(Быт 8:9) — чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущельях скал, под кровом утесов (Песн 2:14, Иер 48:28); они отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобными воркованиями. На это воркование указывается в книгах пророческих (Пс 38:14, Иез 7:16, Наум 2:7). Также указывается в Свящ. Писании на голубиную нежность, чистоту и любовь (Пс 74:14, Песн 1:15, a href="Песн 2:14">2:14, a href="Песн 4:1">4:1 Песн 5:2, Песн 6:9). Дух Святой сошел на Спасителя в виде голубя (Мф 3:16, Мк 1:10, Лк 3:22, Иона 1:32). Когда Свящ. Писание говорит о глазах голубиных, значит, что глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца (Ос 7:11), и говорит, что когда Иудеи будут возвращаться в отечество из Египта то они встрепенуться из Египта, как птицы и из земли ассирийской, как голуби (Ос 9:11). Давид в своей горести так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс 54:7). О прилете голубей говорится как о признаке весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей (Песн 2:12). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт 8:11). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам принес вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя (Быт 15:9). Когда рождалось дитя, то от матери требовалось в известное время принести в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. По бедности она могла принести в жертву только двух горлиц или голубей (Лев 12:6-8). Из сего мы можем заключит о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, — когда в 40-й день по Его рождении, она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных вместо агнца (Лк 2:24). В храме сидели продавцы этих птиц, который Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:14-16). Разведение голубей было распространенным занятием Иудеев (Пс 60:8), как и доселе водится на Востоке. Они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют солнечные лучи. Слова Ис 67:14 «расположившись в уделах своих вы стали как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» можно понимать, как два противоположных состояния Израильтян, к которым он обращается в два различных периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты поношением, но во дни благополучия будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. Надо заметить, что писатель 4 книги Царств (4Цар 6:25), изображая бедствия и голод во время осады Самарии Венададом ц. Сирийским, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра, до такой крайности доходили тогда Израильтяне (4Цар 26 и пр.). Подобные бедствия были во время осады Иерусалима ц. Римским Титом. Послам Езекии было сказано, что осажденные израильтяне будут есть помет свой и пить свою мочу (Ис 36:12, 4Цар 18:27). Гомер (законченность, совершенство) — имя двух лиц: (Быт 10:2,3) старший сын Иафета и родоначальник народа, сохранившего свою национальность даже до времен Иезекииля (Иез 38:6). Гомер был родоначальник тех, которых греки называют Галатами, но которых в его время называли Гомерянами. Другие думают, что они тождественны с древними Кимрами, потомки которых остаются в Ирландии и Валлафе.(Ос 1:3) — имя дочери Дивламма, жены прор. Осии, женщины блудейной, которую он должен был взять за себя, в ознаменование неверности и отступления от Бога Израилева. Гомор или Омер (Исх 16:16, Исх 18:32) — десятая часть ефы или бата, равная вместимостью трем сатам, т.е. содержала в себе 432 яичных скорлупы, именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день; (полтора гарнца). Гоморра (погружение, потопление) (Быт 14:2-8) — один из пяти городов в долине Сиддимской, разрушенных за нечестие от Господа серным огнем (см. Асфальтово море). Гоморра часто упоминается вместе и Содомом для обозначения крайнего нечестия в народе (Ис 1:10) и строгости суда Божия против нечестивцев (Соф 2:9; Рим 9:29). Гонаф (защита, покровительство) (3Цар 16:24,22) — отец Фамния, который оспаривал после смерти Замврия Израильский престол у Амврия. Гора соблазна (4Цар 23:13) — южная часть возвышения Элеонской горы, лежавшей к в. от Иерусалима. Здесь лежали идольские капища, устроенные Соломоном для своих жен язычниц (3Цар 11:7). Горам (возвышенный, высокий) (Нав 10:33) — царь Газерский. Во время завоевания Израильтянами ю.з. части Палестины, он пришел на помощь Лахису, но пораженный Иисусом Навином погиб со всем своим народом. Горгий (1Мак 3:38) — военачальник Антиоха Епифана, разбитый наголову Иудой Маккавеем (1Мак 4:1-26). Горен-Гаатад, или Авел-Мизраим (площадь или гумно Атада) (Быт 50:10-11) — слово Авель здесь означает плач, а вся фраза плач египтян или Египта. Основание для этого наименования есть в Быт 1:11. Место это прежде называлось Гумно-атада. Иероним говорит, что в его время оно называлось Беф-Агла (Нав 15:6, Нав 18:19), которую он полагал близ Иерихона или ближе к Хеврону, но точное положение неизвестно.