Загрузка

газа

В Библии слово "газа" упоминается в 4 стихах.
Другие формы слова : газы, газе, газа, газу.

Нав 15 : 47
Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел.
Иер 47 : 5
Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их.
Соф 2 : 4
Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится.
Зах 9 : 5
Увидит это Аскалон и ужаснется, и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем.
Слово Газа найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Газа (עַזָה – от עָזַז – крепость, укрепленное место; Γαζα; Gaza; Газа): Быт.10:19. Втор.2:23. Нав.10:41, 11:22, 13:3, 15:47. Суд.1:18, 6:4, 16:1, 21. 1Цар.16:17. 3Цар.4:24. 4Цар.18:8. 1Пар.7:28. Иер.25:20, 47:1, 5. Ам.1:6, 7. Соф.2:4. Зах. 9:5. 1Макк.11:61, 62, 18:43. Деян.8:26. – Город филистимский, из пяти известнейших филистимских городов (Нав.13:3. Суд.3:3. 1Цар.6:4, 17–18), служивший пределом хананеев на юге Палестины (Быт.10:19. Втор.2:23. Нав.10:41); лежит на юг от Аскалона, выше потока Весорского. При разделе земли обетованной город этот причислен к колену Иудину (Нав.15:47); но, кажется, он не был еще покорен иудеями (Нав.13:1–3). Уже во времена Судей Иуда взял Газу с другими городами филистимскими (Суд.1:18); но вскоре филистимляне опять, должно быть, завладели ими (Суд.3:1–4) и они оставались у них и во времена Судей, и во времена Царей. Во времена Сампсона, Самуила, Саула и Давида, Газа была филистимским городом (Суд.16:1, 21. 1Цар.6:1, 17, 7:14 и др.). Давид хотя положил конец владычеству филистимлян над Израилем, и смирил их, и даже завоевал у них Геф (1Пар.18:1. Сир.47:8), но не подчинил их себе, и Газа с прочими главными городами оставалась самостоятельной и независимой. То же должно сказать и о Соломоне (3Цар.4:24. 2Пар.9:26). Оставаясь самостоятельным и независимым народом, филистимляне всегда оставались враждебными к иудеям, и цари Иудейские должны были вести е ними войны. Царь Озия счастливо воевал с ними (2Пар.26:6–7); царь Езекия поразил их до Газы (4Цар.18:8. сн. 2Пар.28:18). И пророки около этого времени часто предсказывали падение Газы (Иер.25:20, 47:5. Ам.1:6. Соф.2:4. Зах.9:5), и суд Божий постиг филистимлян. Фараон, царь Египетский, поразил Газу (Иер.47:1). Потом город этот вместе с другими городами должен был перейти во власть царя Вавилонского (4Цар.24:7. сн. Иер.25:15–26). Александр Македонский, после двухмесячной осады, взял и разрушил его. Снова восстановленный по смерти Александра, он завоеван был Антиохом III-м, и перешел под власть сирийских царей. Во времена Маккавейские несколько раз был разоряем (1Макк.11:61, 18:48. Флав. Древн. ХIII. 13, 3). По завоевании Иудеи Помпеем, Газа получила от него привилегию свободного города, и снова построена была проконсулом Габинием, но несколько к югу от развалин древнего города (Omon. Евс. и Иерон.: Gaza). Имп. Август подарил ее Ироду Великому. После она присоединена к Сирии (Древн. Иуд. ΧVII. ΧI, 4). В Нов. Зав. о Газе упоминается только в истории обращения вельможи Эфиопской царицы Кандакии (Деян.8:26); но и здесь видно, что город этот находился в запустении; ибо, относить ли слова книги Деяний: «и той есть пуст» к городу, или только к дороге, все это показывает, что уже не было в этой местности ни того многолюдства, ни того движения и жизни, которые свойственны цветущим городам и местам. И после времен апостольских, он был разоряем и возобновляем несколько раз. Впрочем, как средоточие индийской и аравийской торговли, он был поддерживаем римлянами, и у писателей 4-го и следующих веков считался в числе отличных (egregiae civitates), больших (usque hodie insignis) и великолепных городов (civitas splendida, deliciosa), и, по крайней мере, с 4-го века был христианским городом, хотя там много было язычников, и во дни Юлиана язычники сильно гнали здесь христиан. По преданию, еще Филимон, к которому ап. Павел писал свое послание, был уже здесь епископом. При Диоклитиане здесь принял мученический венец Сильван епископ (Hist. Eccl. Eus. VIII. 22, 25). Отсюда были епископы на Никейском и Константинопольских Соборах. При Константине Великом, по Созомену, христианам пристани Газской Маиумы дан был особый епископ (Соз. к. 5. гл. 3). Близ Газы в 4-м веке преподобный Иларион основал общежитие монашеское (Соз. Цер. Ист. к. 3. гл. 14). Но Христианство восторжествовало здесь над язычеством уже при имп. Аркадии, и с сего времени город остался христианскям, пока в 634 г. не покорен был поклонниками Магомета. Под владычеством магометан, среди междоусобных войн между калифами, город этот слишком много, должно быть, пострадал; Крестоносцы нашли его опустошенным; развалины его далеко распространялись на холмах вокруг него и на близлежащей равнине. С первой половины 18-го века Газа совершенно потеряла уже свое значение в истории. Так-το исполнилось то, что давно предсказывали пророки. Теперь только песчаные холмы, начинающееся менее мили от нынешней Газы, по направлению к морю, голые, пустые, без всякой растительности, и множество остатков тесаных камней, белого мрамора, обрушившихся стен, колонн и других памятников, особенно вдоль берега к югу, служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Нынешний город лежит на расстоянии часа пути от моря, частью на невысоком, круглом холме, и частью на равнине, со многими развалинами. Он построен из обломков древнего города. По свидетельству Робинсона, он и теперь еще есть многолюднейший из городов Палестины; имеет до 15-ти тысяч жителей; окружен хотя песчаными холмами, но которые при поливании оказываются очень плодоносными; есть здесь прекрасная оливковая роща, простирающаяся, по крайней мере, на три мили в длину; есть несколько стоящих одиноко, больших, прекрасных деревьев; есть пальмовые рощи, роскошные фруктовые сады; равнины его покрыты засевами и зеленеющими лугами, и особенное значение город имеет еще как лучшее место для остановки проходящих здесь караванов с товарами. Жители занимаются частью торговлей, частью изделиями шерстяных материй и мыла, и частью земледелием и садоводством. Herz IV. р. 167–674. Zell. 1. р. 415. Путеш. Нор. Т. III. стр. 57–62. Кейт. Док. ист. Хр. В. 1870 г. гл. IX. стр. 365–385.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Газа 1) город в уделе Ефрема (1Пар 7:28), → Гай (1). Но возможно, что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;

2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного → Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1,5).

Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перситский царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. — Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: «На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили.

Словарь Вихлицкого :
(Быт 10:19; Втор 2:23; Нав 10:41; Нав 11:22; Нав 13:3; Нав 15:47; Суд 1:18; Суд 16:1, Суд 16:2, Суд 16:21; 3Цар 4:24; 4Цар 18:8; Иер 25:20; Иер 47:1, Иер 47:5; Ам 1:6, Ам 1:7; Соф 2:4; Зах 9:5; Деян 8:26) — один из пяти главных филистимских городов, отданный по жребию колену Иудину, но так и не взятый им. Расположен на берегу Средиземного моря южнее остальных филистимских городов. (см. Филистимляне)
Словарь Никифорова :
(Твердыня, укрепление; Быт 10:19) один из пяти известнейших Филистимских городов, расположенный на берегу Средиземного моря, на южной границе Хананеев, в колене Иудином (Суд 1:18, 1Цар 6:71, Деян 8:12) и находившийся в 60 англ. милях на ю.-з. от Иерусалима. Иисус Навин не мог овладеть им, и хотя колено Иудино получило оный в удел, но он оставался в руках его недолгое время, на самом же деле он был Филистимским городом. В царствование Ахаза и Иофама хотя Газа и приобрела себе независимость, но снова лишилась оной при царе Иудейском Езекии (4Цар 18:8). Затем она попала во власть Персов и Халдеев, и наконец взята Александром Великим после пятимесячной осады. В Новом Завете Газа упоминается в связи с повествованием о крещении евнуха Эфиопской царицы (Деян 8:12). Во времена Евсевия, г. Газа находился в цветущем состоянии, но с тех пор постепенно приходил в упадок и разорение, и теперь состоит из трех небольших селений с тремя или пятью тысячами жителей (по Робинсону до 15 тысяч). Нынешняя Газа, называемая Арабами Гуззех (Ghuzzeh), расположена частию на холме, частию на низменности. дома построены из камня, но по наружности бедны и некрасивы. Местность в окрестностях города живописна и плодородна, растительность обильна. много пальмовых рощ и фруктовых садов. Жители занимаются торговлею хлебом, выделкою мыла. шерстяных материй и проч. Жители г. Газы сообщают путешественникам много преданий о Самсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма, которые он ниспровергнул, а равно и холм, на который он внес на своих плечах городские ворота.