Еммануил → Имена Иисуса Христа.
Еммануил (עִמָּנוּאֵל = с нами Бог; Ἐμμανουήλ; Emmanuel; Еммануилъ): Ис.7:15, 8:8. Мф.1:23. – Имя Еммануила в первый раз читается у пророка Исаии. Случай, по которому изречено это пророчество, был следующий: два царя, Сирийский Рансон или Рецин, и Израильский Факей, соединились вместе против Иудейского царя Ахаза, чтобы, покорив Иудею, свергнуть Ахаза с престола и истребить весь царственный дом или род Давидов, и возвести на престол новую династию. В этих трудных обстоятельствах Ахаз решился искать помощи у ассириан (4Цар.16:7). Тогда является к царю пророк Исаия, и от лица Божия уверяет его, что замыслы тех царей не сбудутся и совет их разрушится, и в подтверждение истины слов своих предлагает ему просить у Бога знамения, и когда царь отказался от сего, пророк, обращаясь ко всему дому Давидову, продолжает: «Итак, сам Бог дает вам знамение. Се Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил... Прежде, нежели научится этот младенец отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Смысл пророчества таков: дом Давидов не лишится царства, ибо из него в свое время должен родиться от Девы Еммануил, т. е. Мессия; до тех пор царствующий род Давидов не прекратится, и враги, грозящие ему теперь, ни в чем не успеют. Здесь отдаленное будущее событие – рождение от Девы Еммануила – представляется у пророка знамением или доказательством ближайшего события – избавления от врагов (Ис.7:4…). Таким образом, кроме многого другого здесь представляются два предсказания: одно касается временного и внешнего избавления народа Божия от врагов, как настоящего избавления от царей Сирийского и Израильского, так и имеющего некогда последовать – от самых египтян и ассириян, на которых так полагался Ахаз (Ис.7:4, 16, 17–19, сн. Ис.10:5–34); другое – рождения от Девы Еммануила, или пришествия Мессии (Ис.7:14, 8:8–10, 9:6–7, 11:1–2...), который имел доставить роду человеческому высшее избавление, избавление от тьмы неведения, от рабства греха, от смерти и вечного осуждения. Здесь в настоящем частном обстоятельстве открывается пред взором пророка величайшее, всеобъемлющее событие, в частном – всеобщее, в близком настоящем – отдаленное будущее, в земном и временном – духовное и вечное. Что в последнем предсказании возвещается явление в мир не простого обыкновенного потомка из дому и роду Давидова, но особенного, чрезвычайного, и именно Мессии или Христа, то это видно 1) из самого наименования Его Еммануилом; наименование это значит «с нами Бог» и указывает на такое лицо, в котором сам Бог будет обитать среди людей, и которое, след., будет соединять в себе Божество и человечество. Никакому другому лицу, кроме Мессии, не может принадлежать такое имя. 2) Из истории рождения Еммануила. Еммануил родится от Девы, и, след,. родится чудесным, сверхъестественным образом, и в этом-то состоит величие знамения, которое Бог чрез пророка возвещает Ахазу; здесь возвещается не простое обыкновенное рождение младенца, а рождение особенное, необыкновенное, сверхъестественное, рождение Богочеловека от Девы. 3) Из множества других обстоятельств, из качеств и действий, какие пророк усвояет имевшему родиться Младенцу. Он называет Его Владыкой Израиля, Коего царская власть будет простираться по всей широте земли Его (Ис.8:8), и со временем явления Его в мире соединяет время распространения славы, света и просвещения для земли Завулоновой и Неффалимовой, для Галилеи языческой, для людей, живущих во тьме и в тени смертной (Ис.9:1–3), и далее продолжает о Нем: «Младенец родился нам, Сын дан нам, и имя Его: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века (Ис.9:6–7); и наконец, показывает самые высокие дарования Духа и истинно царские качества, которыми украшен будет этот потомок Давидов (Ис.:11:1–16, 12:1–6). Все это может принадлежать только Мессии – Богочеловеку. – Событие давно оправдало уже это чудное предсказание. Еммануил пришел на землю, и евангелист засвидетельствовал истину события (Мф.1:22–23). Господь обитал с человеками, соединяя в себе Божеское и человеческое естество (Ин.1:14. Рим.9:5. и др.). Он просветил нас, седящих во тьме и тени смертной, Своим Божественным учением. Он искупил нас от греха и вечного осуждения, открыв нам свободный доступ ко Отцу и Своей благодатью нисходя к нам до теснейшего духовного с нами общения (Ин.1:14, 16–17, 14:23, 17:26. 2Пет.1:4 и др). В новом мире, на новой земле исполнится и это слово Писания: «Се скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог будет с ними Богом их» (Откр.21:3). Сн. Арх. Мак. Введ. в Прав. Бог. 1847 г. стр. 236–242, Догм. Бог. Филар. Арх. Черн. ч. 2. стр. 87–88. Архим. Мих. Толк. Ев. от Мф.стр. 13–14. Zell. 1. р. 696. Keil и Del. на пр. Исаию.
ЕММАНУИЛ (с нами Бог) — еврейское имя Господа Иисуса; оно встречается в первый раз в пророчестве Исайи о рождении Спасителя от Девы (7:14).
Известные люди с именемЕммануилИммануил КантИммануил ВаллерстайнИммануил ВеликовскийИммануил ФихтеИммануэль Римский