Загрузка

голубь

В Библии слово "голубь" упоминается в 6 стихах.

Быт 8 : 9
но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
Быт 8 : 11
Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Ис 38 : 14
Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.
Ос 7 : 11
И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию.
Мф 3 : 16
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Лк 3 : 22
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Слово Голубь найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Голубь, горлица. 1) в древности в Палестине одной из наиб. распростр. птиц были Г. как дикие, так и домашние. В Библии неоднократно упоминается горлица, Streptopelia turtur (Песн 2:12; Иер 8:7), которая встречалась в нескольких разновидностях. Горлиц, наряду с прируч. Г. приносили в жертву (Лев 1:14,11; Лк 2:24; и проч). В Песн 2:14; Иер 48:28, вероят-но, подразумеваются сизые Г., от которых произошли домашние Г. и которые до сих пор распространены в Палестине;

2) в качестве жертв, животного Г. упоминается еще в рассказе о жертвоприношении Авраама при заключении им завета с Богом (Быт 15:9); впоследствии Г. был единств, птицей, которую разрешалось приносить в жертву (жертва) бедным людям в жертву за грех (Лев 5:7) и в жертву очищения по исцелении от проказы (Лев 14:22), в жертву очищения матери после родов (Лев 12:6,8; Лк 2:24), очищения мужчины после истечения из тела (Лев 15:14), а также в жертву от назорея (→ назорей) (Чис 6:10). Жертвенных Г. продавали во дворе храма (Мф 21:12; Ин 2:14); 3) Г. — символ простоты и кротости (Мф 10:16) и воплощение Св. Духа (Мф 3:16; Мк 1:10; Лк 3:22; Ин 1:32). Звуки, издаваемые Г., сравниваются со стенаниями человека (Ис 38:14; Иез 7:16; Наум 2:7). «Голубица», как ласкат. слово, многократно употребляется в Песне Песней (Песн 1:14,12).

Словарь Геце :

Годен в пищу. Втор 14:11.

Приносили в жертву. Быт 15:9. Лев 1:14.

Продавали во дворе храма. Мф 21:12. Ин 2:16.

Характеристика голубя:

Простота. Мф 10:16.

Приятный вид. Песн 2:14.

Глаз кроткий. Песн 1:14.

Голос сладок. Песн 2:14.

Перья красивыя. Пс 67:14.

Печальный крик голубя применен к разрушению Ниневии. Наум 2:7.

Обитает в ущельях скал. Песн 2:14. Иер 48:28.

Любит посещать потоки вод. Песн 5:12.

Выпущен Ноем из ковчега. Быт 8:8, Быт 8:10, Быт 8:12.

Символ мира. Быт 8:11.

Предвестник весны. Песн 2:12.

В переносном смысле о:

Святом Духе. Мф 3:16. Ин 1:32.

Скорбящих. Ис 38:14, Ис 59:11.

Обращающихся к Господу. Ис 60:8.

Возвращении Израильтян из плена. Ос 11:11.

Словарь Вихлицкого :
Чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: будьте ... просты, как голуби (Мф 10:16). И на Иисуса Христа после Его крещения Дух Святой сошел также в телесном виде голубя (Мф 3:16; Ин 1:32). Закон давал право бедным людям приносить в жертву вместо агнца голубя (Лев 5:7; Лев 12:8), в связи с чем разведение голубей в древней Иудее было распространенным занятием.
Словарь Никифорова :
(Быт 8:9) — чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущельях скал, под кровом утесов (Песн 2:14, Иер 48:28); они отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобными воркованиями. На это воркование указывается в книгах пророческих (Пс 38:14, Иез 7:16, Наум 2:7). Также указывается в Свящ. Писании на голубиную нежность, чистоту и любовь (Пс 74:14, Песн 1:15, a href="Песн 2:14">2:14, a href="Песн 4:1">4:1 Песн 5:2, Песн 6:9). Дух Святой сошел на Спасителя в виде голубя (Мф 3:16, Мк 1:10, Лк 3:22, Иона 1:32). Когда Свящ. Писание говорит о глазах голубиных, значит, что глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца (Ос 7:11), и говорит, что когда Иудеи будут возвращаться в отечество из Египта то они встрепенуться из Египта, как птицы и из земли ассирийской, как голуби (Ос 9:11). Давид в своей горести так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс 54:7). О прилете голубей говорится как о признаке весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей (Песн 2:12). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт 8:11). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам принес вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя (Быт 15:9). Когда рождалось дитя, то от матери требовалось в известное время принести в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. По бедности она могла принести в жертву только двух горлиц или голубей (Лев 12:6-8). Из сего мы можем заключит о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, — когда в 40-й день по Его рождении, она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных вместо агнца (Лк 2:24). В храме сидели продавцы этих птиц, который Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:14-16). Разведение голубей было распространенным занятием Иудеев (Пс 60:8), как и доселе водится на Востоке. Они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют солнечные лучи. Слова Ис 67:14 «расположившись в уделах своих вы стали как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» можно понимать, как два противоположных состояния Израильтян, к которым он обращается в два различных периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты поношением, но во дни благополучия будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. Надо заметить, что писатель 4 книги Царств (4Цар 6:25), изображая бедствия и голод во время осады Самарии Венададом ц. Сирийским, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра, до такой крайности доходили тогда Израильтяне (4Цар 26 и пр.). Подобные бедствия были во время осады Иерусалима ц. Римским Титом. Послам Езекии было сказано, что осажденные израильтяне будут есть помет свой и пить свою мочу (Ис 36:12, 4Цар 18:27). Гомер (законченность, совершенство) — имя двух лиц: (Быт 10:2,3) старший сын Иафета и родоначальник народа, сохранившего свою национальность даже до времен Иезекииля (Иез 38:6). Гомер был родоначальник тех, которых греки называют Галатами, но которых в его время называли Гомерянами. Другие думают, что они тождественны с древними Кимрами, потомки которых остаются в Ирландии и Валлафе.(Ос 1:3) — имя дочери Дивламма, жены прор. Осии, женщины блудейной, которую он должен был взять за себя, в ознаменование неверности и отступления от Бога Израилева. Гомор или Омер (Исх 16:16, Исх 18:32) — десятая часть ефы или бата, равная вместимостью трем сатам, т.е. содержала в себе 432 яичных скорлупы, именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день; (полтора гарнца). Гоморра (погружение, потопление) (Быт 14:2-8) — один из пяти городов в долине Сиддимской, разрушенных за нечестие от Господа серным огнем (см. Асфальтово море). Гоморра часто упоминается вместе и Содомом для обозначения крайнего нечестия в народе (Ис 1:10) и строгости суда Божия против нечестивцев (Соф 2:9; Рим 9:29). Гонаф (защита, покровительство) (3Цар 16:24,22) — отец Фамния, который оспаривал после смерти Замврия Израильский престол у Амврия. Гора соблазна (4Цар 23:13) — южная часть возвышения Элеонской горы, лежавшей к в. от Иерусалима. Здесь лежали идольские капища, устроенные Соломоном для своих жен язычниц (3Цар 11:7). Горам (возвышенный, высокий) (Нав 10:33) — царь Газерский. Во время завоевания Израильтянами ю.з. части Палестины, он пришел на помощь Лахису, но пораженный Иисусом Навином погиб со всем своим народом. Горгий (1Мак 3:38) — военачальник Антиоха Епифана, разбитый наголову Иудой Маккавеем (1Мак 4:1-26). Горен-Гаатад, или Авел-Мизраим (площадь или гумно Атада) (Быт 50:10-11) — слово Авель здесь означает плач, а вся фраза плач египтян или Египта. Основание для этого наименования есть в Быт 1:11. Место это прежде называлось Гумно-атада. Иероним говорит, что в его время оно называлось Беф-Агла (Нав 15:6, Нав 18:19), которую он полагал близ Иерихона или ближе к Хеврону, но точное положение неизвестно.