Загрузка

еврей

В Библии слово "еврей" упоминается в 5 стихах.

Быт 39 : 17
И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною [и говорил мне: лягу я с тобою],
Быт 41 : 12
там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;
Втор 15 : 12
Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
Ион 1 : 9
И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
Филл 3 : 5
обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
Слово Еврей найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Еврей, Евреи, Еврейский (הָעִבְרִים ,הָעִבְרִי ,עִבְרִי – см. Евер; Ἐβραῖος, περάτης, ἑβραῖοι; Hebraeus, Hebraei; пришелецъ, Евреинъ, Еврейскій, Евреи; L: Ausländer, Ebráer, Ebraisch): Быт.14:13, 39:14, 17, 40:15, 43:32. Исх. 1:15–16, 19, 2:6–7, 11, 13. 3:18, 5:3, 9:1, 13. Числ.24:24. Втор.15:12. 1Цар.4:6, 13:3, 7, 19,. 14:11, 21, 29:3. Иудифь.10:12. Иер.34:9. Ин.1:9. Лк.23:38. Деян.6:1. Флп.3:5. Кор.11:22. и др. – Имя народа еврейского, ведущего род свой от Евера и патриарха Авраама, из потомства Симова (Быт.10:24–25, 11:14–15, 14:13. Числ.24:24). Слова: Еврей, Евреи, Евреянка, Евреянки, Еврейский, часто встречаются в Св. Писании о потомках Авраама. Так, напр., называются: сам Авраам (Быт.14:13), Иосиф (Быт.35:14, 17), Давид (1Цар.29:3), жены Израильские (Исх.1:15–16,19, 2:6–7. Втор.15:12, Иер.34:9), Иудифь.10:12, 14, 18), ап. Павел (Флп.3:5), и вообще иудеи и народ израильский (Быт.43:32. Числ.24:24. 1Цар.4:6. 13:3, 7, 19, 14:11, 21). – Касательно производства этого имени существуют особенно два мнения. Иные хотят видеть в нем не родовое имя, а нарицательное, данное Аврааму, как пришельцу в земле Ханаанской (Быт.14:13), пришедшему сюда с другой стороны, из-за Евфрата (Нав.24:3). Так объясняется слово это у Гезениуса, Розенмюллера, Фюрста и других. Другие принимают его за имя родовое, производя его от имени Евера, сына Арфаксада, сына Симова. В пользу последнего мнения можно привести следующее. 1) Имя Евера, как родоначальника племени, существовало уже еще до Авраама и его переселения в землю Ханаанскую, в том же Симовом потомстве, из которого происходил и Авраам (Быт.10:24–25. сн. ст. 21), и поэтому и Аврааму натурально называться евреем или еверовым – не по переселению его из-за Евфрата, а именно потому, что он происходил из племени Еверова (Быт.11:14–26). – 2) Название еврея, в первый раз встречающееся в Св. Писании в истории Авраама, стоит с определенным членом הָ, которым дается видеть здесь известное и определенное родовое имя, подобно как в слове аморреянин; иначе оно стояло бы без члена (Быт.14:13). – 3) О Симе, из племени которого был Евер, прямо говорится, что он отец всех сынов Евера, т. е. родоначальник этого племени или этого народа. Не сказано: евреев (עִבְרִים), каковое имя можно было бы принять и за нарицательное, в смысле пришельцев, а сказано: сынов Евера, т. е. известного лица из его потомков. – 4) Евер и в других местах Писания представляется как родоначальник племени евреев. Напр., слова Валаама: «корабли от Киттима смирят Евера» (Числ.24:24), очевидно, имеют тот смысл, что смирят народ, произошедший от Евера, т. е. евреев. – Флавий прямо говорит, что по имени Евера, сына Салы, сына Арфаксада, нынешних иудеев сначала называли евреями. Древ. К. 1. гл. 6. § 4. – 5) Желая удержать свое мнение, противники утверждают, что в словах Писания: «Сим – отец всех сынов Евера» (Быт.10:21) под сынами Евера надобно понимать обитателей страны за – Евфратской, так как бы было сказано (вместо сынов Евера): всех пришельцев из-за Евфрата. Но тогда так было бы и выражено: которые пришли из-за реки. Сн. 6-е здесь. Еще страннее, иные не хотят признавать имя Евера данным ему от родителей, а полагают, что оно дано после, потомками – израильтянами. Так как же, спрашивается, звали его до израильтян? Израильтянами стали называться евреи со времени патриарха Иакова. Ужели же до этого времени Евер был без имени, или даже и вовсе его не было, а теперь только выдуман?.. 6) Принимать слово «еврей – עִבְרִי» за одно с выражениями: «тот, который за рекою» (2Цар.10:16: אֲשֶׁר֙ מֵעֵ֣בֶר הַנָּהָ֔ר), «цари по эту сторону реки» (3Цар.4:24: מַלְכֵ֖י עֵ֣בֶר הַנָּהָ֑ר), «областеначальники заречные» (1Ездр.8:36. Неем.2:7: פַֽחֲו֖וֹת עֵ֣בֶר הַנָּהָ֑ר), не позволяет недостаток в нем той полноты и определенности, какая находится в этих выражениях. Тогда и об Аврааме было бы выражено: муж, который пришел из-за реки, или муж заречный; такая определенность тем более требовалась, что здесь в первый раз употребляется слово это. – 7) Да и нет никакой нужды прибегать к таким насильственным толкованиям, когда имя Евера известно в этом же родословии Сима, обратившееся потом в народное (Быт.14:13, 40:15. Числ.24:24). Сн. Ges. р. 733–734. Fürst 2. р. 108–109. Запис. на Кн. Быт. 1819 г. Ч. 2. стр. 47–48.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Еврей I. В Быт 10 сын Ноя Сим назван отцом «всех сынов Евера», своего потомка в третьем поколении. Согласно библ. родословиям (Быт 11:10–26; 1Пар 1:19–27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от которого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е. (Быт 14:13). Помня о том, что Е. Авраам — один из «сынов Еверовых», отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово «еврей» может обозначать и того, кто «перешел», «преступил», кто «происходит с той стороны (Евфрата)», что также совпадает с данными о личности Авраама (см. Ис Нав 24 и след.). В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, т.е. Е. (Быт 39:14,17; Быт 41:12; Быт 43:32), сам Иосиф называет свою родину «землей Евреев» (Быт 40:15). Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие «еврей».

II. Со временем слово «еврей» приобрело более конкретное значение. Им стали называть исключит. израильтян — для противопоставления их другим народам и людям неизраил. происхождения. Египтяне их также называли Е. (Исх 1 и след.,19; Исх 2 и след.,11,13). Моисей подчеркнуто говорит фараону о «Боге Евреев» (Исх 3:18; Исх 5 и др.). Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е. (1Цар 4:6,9; 1Цар 14:11; 1Цар 29 и др.). Когда корабельщики спросили пр. Иону, из какого он народа, он ответил им: «Я — еврей» (Иона 1 и след.). После плена, рассеяния и слияния → идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр. происхождение. Именно в это время ап. Павел говорит о себе, что он Е. (2Кор 11:22; Флп 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение.

III. В ВЗ слово «Е.» употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд. рабов, или при особых обстоятельствах (Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:9,14). Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр. народу, которую он разделял со своим господином (см. Втор 15:15).

IV. Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, которые упоминаются в различных аккад. клинописных текстах (в егип. текстах они названы апиру), с библ. евреями. Словом «хабиру» обозначены иностр. наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, т.е. оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к.-л. этнич. группе. Заключения, которые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова «Е.» в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов «хабиру» и «еврей» не доказано. Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива → Телль-Амарны (XV в. до Р.Х.) дает некоторые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, которые там упомянуты. В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на который (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином. Фонетич. тождество слов «иври» и «хабиру» спорно, но, однако, присутствие слова «хабиру» во внебибл. источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями. Тем не менее окончат. суждение здесь не вынесено.

Словарь Вихлицкого :
Всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт 14:13). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер, а), либо от глагола ебер — переходить через (который произошел, возможно, от слов из-за реки — Нав 24:2-3). Под этим именем израильтяне были широко известны другим народам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другое название — иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве). Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по РХ евреи сделались наиболее жестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецких концлагерях их погибло 6 млн. В настоящее время евреев в мире насчитывается около 13 млн и по главным странам своего рассеяния они распределены следующим образом: США — 5,8 млн, Израиль — 3,5 млн, Россия — 1,6 млн, Франция — 0,5 млн, Англия — 0,4 млн, Канада — 0,3 млн. (см. Иудей, рассеяние)
Словарь Никифорова :
Еврфи, еврейский (пришлец; Быт 14:13) — слова употребляемые для означения народа Еврейского, происшедшего от Авраама. Слово Еврей происходит или от патр. Евера, сына Салы, одного из предков Авраама, или от Евр глагола Eber (переходить через), что значит пришлец чужой земли, народ известный под именем Евреев пришел в Ханаанскую землю через Евфрат, и потому естественно, что Хананеи назвали их Евреями, т.е. пришельцами из другой страны, как мы вообще говорим о каком либо иностранце, что он прибыл из за моря. Несмотря на то, в пользу первого мнения говорит то обстоятельство, что Евер, будучи отцом Фалека (Быт 10:25, Быт 11:16), при жизни которого произошло разделение народов, легко мог сообщить свое имя потомкам. Такое мнение принимается Евсевием и другими преимущественно пред прочими. Евреи стали называться Иудеями только в позднейший период своей истории, — название происшедшее от Иуды. Впрочем за несколько времени до Р.Х. снова появилось прозвание Еврей, и мы встречаем оное в Деян 6:1 и в некоторых посланиях (2Кор 11:22, Флп 2:5).