Ефес (ἔφεσος = желательный, вожделенный; Ephesus; Ефе́съ): Деян.18:19, 21, 19:1. 17:35. Ефес.1:1. 1Тим.1:3: Откр. 1:11, 2:1. – Из Ионических городов Малой Азии; лежал между Смирной и Милетом, на скатах гор или холмов Коррисуса и Приона при реке Каистре, недалеко от впадения ее в Икарское море, составляющее часть Егейского моря, на западном берегу Малой Азии. Он был главным городом ионийцев. Приморское его положение, плодородие почвы земли, благорастворенный климат и обширная и хорошо устроенная гавань, удобные пути сообщения с внутренними землями полуострова, знаменитый храм Артемиды или Дианы и постоянное сюда стечение народа с разных сторон; частью для торговли и частью для поклонения богине и ее образу, делали его одним из самых богатых и знаменитейших городов Малой Азии. Начало сего города возводят к древнейшим временам. Первобытными обитателями его, по Страбону, почитаются карийцы и кочующие лелеги, которые после смешались с греками. Плиний и Стефан Византийский приписывают основание его амазонам; но Помпоний Мела и Полигистор Солина приписывают им только построение храма Дианы, почитание которой принесено туда из-за Кавказа. Исторически известным делается этот город со времени поселения здесь ионийцев, одного из главных греческих племен, которые под предводительством Андрокла, сына Кодра, переселившись сюда из Аттики, завладели этим древним городом, прогнав и частью истребив карийцев, расширили его, и основав разные другие города, сделали его главным городом союза 12-ти Ионийских городов (Страб. XIV. p. 632. Герод. 1. 142). Впоследствии, в 7-м веке до Р. Хр., он завоеван был последним царем Лидийским, Крезом (Herod. 1, 26); в 5-м в. до Р. Хр. подпал под владычество персов, потом греков и, наконец, римлян. В это время, т. е. во время владычества римлян, он был главным городом Азии проконсульской, местопребыванием проконсула и средоточием малоазийской торговли. Об обширных путях сообщения и торговых сношениях Ефеса с разными приморскими землями и городами, равно как и островами, явно можно видеть не только у светских историков, напр. Геродота (1; 142), Страбона (XIV. р. 950), Плиния (Hist, Nat. V. 31) и др., но и из Св. Писания. Так из историй путешествий ап. Павла видны сношения Ефеса с разными землями и городами Греции, Македонии, Малой Азиии, Финикии, Сирии и Палестины, также с островами, каковы напр. Хиос, Самос, Кос, Родос, Кипр и с разными другими прибрежными местами (Деян.18,. 19, 20, 21). Из тех же Деяний Апостольских видно, что Ефес имел удобное и сухопутное сообщение с внутренними областями Малой Азии, напр. с Троадой, Мисией, Лидией, Фригией, Галатией, Сирией и др. (Деян.16:6–8, 18:19–23, 20:1–5, 18–17). Ефес, сказали мы выше, особенно славился храмом Дианы, который причислялся к семи чудесам света. Храм этот, по мифологическим сказаниям, первоначально построен был амазонками, приплывшими сюда из стран Гиперборейских, с грубым деревянным изображением Дианы; и он построен был первоначально на болоте, в семи стадиях от города. Но он потом несколько раз был перестраиваем. В строении его в свое время участвовал Крез, царь Лидийский и другие города малоазийские; строение это продолжалось 220 лет (Plin. XVI, 79. XXXVI, 21). Но храм этот сожжен был безумным греком Геростратом, желавшим чрез это прославить себя в истории. Это случилось в день рождения Александра Македонского. На месте его построен был новый великолепнейший храм, для которого ефесские жены жертвовали всеми своими украшениями (Страб. ХIV. р. 640). И этот храм после много был перестраиваем; но, по замечанию Плиния, образ богини при всех перестройках оставался неизменяемым (Плин. XVI, 79). Наконец знаменитый храм этот совершенно разрушен был около половины третьего века по Р. Хр. готфами (Herz. IV. p. 84. Всем. Ист. Шлосс. Т. 2. стр. 184). Славясь обширной торговлей и храмом Дианы, Ефес известен был и науками, и искусствами, которые находили здесь приют себе и пользовались покровительством. Гераклит философ был гражданин ефесский. Знаменитый живописец Парразий процветал в Ефесе. Были здесь и училища (Деян.19:9); но особенно распространялись здесь тайные знания и всякого рода суеверия и волхвования (Деян.19:19). Здесь жили множество и ремесленников, из коих известны занимавшиеся приготовлением моделей храма Дианина, которые усердно покупались суеверными почитателями этой богини. Много было там иудеев, распространявших свои ложные понятия и правила (Еф.2:15), были из них занимавшиеся заклинаниями (Деян.19:13), и особенно сильно распространялись там пороки язычества. Еще Гераклит в свое время жаловался уже на развращение ефесян. По свидетельству Ап. Павла, ефесяне, будучи без Христа, отчужденные от общества израильского, и чуждые заветов обетования, подобно младенцам, увлекались всяким ветром учения, бессмысленно обольщались пустыми словами, предавались всяким порокам, жили по обычаю мира, были мертвы по преступлениям и грехам, своим (Еф.2:1–3, 11–12, 4:14, 17–19).