:5.

Редко выпадает в Египте. Втор 11:10. Зах 14:18.

В Ханаане падает обильно. Втор 11:11.

Его назначение:

Освежать землю. Пс 67:9, Пс 71:6.

Давать ей плодородие. Евр 6:7.

Пополнять источники земные. Пс 103:8.

Обещан послушному в свое время. Лев 26:4. Втор 11:14. Иез 34:26, 27.

Господь удерживает его в наказание людям. Втор 11:17; Иер 3:3, Иер 5:25; Ам 4:7.

При недостатке его:

Земля дает трещины. Иов 29:23; Иер 14:4.

Высыхают источники. 3Цар 17:7.

Причиняет голод. 3Цар 18:1, 2.

Молитва способствует возобновлению его. 3Цар 8:35, 36; Иак 5:18.

Удержан был три года и шесть месяцев во дни Илии. 1Цар 17:1; Иак 5:17.

Большой. Езд 10:9.

Обильный. Пс 67:9.

Потопляющий. Иез 38:22.

Проливной. Притч 28:3.

Малый. Иов 37:6.

После жатвы ранний способствует посеву. Втор 11:14; Иер 5:24.

Поздний — перед жатвой. Иоиль 2:23; Зах 10:1.

Радуга нередко появляется в течение его. Быт 9:14; Иез 1:28.

Часто сопровождался жаркой погодой и солнечным светом. 2Цар 23:4; Ис 18:4.

Приближение облака с запада было признаком его. 3Цар 18:44; Лк 12:54.

Северный ветер прогоняет его. Притч 25:33.

Необычен в течение жатвы. Притч 26:1.

Гром и молния сопровождают его. Пс 134:7.

Буря часто бывает. Мф 7:25, 27.

Примеры необычайных дождей

Во время потопа. Быт 7:4, 12.

Пролившийся на Египет. Исх 9:18.

Во время уборки пшеницы во дни Самуила. 1Цар 12:17, 18.

После продолжительной засухи во дни Ахава. 3Цар 18:45.

После плена. Езд 10:9, 13.

Часто препятствовал путешествиям на востоке. 3Цар 18:44; Ис 4:6.

Нередко разрушал дома. Иез 13:13−15; Мф 7:27.

В переносном смысле:

О слове Божием. Ис 55:10, 11.

О верных слижителях алтаря. Втор 32:2.

О Христе и участии в Его милостях. Пс 71:6; Ос 6:3.

О духовных благословениях. Пс 67:9, Пс 83:6. Иез 34:26.

О праведности. Ос 10:12.

О судах Божиих. Иов 20:23. Пс 10:6. Иез 38:22.

О притеснении бедным бедняка. Притч 28:3.

Словарь Вихлицкого :
В Палестине имел очень важное значение, так как случался только в короткие зимние месяцы. Ранним дождем называли первые дожди осенью во время сеяния хлеба (в октябре), поздним — последние, весной (в апреле), при созревании хлебов. Поэтому дождь символизирует с одной стороны Божие благословение (Лев 26:4; Иер 3:3) и слова истинного учения (Втор 32:2; Иов 29:23), а с другой — кару (Втор 28:24; Иез 38:22) и жизненные испытания (Мф 7:25, Мф 7:27).
Словарь Никифорова :
(Быт 2:5). Для того чтобы понять силу различных неоднократных указаний в Свящ. Писании на означенное физическое явление природы, необходимо иметь хотя некоторое понятие о временах года в Палестине. В этой стране дожди часто падают в так называемые у нас холодные месяцы — с ноября по апрель. В это время иногда бывают сильные ливни, с громом, молниею и порывистым ветром, в течение нескольких дней. В летний сезон, от мая до октября, земля большею частью сохнет, зелень блекнет и растительность вянет, вследствие положительного отсутствия дождей. В библейское время, как и ныне, гром и дождь во время жатвы пшеницы были почти чудом, наполнявшим народ страхом и удивлением (1Пар 12:16-18). Соломон говорил о дожде во время жатвы, как о самой необыкновенной случайности (Притч 26:1). Первые дожди, после летнего бездождия, падают обыкновенно в октябре и называются ранними, или осенними дождями (по Евр йорех), так как они предшествовали времени посевов, и способствовали разрыхлению почвы. Поздние, или весенние дожди обыкновенно бывают в апреле перед самою жатвою и, конечно, оказывают благотворное действие на созревание земных плодов (Евр название их малкош). Он (Господь) приидет к нам как дождь, говорит пр. Осия, как поздний дождь оросит землю (Ос 5:3). У свящ. писателей дождь очень часто представляется символом Божественной благости (Ис 44:3-4, Ос 6:3); он также часто служит образом спокойной, сильной, внушительной речи: польется как дождь учение мое, восклицает Моисей в своей прощальной речи к Евреям, как роса речь моя, как дождь мелкий на землю, как ливень на траву (Втор 32:2). Сильные бури с дождем и ветром бывают очень нередко в жарких странах, в том числе и в Палестине, потому-то невольно вспоминаются нам при этом следующие величественные слова Псалмопевца: облака изливали воды, тучи издавали гром и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном: молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась (Пс 76:18-19). В кн. Песнь Песней также содержится поэтическое указание на то, что, по прошествии зимы, дождевое время года прекращается: Вот уже зима прошла, говорится в ней, дождь миновал, перестал; цветы показались на земле, время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей (Песн 2:2-12).
Словарь Нюстрема :
евр. матар. Дождь, кроме буквального значения, это слово часто имеет символический смысл, а именно — духовное благословение (Втор 32:2, Иов 29:23 и дал.). Радуга, по Быт 9:14 и дал., была знаком, что больше на земле не будет истребляющего потопа. О радуге говорится у Иез 1:28, Откр 4:3, Откр 10:1. О происхождении дождя см. «Твердь»; «небо».

Ранний и поздний дождь (Втор 11:14). — Ранний дождь бывал во время сеяния осенью; поздний — весною во время созревания хлеба. Далее о дожде смотри «Палестина».