Загрузка

иерусалим

В Библии слово "иерусалим" упоминается в 344 стихах.

Нав 15 : 8
отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу;
Нав 18 : 28
Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их.
Суд 1 : 7
Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там.
Суд 19 : 10
Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
1Цар 17 : 54
И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.
2Цар 5 : 6
И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: "ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые", -- это значило: "не войдет сюда Давид".
2Цар 8 : 7
И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.]
2Цар 10 : 14
Аммонитяне же, увидев, что Сирийцы бегут, побежали от Авессы и ушли в город. И возвратился Иоав от Аммонитян и пришел в Иерусалим.
2Цар 11 : 22
И пошел [посланный от Иоава к царю в Иерусалим], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения. [И разгневался Давид на Иоава и сказал посланному: зачем вы близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что вас поражать будут со стены? кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем вы близко подходили к стене?]
2Цар 12 : 31
А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.
2Цар 14 : 23
И встал Иоав, и пошел в Гессур, и привел Авессалома в Иерусалим.
2Цар 15 : 8
ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.
2Цар 15 : 29
И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим, и остались там.
2Цар 15 : 37
И пришел Хусий, друг Давида, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим.
2Цар 16 : 15
Авессалом же и весь народ Израильский пришли в Иерусалим, и Ахитофел с ним.
2Цар 17 : 20
И пришли рабы Авессалома к женщине в дом, и сказали: где Ахимаас и Ионафан? И сказала им женщина: они перешли вброд реку. И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим.
2Цар 19 : 34
Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царем в Иерусалим?
2Цар 20 : 22
И пошла женщина по всему народу со своим умным словом [и говорила ко всему городу, чтобы отсекли голову Савею, сыну Бихри]; и отсекли голову Савею, сыну Бихри, и бросили Иоаву. Тогда [Иоав] затрубил трубою, и разошлись от города все [люди] по своим шатрам; Иоав же возвратился в Иерусалим к царю.
2Цар 24 : 8
и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
2Цар 24 : 16
И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина.
Слово Иерусалим найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Иерусалим, Иерусалимляне, иерусалимский יְרוּשָׁלַיִם, יְרוּשָׁלִַם, יְרוּשְׁלֵם = основание или жилище мира; Ἰερουσαλήμ, Τὸ Ἰερουσόλυμα; V. и L: Ierusalem; Іерусалимъ):

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Первоначально, возможно, «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом — «мир» (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассирийских надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом — «святой» (см. Ис 52:1; Мф 4:5).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на котором стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия — «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. — Верхний город (772 м). Таким образом, на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» (3Цар 8:29; ср. Пс 67:17; → Избрание (II,2а) → Ковчег завета → Давид → Храм → Соломон).

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название — «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем — по туннелю, который был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название — Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в которые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по которым в храм поступала вода из источника в → Ефаме (1) — из т.наз. прудов Соломона (см. Екк 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев — Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8,21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар 11:8; ср. → Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также → Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11 — в Синодальном переводе — «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма → Офел. кроме того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 3Цар 9:15,24).

Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. (4Цар 22:14; Соф 1:10 — в Синодальном переводе — «другие ворота»), которая из-за своей формы получила название «ступа» (Соф 1:11; в Синодальном переводе — «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 2Пар 27:3; 2Пар 32:5; 2Пар 33:14), но вплоть до вавил. → плена И., вероятно, больше не расширялся;

2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до Р.Х. — филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар 12:17,18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот — на четыреста локтей (4Цар 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар 18–19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном → Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар 25); → Год (II).

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, который в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.

Номерами 1–4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев;

5 — Овечьи (Неем 3:1; Неем 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; Неем 12:39);

6 — Рыбные ворота (Неем 3:3; Неем 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах 14 и «средними» в Иер 39:3;

7 — Старые (Неем 3:6; Неем 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар 14:13; Иер 31:38; 2Пар 26:9; Зах 14:10);

8 — Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: «И восстановили Иерусалим до стены широкой»). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8,11; Неем 12:38);

9 — ворота Долины (Неем 2:13; Неем 3:13; 2Пар 26:9), которые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетельствуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;

10 — Навозные ворота (Неем 2:13; Неем 3:13,14; Неем 12:31), называемые также «воротами между двумя стенами» (4Цар 25:4) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер 19:2);

11 — ворота Источника (Неем 2:14; Неем 3:15; Неем 12:37), рядом с которыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей;

12 — Водяные ворота (Неем 3:26; Неем 8:1,16; Неем 12:37);

13 — Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;

14 — внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синодальном переводе — «ворота Гаммифкад»; Неем 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение некоторых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, которая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, которые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1–4; III в. до Р.Х.).

Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил → храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и → Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);

2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строительство. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидетельства своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132–135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, которые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

Словарь Геце :

Древний Салим. Быт 14:18. Пс 75:1 Пс 3:1.

Древний Иевус. Нав 15:8, Нав 18:28. Суд 19:10.

Царь его разбит Иисусом Навином. Нав 10:5−23.

По жребию достался колену Вениаминову. Нав 18:28.

Отчасти захвачен и сожжен Иудою. Суд 1:8.

Прежде обитали в нем Иевусеи. Суд 19:10−11.

Затем разделили обладание им с Иудою и Вениамином. Нав 15:63; Суд 1:21.

Окончательно покорен Давидом. 2Цар 5:6−8.

Расширен при Давиде. 2Цар 5:9.

Стал столицею. 2Цар 5:9, 2Цар 20:3.

Избранный город Божий. 2Пар 6:6; Пс 134:21.

Временно резиденция римского Наместника. Мф 27:2, 19.

Римский наместник переселился в Кесарию. Деян 23:23−24, Деян 25:1−13.

Город Божий. Пс 45:5, Пс 47:2.

Город Господень. Ис 60:14.

Город Иудин. 2Пар 25:28.

Город Великого Царя. Пс 47:2. Мф 5:35.

Город праздничных собраний. Ис 33:20.

Город праведности. Ис 1:26.

Город правды. Зах 8:3.

Город неоставленный. Ис 62:12.

Город верный. Ис 1:21, 26.

Город святой. Неем 11:1. Ис 48:2. Мф 4:5.

Престол Господа. Иер 3:17.

Сион. Пс 47:12. Ис 33:20.

Сион святого Израилева. Ис 60:14.

Окружен горами. Пс 124:2.

Обнесен валом. 3Цар 3:1.

Укреплен фортами и бойницами. Пс 47:12−13.

Вход в него воротами. Пс 121:2. Иер 17:19−21.

Езекия устроил водопровод для ... 4Цар 20:20.

В нем хранились военные трофеи. 1Цар 17:54, 2Цар 8:7.

Прекрасно расположен. Пс 47:2.

Слитый — «в одно». Пс 121:3.

Любезный Иерусалим Песн 6:4.

Совершенство красоты. Плач 2:15.

Радость всей земли. Пс 47:2. Плач 2:15.

Князь над областями. Плач 1:1.

Великий. Иер 22:8.

Многолюдный. Плач 1:1.

Деловитый и шумный. Ис 22:3.

Богатый при Соломоне. 3Цар 10:26−27.

Храним Богом. Ис 31:5.

Примеры заступничества Божия. 2Цар 24:16; 4Цар 19:32−34; 2Пар 12:7.

Храм построен в нем. 2Пар 3:1.

Евреи собирались в Иерусалим на праздники. Лк 2:42. Пс 121:3−4.

Евреи любили Иерусалим Пс 136:5−6.

Оплакивали его бедствие. Неем 1:2−4.

Молились о благосостоянии его. Пс 50:20, Пс 121:6.

Обращались лицом к Иерусалиму во время молитвы. Дан 6:10; 3Цар 8:44.

Нечестие Иерусалима Ис 1:1−4; Иер 5:1−5; Мих 3:10.

Его идолослужение. 2Пар 28:24. Иез 8:7−10.

Нечестие его — причина бедствий. 4Цар 21:12−15; 2Пар 24:18; Плач 1:8; Иез 5:5−8.

Могилою пророков был Иерусалим Лк 13:33, 34.

Христос проповедывал в нем. Лк 21:37−38. Ин 18:20.

Христос совершил немало чудес в нем. Ин 4:45.

Христос вступил торжественно в него как царь. Мф 21:9−10.

Христос скорбел о нем. Мф 23:37. Лк 19:41.

Христос предан смерти в нем. Лк 9:31. Деян 13:27, 29.

Впервые в Иерусалиме проповедано Евангелие. Лк 24:47. Деян 2:14.

Чудесный дар Духа Святого впервые излился в нем. Деян 1:4, Деян 2:1−5.

В нем началось преследование христиан. Деян 4:1, Деян 8:1.

Первый церковный собор в нем. Деян 15:4, 6.

Бедствия, коим подвергался Иерусалим:

Взят и разрушен Сусакимом. 3Цар 14:25−26; 2Пар 12:1−4.

Взят и разграблен Иохазом, царем Израильским. 4Цар 14:13−14.

Осажден, но не взят Сеннахеримом. 4Цар 18:17; глава 19.

Взят и обложен данью фараоном Нехо. 4Цар 23:33−35.

Покорен Навуходоносором. 4Цар 24:10−11.

Взят и сожжен Навуходоносором. 4Цар 25:1. Иер 39:1−8.

Угрожаем Санавалатом. Неем 4:7−8.

Отстроен по повелению царя Кира. Езд 1:1−4.

Пророчества о нем:

Будет взят царем Вавилонским. Иер 20:5.

Превращен в груду камней. Иер 9:11, Иер 26:18.

Будет в запустении. Ис 64:10.

Отстроен царем Киром. Ис 44:26−28.

Будет жилищем покойным. Ис 33:20.

Наведет страх на врагов. Зах 12:2−3.

Христос будет его Царем. Зах 9:9.

Из него распространится Евангелие. Ис 2:3, Ис 40:9.

Разрушение его Римлянами. Лк 19:42−44.

Взятие его сопровождается большими бедствиями. Мф 24:21, 29. Лк 21:23−24.

Признаки его грядущего разрушения. Мф 24:6−15. Лк 21:7−11, Лк 21:25, Лк 21:28.

В переносном смысле:

О церкви. Гал 4:25−26. Евр 12:22.

О прославлении церкви. Откр 3:12, Откр 21:2, Откр 21:10.

Святые под охраной Божией. Пс 124:2.

Словарь Вихлицкого :
(Основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима (Ис 2:3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Цар 5:7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса, населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1:8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий:

• Ариил (Ис 29:1, Ис 29:2, Ис 29:7),

• башня стада (Мих 4:8),

• город великий,

• город великого Царя (Пс 47:3; Мф 5:35),

• город Господа (Ис 60:14),

• город Давидов (см. город Давидов, а)

• город Иудин (2Пар 25:28; Лк 1:39),

• город истины (Зах 8:3),

• город кровей,

• город правды (Ис 1:26),

• град Божий (Пс 45:5; Пс 86:3),

• долина видения (Ис 22:1, Ис 22:5),

• жительница долины (Иер 21:13),

• престол Господа (Иер 3:17),

• радость всей земли (Плач 2:15),

• Салим (Быт 14:18; Пс 75:3; Евр 7:1, Евр 7:2),

• святая гора,

• святой город,

• святыня (Иоиль 3:17),

• Сион,

• скала равнины (Иер 21:13),

• совершенство красоты (Плач 2:15),

• столица верная (Ис 1:21, Ис 1:26).

Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились.

Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:

• египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Цар 14:25-26),

• филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21:16-17),

• сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24:22-23),

• израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Цар 14:13-14),

• снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36:3-4) и, наконец,

• халдеями под предводительством Навуходоносора в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36:6-7, 2Пар 36:10; 2Пар 36:13).

В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет — в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников — Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2:20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как стена плача, в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр 12:22; Откр 3:12), нового, сходящего с неба (Откр 21:2) города будущей жизни. (см. Зилот, храм)
Словарь Никифорова :
(Основание, или жилище мира; — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом Иерусалим сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в 22 гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Mopua, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2Пар 3:1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12-ти часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2,500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гионна ю. и з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается на столько священным в глазах Турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры, по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом, Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близ лежащею местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2 1/2 англ. миль в окружности с 20,000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифезда, — врата Стефана именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых находятся на з. стороне и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, — это так называемые Золотые врата. Доселе у Магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают Турки и Арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри по близости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и Арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве Магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У Коптов, Сириян, Абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большею частью каменные, в большинстве впрочем они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима без сомнения первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего Христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших быть может до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима; но как известно, что город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают. кроме сего, много других свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова и место где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных Христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужении: впрочем храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного. За сим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий Армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит Грекам. Абиссинский монастырь — несколько к ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю Францисканскими монахами из Испанцев, Коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось Христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая Английским и Прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала:

1) Христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей:

2) Армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом Армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями;

3) Еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются Евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и наконец

4) самый большой квартал, Магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо.
Среди означенного квартала возвышается также большая Еврейская синагога и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах Евреев, Скажем в заключение несколько слов и о наших Русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностен, и составляющих не малое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь — огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем — приют для Русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются Прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и пр.; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; за тем здания для чайной, бани и др. Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев. Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т.п. Пусть любознательный и благочестивый читатель, при помощи Библии и творения Иосифа Флавия, сам постарается изучить оные с географическою картою Иерусалима в руках, при чем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.