Галаад, Галаадитида, Галаадский, Галаадитянин (הַגִּלְעָדִי ,גִּלְעָד – из גַּל груда камней, холм, и עֵד свидетель = холм свидетель; Γαλαάδ, Βουνὸς μάρτυρ, Γαλααδιτίς, Γαλααδίτης; Galaad, Tumulus testis, Galaadites; Галаадъ, холмъ свидѣтель, Галаадскій, Галаадітинъ; Gilead, Gileaditer): Быт.31:21, 23, 25, 47, 37:25. Числ.32:1, 39. Втор.2:36, 3:10, 12, 13, 15, 16. 34:1. Нав.12:2, 5, 13:11, 25, 31, 17:1, 20:8, 22:9, 13, 15. Суд.5:17, 7:3, 10:3, 8, 17, 11:5... 29, 40, 12:4, 20:1, 21:8–12. 1Пар.5:9–10, 16, 26:31. 2Цар.2:9, 17:26, 19:31, 21:12, 24:6. 3Цар.2:7, 4:13, 19, 17:1, 22:3... 4Цар.10: TOC \o «1–5» \h \z 33, 15:25, 29, 1Ездр.2:61. Неем.7:63. Иудифь.1:8, 15:5. Пс.59:9, 107:9. Песн.4:1, 6:6. Иер. 8:22, 22:6, 46:11, 50:19. Иез.47:18. Ос.6:8, 12:12. Ам.1:3, 13. Авд.1:19. Мих.7:14. Зах.10:10. 1Макк.5:9, 17, 20, 25, 27, 36, 45, 55, 13:22. – Галаадом называется, во-первых, гора по ту сторону Иордана, где патриарх Иаков, при своем возвращении из Месопотамии, достигнут был тестем своим Лаваном, и где они, по своем примирении, воздвигли холм из камней в ознаменование их мирного союза (Быт.31:21, 23, 2, 44–48). А потом, так называется и страна Заиорданская, иногда, вся – от горы Ермона до реки Арнона (Втор.34:1. Суд.20:1. 4Цар.10:33); иногда только Галаад и Васан (Нав.17:1. 3Цар.4:19. 4Цар.10:33. 1Пар.5:16. Мих.7:14); иногда же Галаад в теснейшем смысле, отдельно от Васана (Нав.17:1. 4Цар.10:33). Васан собственно занимал северную часть, от Ермона до Иеромакса; а Галаад – южную, от Иеромакса до Арнона, не доходя, впрочем, до самого Арнона, а оканчиваясь выше него, около Иазера и Есевона (Числ.32:1. Нав.12:2, 4–5, 13:25. 2Цар.24:5–6). Потоком Иавок Галаад разделялся на две половины (Втор.3:12–13. Нав.12:2, 4–5, 13:25, 31). Границей Галаада на севере были река Иеромакс и Васан, на юге – города: Иазер, Ароир и Есевон, на востоке – земля Аммонитская. Между городами Галаада особенно упоминаются: Иазер, Ароир, Сокхов, Пенуел, Маханаим, Рамоф, Иавис, и др. См. Карт. Палес. Кипер. изд. Чирик. и Атл. Менке. Во время завоевания земли обетованной при Навине в северной части Заиорданской области владычествовал Ог, царь Васанский – в Астарофе и Едреи, а в южной – Сигон, царь Аморрейский – в Есевоие или Хесбоне (Числ.21:32–33. Втор.1:4, 2:30, 3:3 и д. Втор.4:46–48. 29:7, 31:4. Нав.2:10, 9:10, 12:2, 4–5, 13:8–12. 3Цар.4:19. Неем.9:22. Пс.135:19–20. 134:11). По завоевании всех этих земель И. Навин отдал их коленам Рувимову, Гадову и половине Манассииной, которые изобиловали стадами и для которых эти земли представлялись весьма удобными. Коленам Рувимову и Гадову отдал он южные земли до Арнона, а северные, половину Галаада и весь Ваасан – половине колена Манассиина (Числ.32:33, 39–40. Втор.3:12–13, 14, 15, 16. Нав.13:15... 24… 29... 17:1, 5–6. 4Цар.10:33). В некоторых местах говорится, что Галаад отдан Махиру, первому сыну Манассии, который по имени Галаада назвал и сына своего Галаадом (Числ.26:29. Втор.3:15. Нав.17:1). Но это надобно понимать не обо всем Галааде, а только о северной половине его, так как южная от Иавока принадлежала коленам Рувимову и Гадову (Втор.3:16 сн. ст. 12–13. Нав.12:2, 13:31). Впрочем, о Галааде и Васане большей частью говорится вместе (Нав.17:1. 1Пар.5:16. Мих.7:15). Земли эти сначала нередко подвергались нападениям аммонитян (Суд.11:4–33.1Цар.11:1–11. Но были между галаадитянами и сильные и воинственные люди, как Исфай (Суд.11:1 и. д. сн. Суд.12:4), и земля их иногда служила убежищем и для жителей западной части Иордана (1Цар.13:7. 2Цар.2:8–9, 17:24). Нельзя не упомянуть здесь и о добродетельном Верзеллие Галаадитянине (2Цар.17:27–29, 19:31–39). По разделении царства Галаад составлял часть Израильского царства. Но введенное Иеровоамом идолослужение и распространяющееся отсюда нечестие было причиной того, что Бог начал отрезать здесь части от израильтян. По смерти Ахава, Азаил, царь Дамасский, опустошил все земли Заиорданские, весь Галаад (4Цар.10:32–33). Наконец, Феглаффелласар, царь Ассирийский, переселил жителей Галаада в Ассирию (4Цар.15:29). По возвращении из плена иудеи снова начали селиться и в земле Галаадской; но они много должны были терпеть там от язычников. Уже Иуда Маккавей спас от угрожавшей погибели, поразив живущих там язычников и израильтян переселив в Иудею (1Макк.5:9, 20–54). Около времен И. Христа заиорданская страна носила название Переи в обширном смысде (см. Перея). У Флавия древний Галаад носит название Галаадитиды (Γαλααδῖτις) и отделятся от Ватанеи и Гавланитиды. Древний Васан около его времени разделялся на пять областей: Гавланитиду, Итурею, Авранитиду, Трахонитиду и Ватанею. Ныне эти земли вообще носят название Гаурана (сн. Herz. 11, р. 34–35. Карт. Чирик. и Атл. Менке). Касательно физического положения Галаада и всей страны Заиорданской, от Ермона до Арнона, должно заметить, что вся эта страна представляет собой обширную, возвышенную и волнообразную равнину, покрытую множеством гор, из коих некоторые весьма высоки, простираясь до 4000 футов высоты над уровнем моря, но которые не составляют сплошных горных хребтов, а разделяются множеством долин, равнин и холмов. Почва земли, хотя каменистая, меловая и глинистая, но весьма плодоносная и чрезвычайно богатая растительностью. Долины, холмы и равнины всюду покрыты зеленью, лугами, деревьями, густыми лесами, роскошными цветами и разными натуральными произрастаниями. Есть здесь множество олеандров, оливковых и фиговых дерев, сосновых и кедровых лесов, различных дубов, лавровых, виноградных, вишневых, миндальных и бальзамных дерев, душистых каприфолий, мирт и проч. и проч. Множество обильных водой рек и источников орошают обширные долины, луга и поля Галаадские. Воздух здесь чистый, свежий и благорастворенный. Красивейшие холмы и горы Галаадкие, вместе со сменяющимися обширными равнинами, отлогостями, лугами, полями и лесами, представляют взору самые восхитительнейшие виды. Нет в Европе ни одного подобного места, где бы природа являлась в такой роскошной красоте, как здесь. О богатстве здешней природы см. Быт.37:25. Числ.32:1, 4–5. Втор.32:14. Иер.8:22, 22:6, 46:11, 50:19. Мих.7:14. Пс.67:16. Песн.4:1, 6:6. и др. Сн. Опис. путеш: Волнея, Буркгардта и др. Но при всем богатстве природы ныне места эти давно лежат в самом жалком положении. По описаниям путешественников, всюду ныне представляются здесь одни развалины и запустение: невозделанные и поросшие тернием и волчцами поля, многочисленные разрушенные города и целые селения, оставленные своими жителями, опустевшие дома с обширными комнатами; группы упавших колонн, груды тесаных камней, мощеные улицы, во многих местах хорошо сохранившиеся, обвалившиеся стены строений, заброшенные земли, поля, луга и сады, поросшие дикими травами и тернием, и при всем своем запустении доставляющие обильный и прекраснейший корм многочисленным стадам, и пр. и пр... Не халдеи и вавилоняне, не цари Египта и Сирии, и не римляне только, довели землю эту до такого разорения и бедности, а деспотизм и варварство турок, а дикость, свирепость, хищения и грабительства арабов – вот разорители и опустошители страны этой, самыми развалинами и настоящим запустением своим свидетельствующей о своем огромнейшем некогда населении и величайшем естественном богатстве. Zell. 1 p. 505–506. Кейт. Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 124–144. р. 219–223. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 370–372. Сн. Васан.