Загрузка

ефес

В Библии слово "ефес" упоминается в 7 стихах.
Другие формы слова : ефес.

Деян 18 : 24
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Деян 19 : 1
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
Деян 19 : 35
Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
Деян 20 : 16
ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
Деян 20 : 17
Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
2Тим 4 : 12
Тихика я послал в Ефес.
Откр 1 : 11
то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Слово Ефес найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ефес (ἔφεσος = желательный, вожделенный; Ephesus; Ефе́съ): Деян.18:19, 21, 19:1. 17:35. Ефес.1:1. 1Тим.1:3: Откр. 1:11, 2:1. – Из Ионических городов Малой Азии; лежал между Смирной и Милетом, на скатах гор или холмов Коррисуса и Приона при реке Каистре, недалеко от впадения ее в Икарское море, составляющее часть Егейского моря, на западном берегу Малой Азии. Он был главным городом ионийцев. Приморское его положение, плодородие почвы земли, благорастворенный климат и обширная и хорошо устроенная гавань, удобные пути сообщения с внутренними землями полуострова, знаменитый храм Артемиды или Дианы и постоянное сюда стечение народа с разных сторон; частью для торговли и частью для поклонения богине и ее образу, делали его одним из самых богатых и знаменитейших городов Малой Азии. Начало сего города возводят к древнейшим временам. Первобытными обитателями его, по Страбону, почитаются карийцы и кочующие лелеги, которые после смешались с греками. Плиний и Стефан Византийский приписывают основание его амазонам; но Помпоний Мела и Полигистор Солина приписывают им только построение храма Дианы, почитание которой принесено туда из-за Кавказа. Исторически известным делается этот город со времени поселения здесь ионийцев, одного из главных греческих племен, которые под предводительством Андрокла, сына Кодра, переселившись сюда из Аттики, завладели этим древним городом, прогнав и частью истребив карийцев, расширили его, и основав разные другие города, сделали его главным городом союза 12-ти Ионийских городов (Страб. XIV. p. 632. Герод. 1. 142). Впоследствии, в 7-м веке до Р. Хр., он завоеван был последним царем Лидийским, Крезом (Herod. 1, 26); в 5-м в. до Р. Хр. подпал под владычество персов, потом греков и, наконец, римлян. В это время, т. е. во время владычества римлян, он был главным городом Азии проконсульской, местопребыванием проконсула и средоточием малоазийской торговли. Об обширных путях сообщения и торговых сношениях Ефеса с разными приморскими землями и городами, равно как и островами, явно можно видеть не только у светских историков, напр. Геродота (1; 142), Страбона (XIV. р. 950), Плиния (Hist, Nat. V. 31) и др., но и из Св. Писания. Так из историй путешествий ап. Павла видны сношения Ефеса с разными землями и городами Греции, Македонии, Малой Азиии, Финикии, Сирии и Палестины, также с островами, каковы напр. Хиос, Самос, Кос, Родос, Кипр и с разными другими прибрежными местами (Деян.18,. 19, 20, 21). Из тех же Деяний Апостольских видно, что Ефес имел удобное и сухопутное сообщение с внутренними областями Малой Азии, напр. с Троадой, Мисией, Лидией, Фригией, Галатией, Сирией и др. (Деян.16:6–8, 18:19–23, 20:1–5, 18–17). Ефес, сказали мы выше, особенно славился храмом Дианы, который причислялся к семи чудесам света. Храм этот, по мифологическим сказаниям, первоначально построен был амазонками, приплывшими сюда из стран Гиперборейских, с грубым деревянным изображением Дианы; и он построен был первоначально на болоте, в семи стадиях от города. Но он потом несколько раз был перестраиваем. В строении его в свое время участвовал Крез, царь Лидийский и другие города малоазийские; строение это продолжалось 220 лет (Plin. XVI, 79. XXXVI, 21). Но храм этот сожжен был безумным греком Геростратом, желавшим чрез это прославить себя в истории. Это случилось в день рождения Александра Македонского. На месте его построен был новый великолепнейший храм, для которого ефесские жены жертвовали всеми своими украшениями (Страб. ХIV. р. 640). И этот храм после много был перестраиваем; но, по замечанию Плиния, образ богини при всех перестройках оставался неизменяемым (Плин. XVI, 79). Наконец знаменитый храм этот совершенно разрушен был около половины третьего века по Р. Хр. готфами (Herz. IV. p. 84. Всем. Ист. Шлосс. Т. 2. стр. 184). Славясь обширной торговлей и храмом Дианы, Ефес известен был и науками, и искусствами, которые находили здесь приют себе и пользовались покровительством. Гераклит философ был гражданин ефесский. Знаменитый живописец Парразий процветал в Ефесе. Были здесь и училища (Деян.19:9); но особенно распространялись здесь тайные знания и всякого рода суеверия и волхвования (Деян.19:19). Здесь жили множество и ремесленников, из коих известны занимавшиеся приготовлением моделей храма Дианина, которые усердно покупались суеверными почитателями этой богини. Много было там иудеев, распространявших свои ложные понятия и правила (Еф.2:15), были из них занимавшиеся заклинаниями (Деян.19:13), и особенно сильно распространялись там пороки язычества. Еще Гераклит в свое время жаловался уже на развращение ефесян. По свидетельству Ап. Павла, ефесяне, будучи без Христа, отчужденные от общества израильского, и чуждые заветов обетования, подобно младенцам, увлекались всяким ветром учения, бессмысленно обольщались пустыми словами, предавались всяким порокам, жили по обычаю мира, были мертвы по преступлениям и грехам, своим (Еф.2:1–3, 11–12, 4:14, 17–19).

Толковый словарь Даля :
ЕФЕС, м. нем, ручка, рукоятка, хватка у шпаги, сабли, у палаша. Ефесный, к ефесу относящ.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ефес (в совр. литературе — Эфес). Город в Лидии, на зап. побережье Малой Азии, располагавшийся при впадении реки Каистр в Эгейское море. К тому времени, когда при римлянах Е. стал столицей провинции Асия, он уже имел долгую историю. Е. был расположен на пути из Рима на восток; сильно пострадал во время землетрясения в период правления императора Тиберия. Позднее обмеление эфесской бухты в результате заноса песком привело к упадку, а затем и к гибели города. Его развалины находятся вблизи деревни Аясолук [искаж. греческое гагиос теологос, «святой богослов»; этим титулом обладал ап. Иоанн, который, согласно древнецерк. преданию, был главой малоазийских церквей, а в Е., как полагают, находилась его главная резиденция].

В новозаветный период Е. был самым значит. городом Малой Азии. В нем был жив дух позднегреч. космополитич. культуры; наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех святых городов древности. Е. с его Артемисием — храмом Артемиды — стал центром одного из вост. мистич. культов. Этот храм, обнаруженный археологами, считался одним из семи чудес света. Было найдено и подножие статуи богини, под которым находились драгоценные дары, пожертвованные богине Артемиде. За культ Артемиды город был награжден почетным титулом неокорос, («блюститель храма») (Деян 19:35; в Синодальном переводе — «служитель»), присуждавшимся по решению рим. сената тем городам, которые сооружали храмы в честь императоров и устраивали атлетич. состязания. Сохранились и развалины эфесского театра (Деян 19:29), в котором насчитывалось 66 рядов скамей с 24 тыс. мест для зрителей.

Во времена ап. Павла городом управляли Сенат и Народное собрание, руководимое секретарем («блюстителем порядка», Деян 19:35). Это собрание осуществляло надзор и за гор. казной, размещавшейся в храме. Павел дважды бывал в Е. Первый раз он прибыл сюда из Коринфа весной 52 г. по Р.Х. (Деян 18 и след.), а затем жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Сначала апостол три месяца проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на неприязнь, вместе с учениками отделился от иудеев и в течение двух лет ежедневно благовествовал «в училище некоего Тиранна» (Деян 19:8–10). Предположит. Павел наведывался в Е. и в третий раз (ср. 1Тим 1:3).

Словарь Вихлицкого :
(Деян 18:19, Деян 18:21, Деян 18:24; Деян 19:1, Деян 19:17, Деян 19:26, Деян 19:28, Деян 19:34, Деян 19:35; Деян 20:16, Деян 20:17; 1Кор 15:32; 1Кор 16:8; 1Тим 1:3; 2Тим 1:18; 2Тим 4:12; Откр 1:11; Откр 2:1) — богатый город на средиземноморском побережье Малой Азии, местопребывание проконсула Асии во времена владычества Рима. Был особенно известен благодаря храму Артемиды. В этом процветающем городе язычников ап. Павел образовал общину верующих и отсюда его проповедь распространялась по всей Асии. Сюда, перед самым разрушением Иерусалимского храма в 70 г., переехал ап. Иоанн и здесь он жил до самой своей смерти, здесь написал Евангелие, Послания и Откровение. Город был разграблен и разрушен готами в 262 г. и теперь на его месте остались только развалины. (см. Артемида)
Словарь Никифорова :
(Желательный, вожделенный; Деян 19:35) — известнейший из Малоазийских городов, расположенный на р. Каистре, близ ее устья, в 30 англ. милях на ю. от Смирны. Ефес служил украшением и митрополиею проконсульской Азии и славился знаменитым храмом Дианы (см. Артемида). Ап. Павел прибыл в означенный город в 54 г. по Р.Х. и начал свою проповедь в Иудейской синагоге. Многие из обратившихся в христианство вследствие его проповеди крестились, и им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он проповедовал в общественном здании, именно в школе некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до 3 лет и сопровождалась многими чудесами (Деян 19:12 и сл.), и успехи ее были весьма велики. В это время апостол написал свое 1-е послание к Коринфянам. Посему бодрствуйте, говорил он в продолжительной речи к пастырям Ефесской церкви, памятуя, что я три года, день и ночь, непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян 20:31). Вследствие неутомимой и энергичной проповеди ап. Павла в Ефесе было то, что многие оставили свои дурные обычаи, что, конечно, возбудило противодействие со стороны многих неверующих, особенно в том классе людей, который главным образом содержался на счет благотворения Дианы (см. Дмитрий Серебреник). В одно время ап. Павел едва-едва не впал в руки своих врагов (Деян 19:13-41). В этом городе ап. Павел воспользовался гостеприимством Онисифора. Ефес посетил некто Аполлос Александриец, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Еф 18:24). Ефес был местопребыванием ап. и ев. Иоанна Богослова, который здесь и скончался. В Откровении Иоанна Богослова (Ин 2:1-11) содержится грозное вразумление ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою. Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенною точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. Бедная турецкая деревушка, называемая Айся Солюк, занимает теперь место древнего славного города. В 431 году в Ефесе был собран третий вселенский собор.
Словарь Нюстрема :
Столица проконсульской Асии, провинции на западном берегу Малой Азии, при реке Каистре, между Смирной и Милетом. Ефес был особенно известен благодаря храму Дианы, который считался одним из 7-ми чудес света. Жители Ефеса отличались суеверием, любовью к роскоши, расточительностью и развратной жизнью. Павел проповедывал здесь в 54 году по Р.Хр. (Деян 18:19); там жило много евреев, с которыми он беседовал и которые просили его остаться у них. Во время своего второго, более чем двухлетнего пребывания там, он образовал общину из обращенных евреев и греков (Деян 19:9); те из обращенных, которые занимались чародейством, сожгли свои книги, ценою в 50 000 драхм, т.е. около 15 000 рублей (Деян 19:19). В это же время серебрянник Димитрий, терпевший убытки, так как вследствие проповеди Павла, люди переставали покупать изготовляемые им модели храма Дианы, произвел в городе возмущение (Деян 19:24). Спустя несколько лет пресвитеры общины приходили к Павлу в Мелит и, после беседы, трогательно простились с ним (Деян 20:17). Возможно, что он еще раз посетил их после своего заключения в Риме (1Тим 1:3). Кроме Павла там благовествовали Акила и Прискилла (Деян 18:24-26); позднее Тимофей (1Тим 1:3) и Тихик (2Тим 4:12). Наконец, там проповедывал ап. Иоанн в последние годы своей жизни и написал им с острова Патмос послание от имени Христа; возвратившись с Патмоса в Ефес, он там и умер. Одно время Ефес был центром христианской жизни в Малой Азии. После разрушения города готами в 262 г. слова предупреждения в Откр 2:5 исполнились буквально; во всех окрестностях близ обширных развалин не встретишь ни одного христианина. Поблизости расположена жалкая деревня Аясалик.