Загрузка

филистимляне

В Библии слово "филистимляне" упоминается в 80 стихах.

Быт 10 : 14
Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим.
Быт 26 : 14
У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
Быт 26 : 15
И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
Быт 26 : 18
И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его.
Суд 10 : 11
И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне,
Суд 14 : 4
Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.
Суд 15 : 6
И говорили Филистимляне: кто это сделал? И сказали: Самсон, зять Фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и [дом] отца ее.
Суд 15 : 9
И пошли Филистимляне, и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи.
Суд 15 : 11
И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними.
Суд 15 : 14
Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его.
Суд 16 : 9
[Между тем один скрытно сидел у нее в спальне.] И сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнана сила его.
Суд 16 : 12
Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. [Между тем один скрытно сидел в спальне.] И сорвал он их с рук своих, как нитки.
Суд 16 : 14
[И усыпила его Далида на коленях своих. И когда он уснул, взяла Далида семь кос головы его,] и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью; [и не узнана сила его].
Суд 16 : 20
Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него.
Суд 16 : 21
Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников.
1Цар 4 : 1
[И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами.] И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
1Цар 4 : 2
И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
1Цар 4 : 6
И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
1Цар 4 : 7
И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
1Цар 4 : 9
укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
Слово Филистимляне найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10:13 : «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» (Быт 10:13). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9 можно понять, что Ф. происходили с о-ва → Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. — ф-ма мн.ч.) — это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; Быт 26:1; Исх 13:17; Исх 15:14; Исх 23:31).

А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались.

В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000–1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195–1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), которую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя →Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. кроме того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в 1Цар 30:16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под → хелефеями и → фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из которых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти «владельцы Филистимские» поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа.

В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (1Цар 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (1Цар 8). Согласно 1Цар 13:3 (ср. 1Цар 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 1Цар 10:5). Саул некоторое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (1Цар 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (1Цар 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 3Цар 16:15). Иуд царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8).

Ф. упоминаются и в ассирийских надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и перситское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (→ Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; Иер 47:1; Иез 25:15–17; Ам 1:6–8; Соф 2:4–7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5–7).

Словарь Геце :

Их родоначальник Каслухим. Быт 10:13−14.

Обитали в земле Кафтор. Иер 47:4. Ам 9:7.

Покорили Аввеев и заняли весь западный берег Ханаана. Втор 2:23.

Иные звались: Кафторимы. Втор 2:23.

Также Кретиты. 1Цар 30:14. Соф 2:5.

Страна их Филистимская. Пс 86:4, Пс 107:10.

Делились на пять областей. Нав 13:3. Суд 3:3; 1Цар 6:16.

Имели несколько благоустроенных городов. 1Цар 6:17.

Земля их Богом отдана Израильтянам. Иис. Нав 13:2−3, Нав 15:45, Нав 15:47.

Во времена патриархов имели у себя царей. Быт 21:22, Быт 21:34, Быт 26:8.

Горды. Зах 9:6.

Язычники. Суд 16:23; 1Цар 5:2.

Суеверны. Ис 2:6.

Воинственны. 1Цар 17:1, 1Цар 28:1.

Сильны и велики ростом. 1Цар 17:4−7; 2Цар 21:16, 2Цар 21:18−20.

Иные из них послужили к испытанию Израиля. Суд 3:1−3.

Постоянно были в союзе с кем-либо против Израиля. Пс 82:8. Ис 9:11−12.

Самегар убил шестьсот филистимлян и освободил Израиля. Суд 3:31.

Теснили Израиля одиннадцать лет после смерти Иаира. Суд 10:7−8.

Теснили Израиля сорок лет по смерти Авдона. Суд 13:1.

Самсон был предназначен освободить Израиля от филистимлян. Суд 13:5.

Самсон женился на филистимлянке. Суд 14:1, Суд 14:10.

Самсон убил 30 филистимлян близ Аскалона. Суд 14:19.

Самсон сжег виноградники. Суд 15:3−5.

Самсон убил многих за смерть своей жены. Суд 15:7, Суд 15:8.

Самсон убил тысячу челюстью осла. Суд 15:15−16.

Самсон пленен и ослеплен. Суд 16:21.

Самсон разрушил дом Дагона и убил множество филистимлян. Суд 16:29−30.

Они поразили Израиля у Авен-Езера. 1Цар 4:1−2.

Поразили Израиля и взяли ковчег. 1Цар 4:3−11.

Поместили ковчег в доме Дагона. 1Цар 5:1−4.

Господь покарал их за удержание ковчега. 1Цар 5:6−12.

Отослали ковчег, и болезнь покинула их. 1Цар 6:1−18.

Чудесным образом поражены при Массифе. 1Цар 7:7−14.

Ионафан разбил охранный отряд их в Гиве. 1Цар 13:3−4.

С сильным войском вторглись в пределы Израиля. 1Цар 13:5, 1Цар 13:17−23.

Ионафан с оруженосцем своим разбил отряд их. 1Цар 14:1−14.

Чудом разсеяны. 1Цар 14:15−23.

Саул находился в беспрерывной войне с ними. 1Цар 14:52.

Делали вызов Израилю чрез единоборцев. 1Цар 17:4−10.

Поражены Израилем и преследованы до Аккарона. 1Цар 17:1, 1Цар 17:52.

Давид:

Убил Голиафа. 1Цар 17:40−50.

За сто краеобрезаний получил в жену дочь Саула. 1Цар 18:25−27.

Нередко поражал их в царствование Саула. 1Цар 19:8, 1Цар 23:1−5.

Убежал к ним, ища убежища. 1Цар 27:1−7.

Снискал доверие царя Анхуса. 1Цар 28:2, 1Цар 29:9.

Был обманут ими. 1Цар 29:2−7.

Нередко поражал их во время своего царствования. 2Цар 5:17−23, 2Цар 8:1, 2Цар 21:15−22, 2Цар 23:8−12.

Имел охрану из филистимлян. 2Цар 8:18. Иез 25:16. Соф 2:5.

Они собрали все свои силы против Израиля у Афека. 1Цар 29:1.

Секелач, один из городов их, разграблен Амаликитянами. 1Цар 30:1, 1Цар 30:2, 1Цар 30:16.

Израиль поражен ими, Саул — убит. 1Цар 31:1−10.

Они поражены Наватом при Гавафоне. 3Цар 15:27.

Бог наслал их против Иорама. 2Пар 21:16−17.

Осия поразил их. 2Пар 26:6−7.

Нападали на Иудею при Ахазе. 2Пар 28:18−19.

Поражены Езекиею. 4Цар 18:8.

Израиль осужден за подражание им. Суд 10:6. Ам 6:2, Ам 9:7.

Пророчества их касающиеся:

Союз с Сириею против Израиля. Ис 9:11−12.

Наказание совместно с прочими народами. Иер 25:20.

Опасность после падения Тира. Зах 9:3, Зах 9:5.

Чужое племя будет ими повелевать. Зах 9:6.

Ненависть к Израилю полностью отмщена. Иез 25:15−17. Ам 1:6−8.

Полное уничтожение рукою фараона. Иер 47:1−4. Соф 2:5−6.

Разрушение и опустошение их городов. Иер 47:5. Соф 2:4.

Земля их поступит во владение Израиля. Авд 1:1. Соф 2:7.

Способствуют возстановлению Израиля. Ис 11:14.

Словарь Вихлицкого :
Потомки Каслухима (Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до Екрона (Быт 10:14; Нав 13:3). В Иез 16:57 их земля названа Филистима, а в 1Цар 30:14 — Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Втор 2:23; Иер 47:4; Иез 25:16; Ам 9:7), будучи народом, родственным Кафторимам. Хотя они являлись народом, близким египтянам, их язык был понятен евреям (1Цар 17:43-45), в то время как в разговоре с египтянами им нужен был переводчик (Быт 42:23; Пс 80:6). Филистимляне не обрезывались (Суд 14:3; 1Цар 17:36), хотя и египтяне, и евреи обрезывались. Это был очень воинственный народ. Евреи его не покорили и он постоянно вел с ними войны. Давид убил Голиафа, Филистимлянина, но позже нашел убежище среди этого народа (1Цар 27:1-7). Из этого народа при Давиде набирались Хелефеи и Фелефеи. После завоевания и разрушения Газы Александром Великим, этот народ постепенно исчез, но, как полагают, название Палестина произошло от его имени (в еврейских текстах земля филистимская называется Пелешет). Филистимляне в 1Цар 7:14 названы Аморреями, а в Нав 13:3; Соф 2:5 — Хананеями. Пять главных городов Филистимлян были: Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф. (см. народы древней Палестины)
Словарь Никифорова :
(Страна странников; Быт 10:14, Пс 60:8). Земля Филистимская, населенная Филистимлянами, тянулась по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что Филистимляне были Египетского происхождения (Быт 10:14) и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита (Ам 9:7), отчего они называются иначе Кафторимами (Втор 2:23). Когда Евреи овладели Ханааном, Филистия была разделена на пять областей или сатрапий (Нав 13:3). Исторические книги Ветх. Зав. обилуют повествованиями о битвах Евреев с Филистимлянами, о переменных победах и поражениях того и другого народа (1Цар 4,7,8, 2Цар 5:17, 2Цар 8:1, 2Цар 23:9, Ис 20:1 и многие другие). Касательно сего языческого народа было изречено много замечательных пророчеств (Иер 47, Иез 25:15-17, Ам 1:6-8, Зах 9:5), которые все исполнились почти буквально в должное время. После разрушения Александром Великим Филистимского города Газы, Филистимляне весьма редко упоминаются в Священном Писании в качестве особого народа. С появлением Христианства, начало Церкви Христовой положено в этой стране самими апостолами. Азот, Лидда, Иоппия слышали проповедь самих апостолов (Деян 8:40, Деян 9:32-43). Со времен Константина Великого до нашествия Сарацин Христианская Церковь здесь процветала; Газа, Аскалон, Азот, служили кафедрою Христианских епископов. Впрочем, в настоящее время в бывшей земле Филистимской мало населенных мест, и эти места давно уже представляют одни груды развалин.
Словарь Нюстрема :
(евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными (египтяне же обрезывались); израильтяне, которые нуждались в переводчиках при переговорах с египтянами, никогда не пользовались таковыми в сношениях с филистимлянами. Некоторые думают, что филистимляне дали название городу Пелузиуму и также пелузийскому рукаву Нила. Из Египта они вышли в южную часть Ханаана, еще до Авраама (Быт 21:32), в то время, как другое родственное племя Кафторим поселилось на острове Крит и оттуда в позднейшее время переправилось на Палестинское побережье, к северу от Газы (Ам 9:7, Иер 47:4). Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян, хотя название телохранителей Давида, хелефеи и фелефеи, напоминает о двух переселившихся народах. Филистимляне и критяне часто упоминаются вместе (Срав. 1Цар 30:14, Иез 25:16, Соф 2:5).

У филистимлян уже во время Авраама были цари и крупные города (Быт 20:2, Быт 21:32). После выхода из Египта Бог не повел Израиль через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны (Исх 13:17). Их область была намечена для колена Иудина (Нав 15:45), но во время Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято (Нав 13:2); впоследствии филистимляне большей частью были совершенно независимыми, являясь как бы занозой в боку Израиля. Долгое время, начиная от Судей до Саула включительно, они притесняли народ Божий. Их победителями были Самегар (Суд 3:31), Самсон (Суд 14:1 и дал.), Самуил (1Цар 7:1) и Саул (1Цар 14:47), хотя они не могли совершенно покорить их. Во времена Саула филистимляне до такой степени разорили израильтян, что те не имели ни одного собственного кузнеца и должны были ходить к филистимлянам оттачивать топоры и другие орудия (1Цар 13:19 и дал.). Они сохранили независимость до времени царя Давида, который покорил их (2Цар 5:17, 2Цар 8:1, 2Цар 21:5, 2Цар 23:9 и дал.). Из филистимлян Давид набрал себе телохранителей, которые остались верны ему в несчастии (2Цар 15:18 и дал.). После Давида филистимляне не тревожили израильтян до царствования Иорама, при котором они снова восстали (2Пар 21:16). Озия успешно воевал с ними (2Пар 26:6 и дал.). Во времена Ахаза они производили опустошения в Иудее (2Пар 28:18). Езекия снова усмирил их (4Цар 18:8). Во время войн Ассирии с Египтом филистимляне потерпели много бедствий и вместе с народами Сирии, Финикии и Палестины должны были изъявить покорность Навуходоносору. Затем они подпали под власть персов, и впоследствии — под власть Александра Великого, который разрушил Газу, единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление. Римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез, но название их небольшой области Фелешет или Фелистея все еще существует под измененным названием — Палестина. (Так обозначается теперь вся область между Египтом и Ливаном). Филистимляне известны в истории как воинственное племя, занимавшееся в то же время, и земледелием, и ремеслами (Быт 26:1, Суд 15:5, 1Цар 13:20, 1Цар 17:5 и дал.). Их богами были Дагон и Веельзевул. Жрецов и прорицателей у них было очень много (1Цар 6:2, 4Цар 1:2, Ис 2:6). На войну они брали с собой своих идолов; один раз им пришлось оставить их (2Цар 5:21). Из рассказов о детях, рожденных от смешанного брака, которые говорили наполовину по-азотски, наполовину по-иудейски (Неем 13:24) видно, что между их языком и еврейским существовало различие в произношении.

Пророчества о филистимлянах находятся в Иер 47, Иез 25:15, Ам 1:6 и дал.