Загрузка

елисей

В Библии слово "елисей" упоминается в 42 стихах.

3Цар 19 : 17
кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей.
3Цар 19 : 20
И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?
4Цар 2 : 2
И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.
4Цар 2 : 4
И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.
4Цар 2 : 9
Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
4Цар 2 : 12
Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
4Цар 2 : 14
и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, -- Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.
4Цар 3 : 11
И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.
4Цар 3 : 13
И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава.
4Цар 3 : 14
И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя;
4Цар 4 : 2
И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
4Цар 4 : 8
В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.
4Цар 4 : 17
И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.
4Цар 4 : 32
И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
4Цар 4 : 38
Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.
4Цар 4 : 42
Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток -- двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
4Цар 5 : 8
Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
4Цар 5 : 10
И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
4Цар 5 : 25
Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.
4Цар 6 : 12
И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.
Слово Елисей найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Елисей (אֱלִישָׁע – от יָשַׁע в форме Hif. спасать, избавлять, освобождать = Бог есть спасение или Бог есть Спаситель; Ἐλισαιέ, Ἐλισσαιέ; Elisaeus; Елисей; L: Elisa): 3Цар.19:16. 4Цар.2:1, 3:11, 4:1, 5:8... 6:1, 7:1, 8:1, 9:1, 13:14. Сир.48:12. Лк.4:27. – Пророк израильский, сын Сафата из Авелмехолы (3Цар.19:16), ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении. Призванный к сему пророком Илией по велению Божию, он постоянно сопутствовал ему (3Цар.19:16, 19:21), и наконец при взятии Илии на небо, вместе с его милотию, сугубый получил от него дар творить чудеса (4Цар.2:1–15) и с этого времени множество творил чудес, которые ясно показывали в нем великого пророка Божия. Продолжая служение свое около 65-ти лет, при царях Израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе, он, как истинный посланник Божий, бестрепетно возвещал истину пред царями и вельможами (см. напр. 4Цар.3:13–14) и чудесами своими благодетельствовал не только частным лицам и семействам, но и целым городам и всему царству Израильскому, неоднократно спасая его от врагов его; чудеса и благодеяния его простирались и на самих врагов, напр. сириян (4Цар. 5). По чудесном переходе чрез Иордан после пророка Илии, поселившись в Иерихоне, он, по просьбе жителей, исправил воды Иерихонские, сделав их годными для употребления (4Цар.2:13–14, 18–22). В Вефиле дети, ругавшиеся над ним, растерзаны были медведицами, вследствие проклятия их пророком (4Цар.2:23–24). Во время войны израильтян вместе с иудеями против моавитян, он, по случаю недостатка воды, чудесным образом низвел воду, которая во множестве текла путем Идумейским и предсказал победу над врагами (4Цар.3:9, 16, 28–27). По случаю жалобы вдовы одного из сынов пророческих, что заимодавец угрожает, за долг ее мужа, взять в рабство детей ее, он чудесным образом умножил бывший у нее елей в сосуде, так что, продавши его, она уплатила долг, и еще ей осталось на пропитание (4Цар.4:1–7). В Сунеме, желая наградить за усердие себе одну богатую, во бездетную женщину, он предсказал ей рождение у ней сына, что чрез год и исполнилось; и когда потом взрослый сын ее умер, он воскресил его из мертвых (4Цар.4:18–37). В Галгалах, во время голода, он приказал служителю своему приготовить похлебку для сынов пророческих. По неведению положены были в нее ядовитые плоды. Пророк велел всыпать в котел муки, и пища сделалась безвредной (4Цар.4:38–41). В это время некто принес ему 20 ячменвых хлебов и сырых зерен. Пророк напитал ими сто человек, и еще осталось (4Цар.4:42–44). В Сирийском царстве был знаменитый военачальник Нееман. Он сделался болен проказой. Служанка, из пленниц израильских, находившаяся в услужении в доме его, возвестила жене его о чудотворной силе пророка израильского, и Нееман, передав об этом царю своему Венададу, получил от него дозволение отправиться в Самарию. Здесь, по приказанию пророка, он семь раз выкупался в Иордане и проказа с него сошла. Благодарный к Богу за свое исцеление, Нееман просил у пророка дозволения взять с собою земли израильской, чтобы в Дамаске построить на ней жертвенник Богу истинному: пророк позволил. И еще просил себе прощения у Бога в том, что он, как слуга царский, сопровождая царя своего в капище идольское, должен преклоняться там вместе с царем, опиравшемся на его руку, во время преклонения его пред идолом: пророк успокоил его и Нееман с миром отправился в путь свой (4Цар.5:1–19). В это время слуга пророка, Гиезий, прельщенный богатыми дарами Неемана, которых пророк не взял от него, тайно догнав его на пути и обманом выпросив у него денег и одежд, скрыл их у себя в доме. Пророк обличил его в этом обмане и корыстолюбии, и Гиезий наказан был за то проказой Неемана на всю жизнь (4Цар.5:20–27). Однажды ученики пророческие жаловались Елисею на тесноту своего помещения, и просили у него дозволения нарубить лесу и пристроить жилых комнат. Пророк согласился на это. Во время рубки леса на берегах Иордана у одного из учеников нечаянно упала секира в реку. Пророк бросил на то место кусок дерева, и железо всплыло (4Цар.6:1–7). Во время войны царя Сирийского с израильтянами Елисей открывал царю Израильскому его намерения. Неприятель, узнав об этом, осадил город Дофаим, где находился пророк. Устрашенный этим слуга пророка, уведомил его об опасности; но пророк успокоил его, показав ему вокруг себя воинство небесное, и потом сириян поразил слепотою (4Цар.6:8–23). Некогда Венадав обложил Самарию войском, чтобы изнурить ее голодом. Голод был чрезвычайный. Царь, обвиняя в этом пророка, послал воинов убить его. Пророк предсказал скорое прекращение голода. И действительно, неприятелям в следующую ночь послышался шум приближающаяся войска, и они обратились в бегство, оставив свой лагерь со всем запасом, и хлеб продавался дешево, по цене, назначенной пророком (4Цар.6:24–33, 7:1–20). При Иораме был в земле Израильской семилетний голод. Прежде наступления его пророк, предсказав о нем сунемитянке, у которой воскресил сына, советовал ей удалиться на это время из страны своей в какую-нибудь плодородную землю. Чрез это удаление она едва не лишилась было своего дома и земли своей, которые в ее отсутствие заняты были сторонними владельцами. Но, пришедши с жалобой к царю в то время, когда Гиезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (4Цар.8:1–6). Во время болезни Венадада, царя Сирийского, Елисей пришел в Дамаск. Царь послал Азаила узнать от него о продолжении своей жизни. Открыв Азаилу близкую смерть царя, Елисей со слезами предсказал самому Азаилу, что он будет царем Сирии к несчастью израильтян. На другой день Азаил задушил царя своего и возшел на престол его (4Цар.8:7–15). Во время осады Рамофа Галаадского царями Иудейским и Израильским, Елисей, призвав одного из сынов пророческих, велел ему отправиться с сосудом елея в воинский стан и там помазать военачальника Ииуя на царство Израильское, присоединив, что он исполнит волю Божию над домом Ахава и истребит весь род его. Вступивши на престол, Ииуй исполнил волю Божию (4Цар.8:25–29 и далее гл. 4Цар.9, 10:1–31). Но, будучи столь ревностным в истреблении дома и идолослужения Ахава, Ииуй и преемники его не истребили поклонения тельцам Иеровоама и сами служили им. После Иоахаза, сына Ииуева, сын его Иоас имел глубокое уважение к пророку, и, во время болезни его, пришедши к нему, плакал над ним, повторяя те слова, которые сам Елисей произносил к пророку Илии при вознесении его на небо: Отче, отче, колесница Израилева и кони его! Пророк велел ему пустить стрелу в восточное окно, положа на него при этом действии руки свои; и когда Иоас исполнил это, пророк сказал, что, это стрела избавления от Бога против Сирии, и после сего велел царю ударять стрелами в землю. Царь, ударив три раза, остановился. Пророк с негодованием сказал, что ты только три раза, поразишь сириян (4Цар.13:14–19). Чудеса пророка не ограничились его жизнью; он и по смерти своей творил чудеса. Пророк умер и погребен был. Чрез год по смерти его несли похоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю Израильскую. Несшие умершего испугались и бросили его в близлежащую пещеру. Это была пещера, где покоился прах пророка. Брошенный мертвый коснулся костей пророка, и тотчас ожил (4Цар.13:20–21). Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказываемых людям, пророк Елисей, без сомнения, много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар.2:3, 5, 4:38), и, без сомнения, из этих училищ большей частью произошли те пророки, коих так много было во времена Царств и которые частью устно, частью письменно, поддерживали веру и благочестие в народе. В заключение, вот что пишет о Елисее пророке Иисус, сын Сирахов: «Исполненный духа Илии, Елисей не трепетал во дни свои пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; как в жизни своей совершал он чудеса, так и по смерти дивны были дела его» (Сир.48:12–14). В Нов. Завете сам Господь упоминает о Елисее, как о великом пророке Божием, давая видеть в чудесах и исцелениях его премудрые пути Промысла Божия. «Много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, – говорил Он в обличение неверия своих соотечественников; – и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Так Бог, действуя чрез своих посланников в людях, как бы сокращает иногда чудотворную силу свою, когда люди оказываются не достойными Его чудес и знамений (Лк.4:23–27). Сн. Zell. 1. р. 301–303. Herz. 3. р. 766–767. Библ. Ист. митр. Фил. и Св. Ист. В. В. Богосл. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 659–666.

Человек :

ЕЛИСЕЙ (Бог спасёт) — известный пророк Израиля, ученик и преемник пророка Илии (3 Цар. 19:16; 4 Цар. 2:1, 3, 11; 4:1, 8). В Новом Завете это имя упоминается только однажды (Лук. 4:27).

Известные люди с именемЕлисейЕлисей — один из проповедников христианства в Кавказской Албании.Елисей — новгородский тысяцкийЕлисей Лавришевский (ум. 1250) — преподобный, основатель Лавришевского мужского монастыря.Елисей Плетенецкий — архимандрит Киево-Печерской лавры.Елисей Сумский — русский православный святой, преподобныйЕлисей (Ганаба) — архиепископ СурожскийЕлисей (Иванов) — епископ Изюмский и Купянский.Елисей (Фомкин) — епископ Урюпинский и Новоаннинский
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Елисей [еврейское Элиша, «Бог помог»]. Пророк → Илия, находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником (3Цар 19:16,19–21). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев (4Цар 2 и след.; ср. Втор 21:17). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама (4Цар 3:1), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь (4Цар 6:1–7), заботы о еде (4Цар 4:38–44) и питье (4Цар 2:19–22), других забот (4Цар 4:1–7,8–17; 4Цар 8:1–6) до воскрешения из мертвых (4Цар 4:18–37; 4Цар 13 и след.).

Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям (4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя (4Цар 7:2,17–20) или к жадному Гиезию (4Цар 5:19–27).

На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу (4Цар 3:9–27). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его (4Цар 6:8–23). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар 5:7) приходится и исцеление Неемана от проказы (4Цар 5:1–19). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается (4Цар 64Цар 7:20). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.

Наступило время исполнить поручение, данное Богом еще Илии у горы Хорив (3Цар 19 и след.): Е. должен предварить Божий суд. В Дамаске Е. предсказал Азаилу смерть Венадада и сообщил, что Азаил сам будет править Сирией (4Цар 8:7–15). Когда уже шла война между Иорамом и Азаилом (4Цар 9:14), Е. распорядился помазать в цари над Израилем Ииуя и передал ему повеление истребить дом Ахава (4Цар 9:1–13). Затем в течение более 40 лет (ср. 4Цар 10 и 4Цар 13:1) совершается суд над Израилем.

Библия ничего не говорит об обществ. служении Е. в этот период: пророк безмолвствует. Во времена царствования Ииуя и его сына Иоахаза власть сир. царя Азаила усиливается, а Израиль постепенно ослабевает (4Цар 13:3,7). Только когда Иоас, внук Ииуя, пришел к Е., и пророк со своего смертного ложа возвестил ему о трех победах над сирийцами (4Цар 13:14–19), открывая таким образомновый период истории израил. народа, отмеченный, как и прежде, Божьей помощью и участием.

Словарь Вихлицкого :
(Бог спасение) — сын (потомок) Софата из Авел-Мехолы, которого по слову Господню Илия помазал в пророка вместо себя (3Цар 19:16). После взятия Илии на небо (4Цар 2:11), Елисей вернулся в Самарию и совершил там множество чудес (Ц 3 — 13). Пророчествовал он во времена царей израильских Иорама, Охозии, Иоаса и Амасии.
Словарь Никифорова :
(Бог спасет; 3Цар 19:16, 4Цар 2:1,3,11, 4:1,8 и др.). В Новом Завете означенное имя упоминается только однажды, именно у Ев. Луки (Лк 4:27). Известный пророк во Израиле, ученик и преемник прор. Илии в пророческом служении, к которому он был призван в то время, когда орал на волах землю. Он был сын Сафата из Авел-Мехолы (3Цар 19:16-21) и во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними. Семейство пр. Елисея, как кажется, принадлежало к классу зажиточных, так как мы видим из библейского повествования, что он орал землю двенадцатью парами волов, когда встретился с ним Илия и бросил на него милоть свою (ст. 19), что для Елисея было знаком оставить все и следовать за пророком. Елисей немедленно заколол пару волов и зажарив их мясо тут же на поле роздал людям, и они ели, а сам пошел за Илиею и стал служить ему. Впрочем так как пр. Елисей должен был сделаться непосредственным преемником Илии Фесвитянина, то он, до взятия Илии на небо, является лицом не особенно выдающимся в своей деятельности, доколе не воспринял свыше сугубый дух Илии. Вот, читаем мы в Свящ. Писании, идет Илия с Елисеем из Галгалы, города находившегося, как полагают, вблизи Иерихона; из Галгалы они пошли в Вефиль и из Вефиля в Иерихон. Во время означенного пути пр. Илия дважды просил Елисея оставить его одного, но Елисей не соглашался на это, и так они дошли до Иордана, который чудесно разделился пред ними от удара милотию Илии. После сего Елисей просил Илию пред взятием его на небо, чтобы дух его был вдвойне на нем (4Цар 2:9). Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (ст. 10). Вслед за сим последовало чудесное взятие пр. Илии на небо, в вихре, на колеснице и конях огненных. Отец мой, отец мой, восклицал Елисей, взирая на возносящегося на небо своего учителя, колесница Израиля и конница его! (ст. 12). Затем он поднял милоть Илии упавшую с него и повторил ударом оною по Иордану чудо разделения реки туда и сюда (ст. 14). После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается (3Цар 20:35, 4Цар 2:1-15). Увидав Елисея, сыны пророков пошли на встречу и поклонились ему до земли. Опочил дух Илии на Елисее (2Цар 2:15), говорили они между собою, и затем просили послать их поискать тело Илии; он не охотно согласился на это. Они, искали и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. И вода стала здоровою до сего дня, замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: «иди плешивый, иди плешивый!» При чем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестие. Елисей обернувшись проклял их именем Господним, и вышли две, медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка (4Цар 2:23-24). Отсюда пошел он на гору Карм ил и оттуда возвратился в Самарию. Слово возвратился, по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе, или в стране Самарийской, этого не видно, Когда Иорам, Иосафат и царь Едомский вступили в союз между собою против Моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо — снабдил войска их и скот чудесно явившеюся водою, которая показалась впрочем Моавитянам кровью (4Цар 3:1-22). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования (4Цар 4:1-7). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Исахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить когда захочет, Женщина и муж ее были неплодными, что весьма презиралось Евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. Голова моя! голова моя болит! говорил он своему отцу и когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с нею в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти (4Цар 4:8-37). Во время голода Елисей находился в Галгале и приказал своему слуге приготовить для сынов пророческих похлебку. Тот нашел в поле дикое вьющееся растение (вероятно, из семейства тыквенных или дикого винограда), набрал плодов этого растения, несомненно ядовитых, и всыпал их в котел. Когда приготовленное из них кушанье отведали, тотчас же все почувствовали смертельную боль и вскричали: смерть в котле, человек Божий! Елисей приказал принести муки, всыпал ее в котел, и пища стала безвредною (4Цар 4:38-41). Около того же времени пророк чудесно насытил двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами в шелухе сто человек. Все насытились, и еще осталось (4Цар 4:42-44). Следующее затем его чудо состояло в исцелении Неемана от проказы. Выкупавшись семь раз в водах Иорданских, по приказанию Елисея, Сирийский военачальник исцелился от удручавшей его болезни. На это чудо указывал сам Господь во время Своей проповеди в Назарете (Лк 4:27). Нееман, исцелившись от проказы, прибыл из Сирии в Самарию, где опять находился в то время пророк. Елисей решительно отказался от богатых даров, предложенных ему Нееманом за чудесное исцеление, но его слуга, Геезий, хитростью выпросил у него два таланта серебра и две праздничных одежды, будто бы для бедных учеников пророческих с горы Ефремовой, пришедших к Елисею, и спрятал все это у себя. Человек Божий тотчас же узнал о сем, и проказа Неемана перешла на Геезия. И вышел он (Геезий) от него (т.е. пророка) белый от проказы, как снег (4Цар 5:1-27). Спустя несколько времени ученики пророческие начали постройку более просторного помещения для себя, для чего нужно было им на Иордане нарубить дерев. И вот, во время работ один из них уронил топор свой в реку, и Елисей, бросив в воду кусок дерева, заставил топор всплыть на поверхность реки (4Цар 6:1-7), после сего пр. Елисей неоднократно уведомлял царя Израильского о тайных намерениях и засадах царя Сирийского, с которым первый находился в то время в войне. Узнав об этом и сильно разгневавшись, царь Сирийский послал целое ополчение в Дофан схватить пророка, но после чудесного видения пророком огненных коней и колесниц и после его молитвы Сирийские полчища были поражены слепотою; впрочем, по его же молитве, они исцелились от слепоты и пророк отпустил их живыми к своему царю (ст. 8-23). Вскоре за сим Венадад царь Сирийский осадил Самарию и довел осажденный город до крайней степени голода, так что ослиная голова продавалась по 80 серебряных сиклей, а четвертая часть каба голубиного помета по 5 сер. сиклей. Иорам, приписывая причину голода Елисею, послал воинов убить пророка, а потом и сам поспешил к нему. На упрек Иорама Елисей обещал немедленное (на следующий же день) прекращение голода. Действительно, ночью в тот же день, неприятель, пораженный внезапным страхом, бежал от стен Самарии, а сановник, не поверивший обещанию пророка, был растоптан народом в воротах города, согласно с предсказанием, что он увидит своими глазами прекращение голода, но вкушать хлеба уже не будет (4Цар 6:24-33, 4Цар 7:1-20). Пророк предсказал Сонамитянке, у которой воскресил сына, семилетний голод и пред наступлением оного советовал ей удалиться на время в землю Филистимскую. Через это удаление она едва было не лишилась дома и земли своей, которые в ее отсутствие были заняты сторонними владельцами, но, пришедши с жалобою к царю, когда Геезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (4Цар 8:1-6). После того Елисей отправился в Дамаск, где предсказал насильственную смерть Венадада, и помазал елеем в преемники ему Азаила, заметив при сем, что он принесет много зла Израилю (4Цар 8:7-25). Вероятно, он получил это поручение еще от пророка Исаии (3Цар 19:15), точно также как один из сынов пророческих помазал Ииуя в цари над Израилем в Рамофе-Галаадском (3Цар 19:16), по указанию самого Елисея. Последнее пророчество, соединенное с символическим действием, Иоасу, внуку Ииуя, состоявшее в том, что он одержит над Сириянами только три победы, не уничтожит их совершенно, исполнилось с поразительною точностью. Чудеса пророка не ограничились его жизнью, он и по смерти своей творил чудеса. И по успении его пророчествовало тело его, замечает премудрый сын Сирахов (Сир 48:14). По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году, а смерть в 838 г. до Р.Х. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года (Stromata III, lib I); в этом он почти согласен с хронологиею Иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет. Через год по смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время появилась толпа Моавитян, производивших набег на Израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в близ лежащую пещеру, в которой покоился прах пророка (в гроб Елисеев). От прикосновения к останкам Елисея брошенный мертвец тотчас же ожил, и стал на ногах своих (4Цар 13:20-22). Едва ли можно читать свящ. повествование о пр. Елисее и не заметить некоторую противоположность пр. Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пр. Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом. его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным, как то мы и видим из некоторых вышеприведенных нами фактов его жизни. Он много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар 2:3-5, 4Цар 4:38), имел тесное общение с сынами пророческими и, без сомнения, из этих училищ большею частью произошли те пророки, которых было так много во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе. В среде Иудеев, Магометан и др. сохранилось не так много преданий о пр. Елисее, как о его предшественнике. Иудеи например говорят, что человек, возвращенный к жизни прикосновением к костям пр. Елисея, был муж пророчицы Олдамы; Магомет отзывается о нем в своем Коране с большою похвалою; Греческая, Коптская и Эфиопская церкви причисляют его к лику святых. Наша Православная кафолическая восточная Церковь празднует память св. пр. Божия Елисея в 14-й день июня месяца.